Пояснительная записка
У выпускников 9 и 11 классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и профессионального. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь, именно на этом возрастном этапе человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Выбирать профессию следует с учётом профессиональных интересов, способностей к тому или иному виду деятельности, перспектив её востребованности на рынке труда.
Однако профессиональное образование не гарантирует трудоустройства. Для решения вопроса об устройстве на работу и обеспечении своего карьерного продвижения необходимо учитывать особенности рынка труда и собственные возможности.
Цель курса:
- Формирование психологической компетентности учащихся; расширение границ самовоспитания и самопознания, формирования адекватной самооценки, определение мотивов выбора профиля обучения и будущей профессии;
- Формирование навыков учащимися жизненных ценностей, перспектив и практическое применение приобретённых знаний для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения и в последующем о выборе профессии.
- Развитие умений рефлексии своих мотивов, которые определяют выбор профиля и профессии; опыта выявления и решения проблем, связанных с выбором профиля и проектированием индивидуального образовательного маршрута; опыта рефлексии своего продвижения в образовательном процессе; опыта моделирования и выстраивания личной профессиональной карьеры;
- Обучение технологии построения ЛПП и создания портфолио.
Поставленные цели курса достигаются с помощью методов активного обучения:
- неимитационные - проблемные лекции, семинары, практикумы, групповые дискуссии и т.д.
- неигровые - анализ конкретных ситуаций, решение связанных с ними проблем;
- игровые - деловые и ролевые игры, тренинги;
- мониторинг и диагностика - анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности.
Особенности курса | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи предпрофильной подготовки? | Психологическое информирование на базе практического курса В.Г. Колесникова "В поисках своего призвания". Формы - лекции, практические занятия, дискуссии, мозговой штурм, интервью-беседа, и др. |
2 | Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового? | Базовый курс психологии лишь вскользь касается вопросов предмета труда, целей и средств труда. Определению жизненных планов школьника, формированию практических навыков так же отведено недостаточно внимания. |
3 | Каким образом будет выстроена логика подачи материала? | Логика подачи материала выстраивается по принципу "от теории к практике". Это поможет школьнику самому разобраться в психологических особенностях своей личности, обозначить проблему и, возможно, найти пути её решения |
4 | Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам? | Материал сгруппирован в 4 раздела, в которые входят 10 тем |
5 | Сколько времени потребуется для изучения материала? | Курс рассчитан на 11 часов информационной работы ,10 часов диагностической работы,13 часов практической работы. Посещении службы занятости Жигаловского района. |
6 | Какими вспомогательными и материалами обеспечен данный курс? | Диагностической и методический материал данного курса представлены в разделах "Учебно-методическое обеспечение" и "Приложение" . |
7 | Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? | Анализ индивидуальных особенностей, диагностика, планирование творческое самораскрытие. |
8 | Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | Осмысление жизненных перспектив в профессиональном вопросе, зачёты по пройденным темам, построение личного профессионального плана. |
9 | Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? | Инициативу ученик может проявить как в изучении теоретического материала, так и практического: диагностика, общение с представителями определённых профессий, составлении личного профессионального плана. |
10 | Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? | Активность и искренность во время занятий, умение использовать полученные знания, умение видеть свои индивидуальные особенности, в умении общаться. |
11 | Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? | Динамика интереса к данному курсу будет отслеживаться в основном по эмоциональному восприятию учеником занятия на экране "Моё настроение" (перед занятием и после). Психологом отслеживается активность, адекватность реакций ребёнка. |
12 | Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? | Обучение завершается представлением "Личного профессионального плана", в котором ученик говорит о своих жизненных ценностях, объясняет причину выбора профиля обучения или профессии, что или кто повлиял на его выбор |
Содержание курса и учебная деятельность
Ссылки на цели | Часы | Тема | Деятельность учащихся |
№1 | 3 | Введение в программу курса. Что такое профессия? |
Обсуждение информации. Совместная
