Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Данный элективный курс решает следующие
задачи:
Ожидаемыми результатами элективных занятий
являются:
При изучении данного элективного курса следует сделать акцент на развитие у обучающихся способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие точки зрения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий являются семинары и практические работы.
На каждом занятии ставиться проблемный вопрос, на который обучающиеся стараются ответить, используя имеющиеся у них знания. В конце урока девятиклассники на основе полученных знаний или проведенного эксперимента дают обоснованный ответ на поставленный вопрос. Следующий проблемный вопрос объявляется в конце данного занятия, чтобы предоставить возможность учащимся подготовить дома устное сообщение.
В ходе изучения элективного курса обучающиеся знакомятся с методами научного познания. Важное место отводится практическим и лабораторным заданиям, на долю которых приходится половина учебного времени, особую роль здесь выполняют творческие задачи. Оборудование является в основном типовым.
Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять по следующим критериям: не менее двух выступлений с докладом на семинарах, выполнение не менее двух индивидуальных экспериментальных заданий.
Примерный план занятий по теме "Мир красок" (7 часов) представлен в Приложении 1.
Содержание программы.
9 класс (17 часов, 1 час в неделю)
1. Как физик познает природу (1 ч).
Вопрос: Правы ли предки, которые утверждали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?
Знакомство с циклом познания. Органы чувств. Научные методы, аппараты, инструменты и приспособления - улучшение и расширение органов чувств. Математика - помощница физике.
2. Мир красок (7 ч).
Вопрос: Реален или иллюзорен мир красок?
Глаз как оптическая система. Характеристики глаза. Близорукость и дальнозоркость. Теория цветового зрения. Развитие взглядов на природу света.
3. Мир звуков (5 ч).
Вопрос: Реален или иллюзорен мир звуков?
Механические колебания - источники звука. Естественные и искусственные приемники звука (ухо, микрофон). Характеристики звука. Эффект Доплера. Ультразвук.
4. Как остальные органы чувств участвуют в процессе познания (3ч).
5. Обобщающая конференция: "Роль органов чувств в процессе познания" (1 ч).
Литература для учащихся.
- Энциклопедия для детей. Человек. Т 18 - М.: Аванта+, 2001.
- Энциклопедия для детей. Физика. Т 16 - М.: Аванта+, 2000.
- О. Ф. Габардин Справочные материалы. - М.: " Просвещение", 2000.
- М.И. Блудов Беседы по физике. - М.: "Просвещение", 1992.
Литература для учителя.
- И. В. Савельев "Курс общей физики", Т2-М.: "Наука",1988.
- Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С.Ландсберга.Т3. - М.: "Наука",1971.
- Е.М. Гершензон, Н.Н. Малов Курс общей физики. - М.: "Просвещение",1987.
- "Физика 11" под редакцией А.А. Пинского . - М.: "Просвещение",1995.
- Б. И. Спасский "Физика в ее развитии". - М.: "Просвещение", 1979.
- Я. И. Перельман "Занимательная физика". - М.: "Наука",1991.
- Н.М. Шахраев, В. Ф. Илов "Физический эксперимент в средней
- Школе". - М.: "Просвещение",1989.
- К. Ю. Богданов "Физик в гостях у биолога". - М.: "Наука",1986.
Тематическое планирование для элективного курса "Мир звуков и красок"
№ п/п | Название разделов и тем курса | Кол-во часов | Лекция | Семинар | Практика | Форма контроля |
1 |
Как физик познает природу | 1 |
1 |
|||
2 |
Глаз как оптическая система | 1 |
1/2 |
1/2 |
доклад | |
3 |
Характеристики глаза | 1 |
1 |
|||
4 |
Программа действий по сохранению здоровья глаз | 1 |
1 |
доклад | ||
5-6 |
Что такое свет? | 2 |
1 |
1 |
доклад | |
7 |
Свет и цвет тел | 1 |
1/2 |
1/2 |
||
8 |
Реален или иллюзорен мир красок? | 1 |
1 |
доклад | ||
9 |
Источники звука. Естественные и искусственные источники звука (ухо, микрофон) | 1 |
1/2 |
1/2 |
||
10-11 |
Характеристики звука | 2 |
1 |
1 |
доклад | |
12 |
Эффект Доплера. Ультразвук | 1 |
1 |
доклад | ||
13 |
Программа действий по сохранению слуха | 1 |
1 |
доклад | ||
14 |
Роль обоняния в процессе познания | 1 |
1/2 |
1/2 |
доклад | |
15 |
Роль осязания в процессе познания | 1 |
1 |
|||
16 |
Роль вкусовых ощущений в процессе познания | 1 |
1 |
|||
17 |
Роль органов чувств в процессе познания | 1 |
1 |
доклад | ||
Итого | 17 |
9 |
4 |
4 |
9 |