Cпособы представления материала в реферативном изложении
Слова-сигналы и языковые клише:
  1. Указание на наличие темы: говорить, показывать, рассматривать, излагать, освещать,останавливаться; тема работы-..., речь идет о ..., работа посвящена..., тема заключается в следующем...

  2. Привлечение внимания: подчеркивать, обращать внимание на, уделять внимание, отмечать, указывать, затрагивать, останавливаться, касаться, рассказывая(что), автор подчеркивает...; особое внимание при этом уделяется ...

  3. Комментирование материала: анализировать, характеризовать, отмечать, подчеркивать, останавливаться на..., доказывать, ставить задачу, исходить из..., объяснять, обосновывать, аргументировать, сравнивать, описывать, давать оценку, подвергать критике; в работе дается характеристика; автор приводит примеры; изложив(что), автор обращается к ...; рассказывая (что), автор приводит многочисленные примеры.

  4. Введение цитаты; ссылка на другого автора: Автор делает следующее замечание:"...";"...",- отмечает автор; В работе указывается, что "..."; Рассуждая далее, автор указывает:"...". Ссылаясь на мнение (кого), автор ...; Отмечая правильность выводов(кого), автор...; Автор приводит пример того, как...; использует для подкрепления своих позиций цитату из...; факты, цифры, данные, иллюстрирующие это положение...; Приводя в пример высказывание (кого), автор ...

Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное, последовательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, исходный, составленный на основе одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.

Упражнение.
Подготовьте реферат на выбранную вами тему.Этапы работы:
1. Подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата,составление его плана
2. Написание рабочего варианта реферата
3. Редактирование и окончательное его оформление.
4. Обсуждение реферата в классе и последующая его доработка по замечаниям одноклассников

Назад