Доступность: опыт может быть использован школьными психологами, классными руководителями, заместителями директора по УВР, социальными педагогами и творчески работающими педагогами.
Цель: сплочение коллектива.
Задачи:
анализ степени сплоченности коллектива,
выявление проблемных зон в личностном развитии
учащихся (для психолога);
Оборудование:
- Шаблон дома, выполненный из картона (размер: 50см. на 70см.).
- Камни (галька, плоская, крупная).
- Камни (галька мелкая) по количеству участников игры.
- Декоративные стеклянные или пластмассовые камни (как для аквариума) среднего размера, одного цвета, но разного оттенка (темного, светлого).
- Декоративные разноцветные стеклянные или пластмассовые камни (как для аквариума) маленького размера.
- Нарисованные дверь, два окна, труба с прикрепленной шелковой ленточкой серого цвета.
- Карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе).
- Чистые листы бумаги, фломастеры.
Ход игры
I. Орг. момент. Представление ведущего. Объяснение целей занятия.
Психолог: Сегодня занятие посвящено нам, одному коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ.
II. Предоставление информации.
Наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, с другой – материализация наших представлений об уюте и комфорте, интересов и увлечений, привычек и вкусов. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не только и не столько лечат – они, прежде всего, вселяют в человека уверенность, навевают ощущение стабильности. Знакомая обстановка, привычная ситуация – очень важный фактор человеческого самоощущения. Кстати, здесь стоит вспомнить одно из тех важнейших качеств, за которое мы очень ценим своих друзей: мы хорошо их знаем, неожиданности в их поведении маловероятны, мы привыкли к ним, мы уверены в них. А наш дом – это именно наш друг, в котором мы уверены, свой уголок – свой простор.
Педагог вместе с детьми вспоминает известные пословицы:
“Своя хатка – родная матка”,“В гостях хорошо, а дома лучше”,“Свой дом – не чужой: из него не уйдешь”,“ И мышь в свою норку тащит корку”,“Стены в доме помогают”.
Работу с половицами здесь и далее психолог может построить по своему усмотрению.
Следующую информацию можно дать старшеклассникам (приложение №1).
Психолог: Дом – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к общению по-своему. Именно это мы и обсудим сегодня.
III. Основная часть.
Психолог: Из каких материалов строят дома?
Ответы детей (дерево, шлакоблоки, камни, бетон).
Психолог: Ребята, при первом соприкосновении камень – холодный, но если его немного подержать в руках, он согреется и сам начнет отдавать тепло. Каждый из вас летом чувствовал, как за день камень нагревается и вечером становится очень теплым и некоторое время сохраняет тепло.
Строительство дома
Фундамент.
Психолог: Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. В жизни для фундамента используется бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни, посмотрите какие.
Психолог выкладывает на шаблон дома галечные камни (камни можно привезти с пляжа морского побережья), либо дает возможность детям выложить камни, беря их из коробки. После того, как камни выложены, психолог дает задание детям.
Психолог: Ребята, что можно считать фундаментом хороших отношений в коллективе?
Ответы детей обобщаются, психолог подводит детей к тому, что в основе “строительства” крепких отношений и благоприятного климата в коллективе можно считать общие интересы, увлечения, похожие человеческие качества.
Задание: в группах школьникам необходимо определить общее, написать на карточках размером с камень (чтобы потом можно было приклеить эти карточки на камень). Ответы детей обобщаются в общей работе. Таким образом, создается “фундамент”: камни с приклеенными на них карточками.
Стены.
Психолог: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома – стены, крышу. Какую функцию выполняют стены и крыша в доме? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе?
Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и т.д.
Задание: выложить камни по контуру ДОМА, называя качества характера, либо особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт спокойствие в коллективе.
Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.
Задание выполняется по одному. Важно следить за тем, чтобы как можно большее количество детей приняло активное участие в выполнении этого задания.
Окна.
Психолог: Вы прекрасно выполнили такое сложное, но важное задание, но все же чего-то не хватает в доме. Отгадайте загадку.
Загадка: Стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна).
Ответы детей: не хватает окон и двери.
Психолог: Окна – это глаза на мир. Посмотрите, какие красивые, яркие камушки у меня в коробке, именно из них мы будем создавать наши окна. Скажите, почему предыдущие камни были похожи по цвету, а здесь я предлагаю вам разноцветные камушки-“кирпичики”?
