Программа элективного курса по психологии для учащихся профильных классов "Выбор профессии — выбор жизненного пути"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

У выпускников 9 и 11 классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и профессионального. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь, именно на этом возрастном этапе человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Выбирать профессию следует с учётом профессиональных интересов, способностей к тому или иному виду деятельности, перспектив её востребованности на рынке труда.

Однако профессиональное образование не гарантирует трудоустройства. Для решения вопроса об устройстве на работу и обеспечении своего карьерного продвижения необходимо учитывать особенности рынка труда и собственные возможности.

Цель курса:

  • Формирование психологической компетентности учащихся; расширение границ самовоспитания и самопознания, формирования адекватной самооценки, определение мотивов выбора профиля обучения и будущей профессии;
  • Формирование навыков учащимися жизненных ценностей, перспектив и практическое применение приобретённых знаний для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения и в последующем о выборе профессии.
  • Развитие умений рефлексии своих мотивов, которые определяют выбор профиля и профессии; опыта выявления и решения проблем, связанных с выбором профиля и проектированием индивидуального образовательного маршрута; опыта рефлексии своего продвижения в образовательном процессе; опыта моделирования и выстраивания личной профессиональной карьеры;
  • Обучение технологии построения ЛПП и создания портфолио.

Поставленные цели курса достигаются с помощью методов активного обучения:

  • неимитационные - проблемные лекции, семинары, практикумы, групповые дискуссии и т.д.
  • неигровые - анализ конкретных ситуаций, решение связанных с ними проблем;
  • игровые - деловые и ролевые игры, тренинги;
  • мониторинг и диагностика - анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности.
Особенности курса
Вопрос Ответ
1 На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Психологическое информирование на базе практического курса В.Г. Колесникова "В поисках своего призвания". Формы - лекции, практические занятия, дискуссии, мозговой штурм, интервью-беседа, и др.
2 Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового? Базовый курс психологии лишь вскользь касается вопросов предмета труда, целей и средств труда. Определению жизненных планов школьника, формированию практических навыков так же отведено недостаточно внимания.
3 Каким образом будет выстроена логика подачи материала? Логика подачи материала выстраивается по принципу "от теории к практике". Это поможет школьнику самому разобраться в психологических особенностях своей личности, обозначить проблему и, возможно, найти пути её решения
4 Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам? Материал сгруппирован в 4 раздела, в которые входят 10 тем
5 Сколько времени потребуется для изучения материала? Курс рассчитан на 11 часов информационной работы ,10 часов диагностической работы,13 часов практической работы. Посещении службы занятости Жигаловского района.
6 Какими вспомогательными и материалами обеспечен данный курс? Диагностической и методический материал данного курса представлены в разделах "Учебно-методическое обеспечение" и "Приложение" .
7 Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? Анализ индивидуальных особенностей, диагностика, планирование творческое самораскрытие.
8 Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Осмысление жизненных перспектив в профессиональном вопросе, зачёты по пройденным темам, построение личного профессионального плана.
9 Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? Инициативу ученик может проявить как в изучении теоретического материала, так и практического: диагностика, общение с представителями определённых профессий, составлении личного профессионального плана.
10 Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? Активность и искренность во время занятий, умение использовать полученные знания, умение видеть свои индивидуальные особенности, в умении общаться.
11 Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? Динамика интереса к данному курсу будет отслеживаться в основном по эмоциональному восприятию учеником занятия на экране "Моё настроение" (перед занятием и после). Психологом отслеживается активность, адекватность реакций ребёнка.
12 Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? Обучение завершается представлением "Личного профессионального плана", в котором ученик говорит о своих жизненных ценностях, объясняет причину выбора профиля обучения или профессии, что или кто повлиял на его выбор

Содержание курса и учебная деятельность

Ссылки на цели Часы Тема Деятельность учащихся
№1 3 Введение в программу курса.

Что такое профессия?

Обсуждение информации. Совместная работа с родителями по анкетам входной диагностики. Сопоставление результатов.

Конспектирование информации, определение понятий.

№2,3,4 3 Ошибки в выборе профессии. . Обсуждение. Формирование списка общих ошибок при выборе профессии. Анализ. Участие в деловой игре "Определение приёмов защиты от ошибок в выборе профессии".
№2,3 4 Профессиональная мобильность.

