Программа элективного курса "Мир звуков и красок"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Данный элективный курс решает следующие задачи:

  • расширение знаний о материальном мире и методах научного познания на основе углубленного изучения отдельных разделов физики;
  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
  • формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

  • получение дополнительной информации об органах чувств, играющих главнейшую роль в познании мира;
  • усвоение учащимися идеи о неисчерпаемости процесса познания природы, понимание роли практики в познании;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение учащегося относительно профиля дальнейшего обучения;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.

При изучении данного элективного курса следует сделать акцент на развитие у обучающихся способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие точки зрения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий являются семинары и практические работы.

На каждом занятии ставиться проблемный вопрос, на который обучающиеся стараются ответить, используя имеющиеся у них знания. В конце урока девятиклассники на основе полученных знаний или проведенного эксперимента дают обоснованный ответ на поставленный вопрос. Следующий проблемный вопрос объявляется в конце данного занятия, чтобы предоставить возможность учащимся подготовить дома устное сообщение.

В ходе изучения элективного курса обучающиеся знакомятся с методами научного познания. Важное место отводится практическим и лабораторным заданиям, на долю которых приходится половина учебного времени, особую роль здесь выполняют творческие задачи. Оборудование является в основном типовым.

Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять по следующим критериям: не менее двух выступлений с докладом на семинарах, выполнение не менее двух индивидуальных экспериментальных заданий.

Примерный план занятий по теме "Мир красок" (7 часов) представлен в Приложении 1.

Содержание программы.

9 класс (17 часов, 1 час в неделю)

1. Как физик познает природу (1 ч).

Вопрос: Правы ли предки, которые утверждали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

Знакомство с циклом познания. Органы чувств. Научные методы, аппараты, инструменты и приспособления - улучшение и расширение органов чувств. Математика - помощница физике.

2. Мир красок (7 ч).

Вопрос: Реален или иллюзорен мир красок?

Глаз как оптическая система. Характеристики глаза. Близорукость и дальнозоркость. Теория цветового зрения. Развитие взглядов на природу света.

3. Мир звуков (5 ч).

Вопрос: Реален или иллюзорен мир звуков?

Механические колебания - источники звука. Естественные и искусственные приемники звука (ухо, микрофон). Характеристики звука. Эффект Доплера. Ультразвук.

4. Как остальные органы чувств участвуют в процессе познания (3ч).

5. Обобщающая конференция: "Роль органов чувств в процессе познания" (1 ч).

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Человек. Т 18 - М.: Аванта+, 2001.
  2. Энциклопедия для детей. Физика. Т 16 - М.: Аванта+, 2000.
  3. О. Ф. Габардин Справочные материалы. - М.: " Просвещение", 2000.
  4. М.И. Блудов Беседы по физике. - М.: "Просвещение", 1992.

Литература для учителя.

  1. И. В. Савельев "Курс общей физики", Т2-М.: "Наука",1988.
  2. Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С.Ландсберга.Т3. - М.: "Наука",1971.
  3. Е.М. Гершензон, Н.Н. Малов Курс общей физики. - М.: "Просвещение",1987.
  4. "Физика 11" под редакцией А.А. Пинского . - М.: "Просвещение",1995.
  5. Б. И. Спасский "Физика в ее развитии". - М.: "Просвещение", 1979.
  6. Я. И. Перельман "Занимательная физика". - М.: "Наука",1991.
  7. Н.М. Шахраев, В. Ф. Илов "Физический эксперимент в средней
  8. Школе". - М.: "Просвещение",1989.
  9. К. Ю. Богданов "Физик в гостях у биолога". - М.: "Наука",1986.

Тематическое планирование для элективного курса "Мир звуков и красок"

№ п/п Название разделов и тем курса Кол-во часов Лекция Семинар Практика Форма контроля

1

Как физик познает природу

1

1

     

2

Глаз как оптическая система

1

1/2

 

1/2

доклад

3

Характеристики глаза

1

1

     

4

Программа действий по сохранению здоровья глаз

1

 

1

  доклад

5-6

Что такое свет?

2

1

 

1

доклад

7

Свет и цвет тел

1

1/2

 

1/2

 

8

Реален или иллюзорен мир красок?

1

 

1

  доклад

9

Источники звука. Естественные и искусственные источники звука (ухо, микрофон)

1

1/2

 

1/2

 

10-11

Характеристики звука

2

1

 

1

доклад

12

Эффект Доплера. Ультразвук

1

1

    доклад

13

Программа действий по сохранению слуха

1

 

1

  доклад

14

Роль обоняния в процессе познания

1

1/2

 

1/2

доклад

15

Роль осязания в процессе познания

1

1

     

16

Роль вкусовых ощущений в процессе познания

1

1

     

17

Роль органов чувств в процессе познания

1

 

1

  доклад
  Итого

17

9

4

4

9