Психолог подводит детей к тому, что в коллективе хотя и есть много общего между людьми, но каждый человек - личность – индивидуальная, неповторимая (как эти разноцветные камушки)! Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.
Психолог выкладывает на шаблон ДОМА два окна (заранее нарисованные) – тоже шаблоны: квадраты из бумаги, можно нарисовать шторы, горшки с цветами.
Все дети стоят вокруг ДОМА (стола, где лежит шаблон дома), работа происходит одновременно для всех, каждый ребенок по очереди высказывается.
Задание: беря камушек из коробки и кладя его на шаблон окна, необходимо назвать то качество или особенность, которая отличает его от всех остальных, то есть проговорить, в чем он индивидуален.
Задание выполняет каждый ребенок. Когда окна “созданы”, психолог обращает внимание детей на то, что получилось очень красиво, но все же не единое целое.
Психолог: Ребята, мы с вами одна команда, может, и окно нам сделать одно? Подумайте, как это можно сделать?
Психолог наблюдает за происходящим: как будет происходить объединение окон. Обязательно найдется ребенок, который возьмет инициативу на себя, передвигая камни, другие дети будут реагировать по-разному. Главная идея в том, чтобы этот процесс происходил с согласия всех членов коллектива мирно, доброжелательно.
Психолог: Всех устраивает новое положение в ДОМЕ? Но это не все. У меня есть для вас сюрприз!
Психолог в объединенное окно выкладывает общую фотографию класса.
(Фотографию необходимо подготовить заранее, здесь необходима помощь классного руководителя)
Можно использовать и другой прием: дети приносят свои индивидуальные фотографии (мордашки с улыбками) и выкладывают так же в окно ДОМА
В данных случаях может возникнуть сложная ситуация: дети могут негативно реагировать на фотографии - не всем нравится, как они выглядят.
Возможет следующий прием: психолог выкладывает чистый лист бумаги размером с объеденное окно и просит детей нарисовать схематично свои мордашки.
При выполнении данного задания можно включить веселую музыку.
На данном этапе работы психолог выстраивает взаимодействие детей по собственному усмотрению и в соответствии с особенностями класса, группы.
Совместное обсуждение.
Дверь.
Психолог: Молодцы, но ДОМ наш все еще не закончен. (Дверь).
Загадки:По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).Не шагает, а ходит (дверь).
Психолог: Дверь – это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только со своими одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями своих одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.
Задание по группам: психолог раздает карточки, на которых описаны различные школьные ситуации. Необходимо обсудить в группе данную ситуацию и вынести свое решение.
Ситуация 1
Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то, как объясните свой отказ?
Ситуация 2
В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится или обиден для вас.Ваши действия.
Ситуация 3
Ваши одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.
Общее обсуждение.
5. Чердак.
Психолог: Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено – это место между потолком и крышей, оно называется чердак. Что в реальной жизни обычно храниться в доме на чердаке? Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущем. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити – правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.
Задание: психолог раздает детям карточки (заранее подготовленные) с описанием положительного, благоприятного микроклимата (характеристиками). Ребенок читает вслух и кладет карточку на место дома, где очерчен чердак.
Характеристики:
В коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.
Отношения строятся на принципах:
- сотрудничество;
- взаимная помощь;
- доброжелательность;
- одобрение и поддержка;
- критика высказывается с добрыми пожеланиями.
Помощь “новичкам”!
Члены коллектива умеют сотрудничать (работать вместе, быстро, инициативно, качественно).
Гордость за совместные достижения, индивидуальные достижения.
Все сопереживают за неудачи.
В отношениях между группами внутри коллектива существует понимание, сотрудничество.
Группа открытая – готова общаться и взаимодействовать с другими группами.
* В группе старшеклассников такое задание можно дать по группам, чтобы дети самостоятельно смогли определить характеристики благоприятного психологического климата в коллективе.
6. Труба и печь.
Психолог: - Продолжаем строить ДОМ.
Загадки: Зимой все ест, а летом спит; тело теплое, а крови нет (печь),зимой нет теплей, летом холодней (печь и погреб),спит Арина, рот разиня (печная труба).
Психолог: Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а все вредное (угарный газ) выходит наружу.
Психолог: В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.
