Цели урока:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения зоологии;
- Овладение умениями изучать и сопоставлять информацию о живых объектах (на примере представителей типа членистоногих животных);
- Формировать у учащихся навыки индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока)
- Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)
- Формулирование выводов по изученному материалу
- Оценка результатов урока
- Подведение итогов
- Задание на дом (индивидуально)
Учитель: Мы закончили изучение темы “Тип членистоногие” и сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести ваши знания в систему, чтобы оптимально подготовиться к контрольной работе. Будем работать на уроке коллективно, в группах и индивидуально - это поможет вам обобщить не только ваши знания, но и подчеркнуть для себя знания ваших одноклассников. Знания о представителях типа в дальнейшем помогут вам осознать этапы эволюции жизни на Земле, ведь именно членистоногие животные были одними из первых, которые вышли на сушу (ракоскорпионы из паукообразных). Но, перед тем как приступить к заданиям различного уровня, вспомним общие особенности представителей типа (организация фронтальной беседы).
Ключевые тезисы, которые должны быть сформулированы учащимися:
- билатерально симметричное сегментированное тело и членистые конечности
- плотная хитинизированная кутикула (роль наружного скелета)
- сегменты разных частей тела имеют разное строение
- различают головной, грудной и брюшной отделы, которые в разных комбинациях сливаются друг с другом. Так, голова образована головной лопастью и четырьмя первыми сегментами тела; число сегментов груди и брюшка сильно варьирует, (конечности могут преобразовываться в ротовые части, ходильные ноги, органы плавания, жабры, присоски, паутинные бородавки)
- дыхание лёгочное, трахейное или жаберное
- нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: сложные фасеточные глаза, механорецепторы и хеморецепторы, органы слуха
- подавляющее большинство – раздельнополые животные, развитие часто с метаморфозом
- рост возможен только путём периодических линек
- полость тела смешенная
- кровеносная система незамкнутая, с метамерным сердцем над кишечником.
Работа в группах (по три- четыре человека):
Задание 1 (разминочное)
Вам выданы карточки с перечнем слов: осада, кожух, каркас, поводья, хурма, астрономия. Используя часть букв (или все) этих слов в любом их сочетании, найдите зашифрованные названия представителей типа, определите принадлежность каждого представителя к классу.
Ответ: оса, жук, рак, овод, муха, омар.
Задание 2 (морфологическое)
На столах у каждой группы имеется натуральный раздаточный материал представителей типа. Например: речной рак, скорпион, оса (или майский жук), клещ.
Из предложенных объектов, на основе особенностей внешнего строения, выберите представителя класса насекомых, свой выбор поясните.
Ответ: оса/майский жук, так как имеет характерные признаки представителей класса:
- три отдела тела: голова, грудь и брюшко;
- три пары ходильных конечностей;
- одна пара усиков.
Дополнительный вопрос группам: К каким классам относятся оставшиеся представители, почему?
(Организация межгрупповой дискуссии).
Задание 3 (анатомическое)
Биологические задачи.
(А) Почему во время линьки речной рак не питается?
Наиболее распространённые варианты ответов:
- так как уязвим для хищников;
- так как возникают трудности с передвижением (“мягкий скелет” плохо выполняет опорную функцию для мышц).
Но наиболее верным является ответ: так как во время линьки у рака заменяется и внутренний слой хитина мускульного желудка, следовательно, нет возможности для перетирания пищи.
(Б) Представьте себя врачом- анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить пчелу, как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?
Ответ: так как у насекомых трахейное дыхание, то, смоченную в эфире вату, нужно подносить не ко рту, а обмотать ей брюшко насекомого.
(В) Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?
После этого вида деятельности заслушиваются доклады учащихся по темам, которые определены учителем заблаговременно для каждой группы - около 10 дней до проведения урока. Примерными темами докладов могут являться:
- Клещи - переносчики возбудителей трансмиссивных болезней: энцефалит, геморрагическая лихорадка.
- Паразитические формы клещей: чесоточный клещ.
Индивидуальная работа.
Учитель: Чтобы наиболее точно оценить вашу индивидуальную работу на уроке и выявить пробелы знаний, которые необходимо ликвидировать до урока - контрольной работы, позанимаемся на биологическом тренажёре.
Инструкция для работы с карточкой: пользуясь приведённой ниже информацией, найдите особенности, характерные для каждого из названных представителей группы. Ответы запишите с помощью двухцифрового шифра: первая цифра- номер шага, вторая- номер внутри шага соответствующей особенности характеризующей данный вид:
Представитель | № вопроса (шаг) |
||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Речной рак | |||||||||||
Паук- крестовик | |||||||||||
Майский жук |
Шаг 1. Характер суточной активности:
Шаг 2. Деление тела на отделы:
Шаг 3. Наличие усиков на голове:
- имеют две пары усиков - длинные и корот;е
- имеют одну пару усиков;
- усиков не имеют.
Шаг 4. Количество ног:
Шаг 5. Особенности питания:
Шаг 6. Особенности пищеварения:
Шаг 7. Органы дыхания:
Шаг 8. Органы зрения:
Шаг 9. Откладка яиц:
Шаг 10. Тип развития:
Шаг 11. Роль в природе:
Оценивание письменной индивидуальной работы:
Одна ошибка - “5”.
Три ошибки - “4”.
Правильно 50% - “3”.
Правильно менее 50% - “2”.
Ответы:
Представитель | № вопроса (шаг) |
||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Речной рак | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Паук- крестовик | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Майский жук | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Проверка работы может осуществляться как учителем, так и взаимопроверка учащимися - по ключу, или более “сильными” учениками класса.
Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии.
- Оценивание учеником самого себя.
- Оценка работы ученика учащимися группы, в которой он работал.
- Оценивание деятельности ученика педагогом.
- Итоговая оценка, на основе мнения трёх сторон.
Домашнее задание: объём и его содержание определяется для каждого ученика индивидуально на основе его деятельности на уроке.