Профессиональная идентичность (диагностика).

Участие в групповой дискуссии, мозговом штурме.

. Определение личностного смысла труда. Участие в диагностической работе по методике А.А. Азбель "Методика статусов профессиональной идентичности" самостоятельное заполнение информационной карты.

Анализ результатов

№ 1,3 5 Предмет труда. ДДО (диагностика) Определение групп предметов труда согласно их классификация профессий. Участие в диагностической работе по опроснику Климова ДДО в модификации А.А. Азбель. Работа с опросником профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.

Профориентационная игра ( упражнения предложенные Пряжниковым Н.С.

№1,2, 3 Цели труда. Средства труда. Выделение групп труда с

психологической точки зрения, в соответствии с этим выделение групп профессий. Определение понятия "средства труда" и классификация профессий по этому признаку. Конспектирование информации. Семинар

№1,3 3 Требования к уровню образования. Потенциальная доходность. . Встреча с работниками службы занятости района. Знакомство с информацией о востребованности определённых специалистов районом и требованиями к ним предъявляемыми. Беседа-интервью.
№1,2,4 3 Способности. Темперамент. Профессиональная направленность личности. Работа с диагностическим материалом. Опросник Айзенка, Голланд "Методика изучения профессиональной направленности", в модификации А.А.Азбель.
№ 3,4 5 Выбираем место учёбы Сравнительная характеристика учёбы и трудовой деятельности. Заполнение таблицы. Анализ ситуаций и решение ситуативных проблем. Работа со справочным материалом для абитуриентов.
№ 2,3 3 Ищем работу Определение путей поиска работы. 50 причин по которым люди чаще всего не получают работу. Работа по заполнению и представлении резюме. Профориентационная игра "Кадровый вопрос".
  2 Счастливого пути! Представление личного профессионального плана

Учебно-тематический план

Тема Цели Информационный блок Диагностический блок Практический блок
1 Введение в программу курса. Что такое профессия? 1 1 2 --
2 Ошибки в выборе профессии. 2,3,4 1 ---- 2
3 Профессиональная мобильность и профессиональная идентичность 2,3 1 2 1
4 Предмет труда. 1,3 1 2 2
5 Цели труда. Средства труда. 1,2 2 ---- 1
6 Требования к уровню образования. Потенциальная доходность. 1,3 2 ---- 1
7 Способности. Темперамент. Профессиональная направленность личности. 1,2,4 1 2 ----
8 Выбираем место учёбы. 3,4 1 2 2
9 Ищем работу. 2,3 1 ---- 2
10 Счастливого пути! --- ---- ----- 2
      Итого 11 Итого 10 Итого 13
Всего 34 часа

Структура курса

Ожидаемые результаты

Более высокий уровень психологической компетентности учащихся, дети получат навыки самовоспитания и самопознания, приобретённый опыт рефлексии поможет учащимся определить мотивы выбора профиля обучения и будущей профессии, адекватная самооценка.

Осознанный индивидуальный образовательный маршрут, отвечающий предъявляемым требованиям портфолио.

Личный профессиональный план, отвечающий способностям и возможностям учащихся.

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога.- СП: Питер, 2006
  2. Кондратьева О.Г. Дневник профессионального самоопределения. Методическое пособие.- Иркутск: ИПКРО., 2006
  3. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М., 2004
  4. Психологическое сопровождение выбора профессии. /Под ред. Л.М. Митиной.- М., 1998
  5. Фадеева И.Е., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ.,2004
  6. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие.- М.: Глобус, 2006
  7. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении": Лекции.- М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2007
  8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М: ТЦ "Сфера", 2005.
  9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: ИД "Первое сентября", 2004.
  10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.
  11. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005.
  12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005.
  13. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003.
  14. Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам: Руководство по планированию будущего для подростков. - Ростов-на-дону: Феникс, 2005.
  15. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-пресс, 2004.
  16. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Новая школа, 2004.
  17. Шмидт В.Р. классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8 - 11 класс. - М.: ТЦ "Сфера", 2005.
  18. "Школьный психолог" № 20 2005; №2, № 3 2006г; № 4, № 5 2007.
  19. https://psy.1sept.ru