Психолог выкладывает трубу (вырезанную из цветного картона) с прикрепленной к ней шелковой ленточкой серого цвета, ленточку раскладывает “колечками”.
Упр. “Тепло камня”
Психолог раздает детям по камушку - мелкой гальке.
Психолог: Ребята, в начале занятия мы узнали некоторые свойства камней. Подержите этот камушек в руках, согрейте его в своих ладонях, и вспомните полностью наше занятие, подумайте, о чем мы говорили, запомните свое состояние, чувства дружбы, поддержки, внимательности друг к другу.
Обсуждение.
Психолог: Сейчас мы вместе создадим печь.
Задание: детям предлагается в определенное место ДОМА положить камни, выстроить печь (на плоскости изобразить квадрат).
Можно предложить детям положить свой камень в фундамент ДОМА, как бы тем самым укрепить теплые отношения в группе.
Обсуждение эмоций, мыслей по игре.
Вывод: “вот к чему стремились, стоя наш ДОМ, вот к чему должны стремиться в построении отношений в нашем коллективе”.
IV. Заключительная часть.
Психолог: Ребята, тепло в ваших ладонях ещё сохранилось, давайте возьмем друг друга за руки и “передадим” по кругу тепло.
Используемая литература:
Даль В.И. Пословицы русского языка. – М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л.Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003-312с.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.
Приложение №1
Всем хорошо известны самые разные психологические классификации – условное разделение людей на “психологические типы”. Например, в зависимости от времени сна люди делятся на “сов” (бодрствующих поздно вечером и столь же поздно просыпающихся) и “жаворонков” (рано ложащихся спать и рано встающих). По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Но не менее важным, как кажется, является разделение людей на “людей дома”, “людей двора” и “людей улицы”. Эти три типа личностей могут быть выделены в зависимости от того, как человек связывает свое общение со своим жилищем, домом.
“Человек дома” нередко сам так и называет себя – “домашний человек”. Такой психологический тип может проявляться в любом возрасте. Это бывает чаще всего ребенок, предпочитающий играть с родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, но избегающий излишнего общения с “чужим” миром. Как правило, такой стиль поведения ребенка формируется под влиянием взрослых, старающихся оградить свое чадо от невзгод и неблагоприятных обстоятельств. Ребенок уже с самого раннего возраста должен постепенно выходить за пределы своего дома (имеется в виду дом не столько в материальном, сколько в психологическом смысле), знакомиться не только с прелестями, но и с трудностями окружающего мира. Препятствия и разочарования – прививки на будущее, закалка воли, испытания и стимулы для формирующегося характера. В мировой культуре хорошо известна легенда о том, как индийский царь решил оградить своего сына – будущего наследника престола – от тягостей повседневной жизни. Царь поселил его в прекрасном дворце с садом, огражденным высоким забором. Но принц все–таки узнал о существующих в мире трудностях, убежал из дворца и стал основателем новой религии, призванной привести человека в гармонию с окружающим миром. Это был принц Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда – основатель буддизма, одной из трех мировых религий. Но далеко не каждому суждено стать Буддой. В подростковом и юношеском возрасте, когда складываются главные черты характера, “домашний ребенок” становится, как говорят психологи, интровертом, то есть человеком, направленным вовнутрь, в свой внутренний мир. Такой человек гораздо больше внимания уделяет своей квартире, домашнему уюту, он более тонок в своих чувствах и сопереживаниях. Но в то же время он более раним и менее контактен, он скорее будет стараться избегать трудностей, чем с напряжением сил преодолеть их. “Человек дома” не очень часто принимает гостей, далеко не всех и не разу пускает в свое психологическое пространство. Для него пригласить другого в дом – это все равно, что открыть свою душу, довериться. В доме такого человека гости – это, главным образом, его близкие друзья. Он труднее сходится с людьми, более осторожен в своем доверии, но те, кто все-таки заслужил его дружбу, могут рассчитывать на многое с его стороны. Гости, придя к “домашнему человеку”, должны вести себя особенно деликатно, зная, как дорог для хозяина уют его маленького мира – мира его квартиры.