работа с родителями по анкетам входной
диагностики. Сопоставление результатов. Конспектирование информации, определение понятий. |
№2,3,4 | 3 | Ошибки в выборе профессии. | . Обсуждение. Формирование списка общих ошибок при выборе профессии. Анализ. Участие в деловой игре "Определение приёмов защиты от ошибок в выборе профессии". |
№2,3 | 4 | Профессиональная мобильность. Профессиональная идентичность (диагностика). |
Участие в групповой дискуссии, мозговом
штурме. . Определение личностного смысла труда. Участие в диагностической работе по методике А.А. Азбель "Методика статусов профессиональной идентичности" самостоятельное заполнение информационной карты. Анализ результатов |
№ 1,3 | 5 | Предмет труда. ДДО (диагностика) | Определение групп предметов труда
согласно их классификация профессий. Участие в
диагностической работе по опроснику Климова ДДО
в модификации А.А. Азбель. Работа с опросником
профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. Профориентационная игра ( упражнения предложенные Пряжниковым Н.С. |
№1,2, | 3 | Цели труда. Средства труда. | Выделение групп труда с психологической точки зрения, в соответствии с этим выделение групп профессий. Определение понятия "средства труда" и классификация профессий по этому признаку. Конспектирование информации. Семинар |
№1,3 | 3 | Требования к уровню образования. Потенциальная доходность. | . Встреча с работниками службы занятости района. Знакомство с информацией о востребованности определённых специалистов районом и требованиями к ним предъявляемыми. Беседа-интервью. |
№1,2,4 | 3 | Способности. Темперамент. Профессиональная направленность личности. | Работа с диагностическим материалом. Опросник Айзенка, Голланд "Методика изучения профессиональной направленности", в модификации А.А.Азбель. |
№ 3,4 | 5 | Выбираем место учёбы | Сравнительная характеристика учёбы и трудовой деятельности. Заполнение таблицы. Анализ ситуаций и решение ситуативных проблем. Работа со справочным материалом для абитуриентов. |
№ 2,3 | 3 | Ищем работу | Определение путей поиска работы. 50 причин по которым люди чаще всего не получают работу. Работа по заполнению и представлении резюме. Профориентационная игра "Кадровый вопрос". |
2 | Счастливого пути! | Представление личного профессионального плана |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Цели | Информационный блок | Диагностический блок | Практический блок |
1 | Введение в программу курса. Что такое профессия? | 1 | 1 | 2 | -- |
2 | Ошибки в выборе профессии. | 2,3,4 | 1 | ---- | 2 |
3 | Профессиональная мобильность и профессиональная идентичность | 2,3 | 1 | 2 | 1 |
4 | Предмет труда. | 1,3 | 1 | 2 | 2 |
5 | Цели труда. Средства труда. | 1,2 | 2 | ---- | 1 |
6 | Требования к уровню образования. Потенциальная доходность. | 1,3 | 2 | ---- | 1 |
7 | Способности. Темперамент. Профессиональная направленность личности. | 1,2,4 | 1 | 2 | ---- |
8 | Выбираем место учёбы. | 3,4 | 1 | 2 | 2 |
9 | Ищем работу. | 2,3 | 1 | ---- | 2 |
10 | Счастливого пути! | --- | ---- | ----- | 2 |
Итого 11 | Итого 10 | Итого 13 | |||
Всего 34 часа |
Ожидаемые результаты
Более высокий уровень психологической компетентности учащихся, дети получат навыки самовоспитания и самопознания, приобретённый опыт рефлексии поможет учащимся определить мотивы выбора профиля обучения и будущей профессии, адекватная самооценка.
Осознанный индивидуальный образовательный маршрут, отвечающий предъявляемым требованиям портфолио.
Личный профессиональный план, отвечающий способностям и возможностям учащихся.
Литература
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога.- СП: Питер, 2006
- Кондратьева О.Г. Дневник профессионального самоопределения. Методическое пособие.- Иркутск: ИПКРО., 2006
- Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М., 2004
- Психологическое сопровождение выбора профессии. /Под ред. Л.М. Митиной.- М., 1998
- Фадеева И.Е., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ.,2004
- Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие.- М.: Глобус, 2006
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении": Лекции.- М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2007
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М: ТЦ "Сфера", 2005.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: ИД "Первое сентября", 2004.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003.
- Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам: Руководство по планированию будущего для подростков. - Ростов-на-дону: Феникс, 2005.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-пресс, 2004.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Новая школа, 2004.
- Шмидт В.Р. классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8 - 11 класс. - М.: ТЦ "Сфера", 2005.
- "Школьный психолог" № 20 2005; №2, № 3 2006г; № 4, № 5 2007.
- https://psy.1sept.ru