Роль мониторинга в психологическом сопровождении обучающихся школы

Разделы: Школьная психологическая служба


Презентация

(СЛАЙД 1,2) Психологическая служба школы - один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста; основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных этапах школьного возраста.

На сегодняшний день психологическое сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

(СЛАЙД 3)Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода психологические трудности в процессе школьного обучения. Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением работы в массовой школе становится организация психологической коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации.

(СЛАЙД 4)В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития обучающихся школы, сформированности у них определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно мониторинг в психологическом сопровождении обучающихся, применяемый по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей имеет большое значение в работе школьной психологи ческой службы.

(СЛАЙД 5) Задача психологического мониторинга, по определению, состоит в сборе информации об индивидуально психических особенностях обучающихся.

(СЛАЙД 6)Мониторинг в психологической деятельности понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности.

(СЛАЙД 7)В психологическом сопровождении обучающихся школы мониторинг играет большую роль, его данные обеспечивают контроль за динамикой психического развития обучающихся.

Психологический мониторинг в системе психологической службы школы имеет свои принципиальные особенности. (СЛАЙД 8)

В ряде исследований необходимо различать "научно-исследовательскую" и "научно-практическую" мониторинговую деятельность.

Если задача первой - установить определенные закономерности психического развития, то цель второй - ответить на конкретный вопрос, выявить причину психического нарушения. На основе уже выявленных причин, целью психолога является разработать рекомендации по психическому развитию обучающихся. Дать рекомендации педагогам, работающим с обучающимися.

(СЛАЙД 9)Процедура мониторинговой деятельности в психологическом сопровождении обучающихся сложна, объемна, ответственна.

При составлении психологического мониторинга необходимо четко понимать:

  • выявляем цель, проблему, для чего мы это делаем;
  • выбираем методы исследования, которые мы будет применять в своей работе (опросники, тренинги, анкетирования, тесты и др.);
  • применяем методы исследования;
  • формируем психологический диагноз;
  • составляем мониторинг;
  • разрабатываем программу, рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

А теперь рассмотрим методы мониторинговой деятельности: (СЛАЙД 10), они делятся на:

  • наблюдение;
  • опросные методы (это опросники, интервью, анкетирования);
  • психодиагностические методики (рисуночные, физиологические: например, если мы делаем мониторинг по психическим заболеваниям; выполнение практических действий: например при определении леворукости: применяется наблюдение, а если оно не позволяет определить, то применяются методики, основанные на практических действиях ученика: нужно предложить взять предмет со стола, бросить мяч, обращается внимание на то, какая рука преобладает в действиях у ребенка);
  • тестирование (личностные, интеллектуальные, межличностные).

В работе психологической службы школы применяются методики, которые вы видите на слайде (СЛАЙД 11)

Методики, тесты Исследуемая функция
1 "Графический диктант" Изучение готовности учащихся к школьному обучению
2 Тест мотивации учения (М.Р.Ринзбург) Мотивация учения учащихся 1 класса
3 Методика "Фотография" (Н.И.Дереклеева) Изучение школьного коллектива учащихся
4 Методика исследования кратковременной памяти Кратковременная зрительная память
5 Методика изучения уровня внимания у школьников Внимание и самоконтроль
6 Тест Гудинафа-Харисса Интеллектуальное развитие
7 Пиктограмма Мыслительная деятельность
8 Тест "Палочки и крестики" Произвольная сфера
9 Тест "Вербальная и невербальная фантазия" Воображение
10 Тест школьной тревожности Филипса Уровень тревожности
11 Диагностическая методика агрессивности П.А.Романова Уровень агрессивности
12 Выявление психологического "здоровья" класса (В.А.Кобяков) Психологическое "здоровье" класса
13 Опросник "Учитель-ученик" (Е.А.Рогов) Взаимоотношения ученика с учителями
14 Анкета "Интересы и досуг" (В.В.Паскал) Интересы и досуговая сфера учащихся

Остановимся более подробно на некоторых из них:

Мониторинг агрессивности: (СЛАЙД 12)

При его составлении применялась диагностическая методика агрессивности, исследовался уровень агрессивности у обучающихся.

На начальном этапе обследования психолог, применяя метод наблюдения ,выделяет группу обучающихся, склонных к агрессии. На них заполняется карта агрессивности, в которой подсчитывается общий балл агрессивности, относящийся к одному из определенных уровней.

Автором методики Романовым выделяется 4 уровня проявления агрессивности: (СЛАЙД 13)

  • Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
  • Уровень 2 - есть опасность закрепления агрессивных реакций; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.
  • Уровень 3 - ребёнку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как растройством поведения и эмоций.
  • Уровень 4 - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение ребенка, ему требуется медикаментозная помощь.

На следующем слайде вы уже видите мониторинг количества агрессивных обучающихся в нашей школе за этот учебный год по этим четырем уровням. (СЛАЙД 14)

И на основании этого мониторинга составляется мониторинг сравнительных показателей агрессивных обучающихся за годы психологических обследований. (СЛАЙД 15)

Когда мы выявили группу обучающихся, склонных к агрессии, дальше обследуем эту группу более детально и исследуем ее тоже с помощью методики Романова "Кто есть кто - когда сердится". (СЛАЙД 16) Ребенку предлагается бланк, на котором указаны члены его семьи. Ребенок сам или с помощью психолога оценивает проявления агрессивности в семье. (Для детей детского дома делается отдельный бланк)

  • 0 - нет проявлений агрессивности;
  • 1 - проявление агрессивности наблюдается иногда;
  • 2 - часто;
  • 3 - почти всегда;
  • 4 - непрерывно.