Второй психологический тип из названных нами – “человек двора”. Слово “двор”, как и раньше “дом”, употребляется здесь не только в материальном, так сказать, физическом смысле, но и, что более важно для человека, – в психологическом смысле. “Человек двора” (или “человек школьного класса”, “человек студенческой группы”, “человек коллектива” и т. п., что почти одно и то же) имеет немного другую границу между собой, своим внутренним миром и миром внешним, так сказать, чужим. Для “человека дома” свое – это только он, его семья и близкие друзья (а иногда вообще исключительно он сам, а все остальные – “чужие”. А для “человека двора” свое – это весь класс, вся студенческая группа, весь двор, весь коллектив на работе. Такой человек очень хорошо может выполнять коллективную работу, требующую согласованных действий нескольких или многих участников. С другой стороны, такой человек и от других требует аналогичных качеств и критически относится к тем, кто выбивается из коллектива. Такой тип личности психологи называют “коллективистом” и экстравертом (человеком, направленным наружу, во внешний мир). “Человек двора” старается жить по законам группы, коллектива. В его доме гости – это весь класс (если он школьник), вся группа студентов (если он студент) или весь отдел на работе. Чуть ли не каждый день у него в доме – несколько друзей, а друзей у него много. С другой стороны, такой человек, как правило, меньше внимания уделяет разнообразным психологическим тонкостям, особенностям характера и мировосприятия. Он общителен, гостеприимен, но далеко не так чувствителен, как “человек дома”. Да это и понятно: если бы тот, кто дружит со многими, вдавался бы в психологические тонкости каждого, то его сознание постоянно работало бы в режиме перегрузки. В доме у “человека двора” можно вести себя намного более свободно, раскованно – хозяин ценит прежде всего дружескую компанию, а не атмосферу в доме как таковую. Излишняя церемонность, предупредительность, чрезмерная деликатность наверняка будет раздражать его – он будет считать, что вы недостаточно искренни, недостаточно дружественны. Такой хозяин дома хочет, чтобы и у него в гостях человек чувствовал себя в полном смысле как дома, был по-настоящему самим собой.
Третий тип, выделенный так же условно, как и предыдущие, - “человек улицы” (или “человек офиса” – удачное название здесь подобрать довольно трудно). Представитель этого психологического типа, как правило, идеален в работе, в деловых контактах. Он стремится пунктуально выполнять свои обязанности, гордится деловыми качествами и навыками, умением справиться со сложной задачей, провести переговоры, настоять на своем, добиться необходимого результата. В отличие от “человека дома”, он не обладает такой тонкой чувственностью, но при этом совсем не жалеет об этом – он считает излишнюю сентиментальность ненужной и даже вредной, мешающей работать. Но он отличается и от “человека двора” тем, что стремится не к коллективной, а к индивидуальной работе, да и отдохнуть может не только в компании, но и один, и ему от этого не будет хуже. Выходные, праздники, дни рождения такой человек, как правило, предпочитает отмечать в кафе, ресторане или на природе-то есть в обстановке, никого не связывающей и никого ни к чему не обязывающей. Раскрывается он довольно редко и только в очень близком кругу (а в принципе может и вообще не раскрываться, держать все свои проблемы в себе). В отношении к дому и гостям он чем-то напоминает первый психологический тип (“человека дома”), но отличается от него намного большей коммуникабельностью. Это, так сказать, “западный” тип личности, и именно он, как правило, становится преуспевающим бизнесменом, организатором, общественным деятелем. Он нередко гордится тем, что при необходимости способен выполнить работу вместо любого из своих подчиненных. Коротко говоря, он самодостаточен. Одним это нравится, другим – не очень, но на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Придя в гости или принимая гостей, “человек улицы” или, по–другому, “человек работы”, “человек дела” будет вести себя, прежде всего, по-деловому, обращать внимание лишь на самые важные детали. Те или иные церемонии, как правило, интересуют его с точки зрения целей и стремлений. По темпераменту такой человек почти всегда холерик или сангвиник, а не флегматик или меланхолик. У него и в доме будет создана рабочая обстановка, а на работе уж тем более не домашняя. Он – само действие.
Подводя итоги, следует особенно подчеркнуть: ни один из описанных выше психологических типов личности не является “плохим” или “хорошим”. Просто такие люди есть – как есть блондины, брюнеты, шатены. А еще больше людей, которые соединяют в себе черты двух или даже всех трех психологических типов. Ведь кроме ярких проявлений одного образа есть еще “золотая середина”, а иногда и не одна.
Итак, дом, жилище, квартира – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к домашнему общению по-своему.