При заполнении ученику объясняются значения картинок, например:

  • кошка - это сестра царапается, это мама сердится, как кошка, которую гладят против шерсти;
  • динозавр - это мама, когда кричит на папу; это дедушка, который бросает вилку на пол и уходит смотреть телевизор;
  • молния - это папа, когда говорит грубо на маму;
  • гвоздь - это брат, когда меня обижает, жмет, давит; это бабушка, когда ходит молчаливая и ни с кем не разговаривает;
  • змея - это сестра когда меня обижает, обзывается;
  • консервная банка - это папа, когда рвет одежду мамы или бросается ложками.

На основании этого обследования составляется мониторинг уровня проявлений агрессивности членов семьи. Рассмотрим это на примере Петровой Веры, как она сама оценивает свою агрессию. (СЛАЙД 17)

В дальнейшем мы уже видим ,какую работу в семье Веры и с кем из родителей и членов ее семьи нам нужно осуществлять.

Мониторинг тревожности (СЛАЙД 18)

Составляется на основе теста школьной тревожности Филипса. Его цель- выявление проявления уровня тревожности у обучающихся к школьному обучению.

На основе этого тестирования выделяется 8 факторов тревожности, давайте их рассмотрим (СЛАЙД 19)

1. Общая тревожность в школе - это общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - это эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - это неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.

4. Страх самовыражения - это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. (СЛАЙД 20)

5. Страх ситуации проверки знаний -это негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - это ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - низкая физиологическая сопротивляемость ребенка к стрессу - особенность, снижающая его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - это общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Далее по результатам тестирования составляется мониторинг тревожности обучающихся (СЛАЙД 21). Здесь вы видите уровень тревожности обучающихся в нашей школе. А на следующем слайде уже дается сравнительный мониторинг по уровню тревожности обучающихся школы за несколько лет. (СЛАЙД 22)

Мониторинг развития психических процессов (СЛАЙД 23)

Методики Исследуемая функция
Методика исследования кратковременной памяти Кратковременная зрительная память
Методика изучения уровня внимания у школьников Внимание и самоконтроль
Тест Гудинаф-Харисс Интеллектуальное развитие
Пиктограмма Мыслительная деятельность
Тест "Палочки и крестики" Произвольная сфера
Тест "Вербальная и невербальная фантазия" Воображение

На следующем слайде мы видим, как проходит обследование по каждой их методик. (СЛАЙД 24)

Методики Задание обучающимся
Методика исследования кратковременной памяти Запомнить 12 цифр, из образца
Методика изучения уровня внимания у школьников Найти в образце 10 ошибок
Тест Гудинаф-Харисс Нарисовать человека
Пиктограмма Нарисовать 12 определенных рисунков (подарок, печаль, ночь, плохое настроение, болезнь и др)
Тест "Палочки и крестики" Продолжить узор +I+I-I+I+I
Тест "Вербальная и невербальная фантазия" Нарисовать животное, которое не существует

(СЛАЙД 25) На этом слайде вы видите сравнительный мониторинг развития психических процессов у обучающихся нашей школы.

А теперь рассмотрим мониторинг леворукости обучающихся (СЛАЙД 26) В начале своего выступления я уже останавливалась на методах определения леворукости обучающихся.

На этом слайде вы видите мониторинг леворуких обучающихся нашей школы, на начало 2008-2009 учебного года. (СЛАЙД 27)

А это уже идет сравнительный мониторинг (СЛАЙД 28)

Мониторинг исследования детского коллектива (СЛАЙД 29) составляется на основе методики "Фотография", (автор И.П. Дереклеева). Детям предлагается нарисовать фотографию своего класса, можно заранее приготовить на бланке круги для рисования. (СЛАЙД 30). Вы видите пример фотографии, здесь можно уже оценить: кто для ребенка является авторитетом, симпатией, антипатией; какая у него самооценка.

Психолог или педагог, проводящий мониторинг, должен обратить внимание на то, как нарисован рисунок.

Дети с заниженной самооценкой обычно себя не рисуют, а авторитетов размещают в верхнем углу фото, симпатию - в середине, антипатию могут отказаться рисовать вообще :

Если ребенок не захочет кого-то рисовать, он может написать просто его имя.

На основании результатов его исследования составляется мониторинг исследования детского коллектива за год (СЛАЙД 31)

А далее уже составляется сравнительный мониторинг исследования детского коллектива (СЛАЙД 32)

Главное назначение мониторинговой деятельности в школьной психологической службе - не сравнение обучающихся друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка, отслеживание психического развития каждого ученика.(СЛАЙД 33)

Перед психологической службой школы стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности. Поэтому измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики ученика так важно. (СЛАЙД 34)

Презентация

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997 г.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М., 1999 г.
  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  4. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  5. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  6. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. - М., 2004 г.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.