Урок музыки в 3-м классе "Борьба двух тем в кантате С.Прокофьева «Александр Невский»"

Разделы: Музыка


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательная – Обобщение полученных знаний о музыке С. Прокофьева, жанре кантата, маршевости в музыке.
  • Развивающая – Развитие у учащихся умения анализировать музыку (слуховой, визуальный и тактильный анализ).
  • Воспитательная – Обогащение кругозора учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за русскую армию ( на материале урока).

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Познакомить с темами немецких рыцарей и русских солдат, звучащими в кантате.
  • Проанализировать зависимость раскрываемого характера темы со звучащими в оркестре инструментами.
  • Проверить знания учащихся по теме – канты.
  • Учить детей размышлять, фантазировать, используя психологические особенности каждого ребёнка.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Колокольный звон - набат (оригинальное звучание колоколов)
  2. С.Прокофьев кантата “Александр Невский” - фонохрестоматия, ноты
  3. “Марш лейб-гвардии Преображенского полка” - фонохрестоматия
  4. Кант – “Радуйся, русско земле!”
  5. “Солдатушки, бравы ребятушки” - ноты, фонограмма “- ”

ВИДЕОМАТЕРИАЛ: Фильм С.М.Эйзенштейна “Александр Невский” - отрывки

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Карточки у каждого учащегося на столе:

  • Красный флажок – структурное изображение русских хоругвиев
  • Синий шлем – структурное изображение головного убора рыцарей - крестоносцев
  • Эпиграф на доске – “Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”
  • Слова, которые открывает учитель по ходу урока: хорал, фанфары, патриотизм

ХОД УРОКА

1. Введение в тему. Распевка

Учитель Учащиеся
Здравствуйте!

Прежде чем вы узнаете тему урока - нужно понять, с каким настроением мы с вами будем сегодня работать, а для этого прочитаем слова, написанные на доске.

Давайте распоёмся:

  1. гамма до-мажор
  2. устойчивые ступени (с показом в жестах)
  3. “Эхо”
  4. Устойчивые ступени с опеванием

Какого характера была распевка?

Запомните эти ходы в мелодии, где ещё они вам встретятся?

“Кто с мечом к нам придёт – тот от меча и погибнет”.
Александр Ярославич, князь земли русской

 

 

 

 

Торжественная, радостная

2. Работа над темой урока

Учитель Учащиеся
Тема нашего сегодняшнего урока – Борьба 2-х тем в кантате С. Прокофьева “Александр Невский”.

Что же такое кантата?

Я предлагаю прослушать вам следующий музыкальный отрывок (звучит звон колоколов “набат”)

Что вы услышали?

Когда так звонили в колокола?

Видеопросмотр кадров из фильма “Александр Невский” С. Эйзенштейна, на его фоне звучит рассказ:

“Немецкие рыцари-крестоносцы напали на Русь. Для того чтобы нарисовать их образ, великий русский композитор Сергей Прокофьев проводит в кантате тему, за основу которой взято церковное песнопение католиков – хорал”

Прислушайтесь к этой музыкальной теме, что вы в ней услышали?

Давайте проанализируем эту тему (повторное исполнение на ф-но)

  • Характер
  • Мелодия
  • Инструменты
  • Голоса

Пение – вокализ, создавая характер

Нравится вам эта мелодия? Почему?

Как ответ завоевателям, несмотря на тревогу, в кантате звучит вторая тема – тема русского народа.

Эта тема – патриотическая. Кто знает, что значит это слово?

Видеопросмотр кадров фильма (на фоне звучания темы русского народа)

Давайте проанализируем эту тему по уже пройденному плану:

  • Характер
  • Мелодия (тема выражена в 2-х мелодиях, в чём их отличия?)
  • Инструменты
  • Голоса
 

Это слово произошло от итальянского - cantare – петь. Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными. Но и лирическими и эпическими тоже могут быть.

Это звучат колокола. У них тревожный звон, он не похож на все другие звоны по характеру звучания.

Когда был пожар или начиналась война.

 

 

 

Это святая тема, но она какая-то скрытная. Она не настоящая. А поддельная. За её святостью скрываются злые лица завоевателей. Эта тема призывает рыцарей к нашествию, войне. А это не святость – завоевание.

 

Холодная, замороженная, злая

Статичная, не имеет развития, как будто не живёт

Фанфары

Не нравится. Эта неродная нам музыка, не русская. Душа русского человека не принимает однообразия и замкнутости

Патриотизм – это любовь к своей стране, родине, способность её любить в разное время. Защищать и заботиться.

3. Анализ 2-х тем (как осуществляется их борьба)

Учитель Учащиеся
Какова тема сегодняшнего урока?

Как же музыка может показать борьбу немецких рыцарей и русского войска? Услышим ли мы это?

Ну а раз это слышно, определим (слуховой анализ) – какая тема в данный момент главенствует?

(работа под музыку с карточками – поднять нужную карточку во время звучания соответствующей темы)

Кто победил в этом сражении? Почему?

А что же было потом? (музыкально-визуальная загадка).

Прослушивание музыкальной части кантаты – “Мёртвое поле”

Показ кадров из фильма “Александр Невский” - “Мёртвое поле”

Представьте себя в роли С.М.Эйзенштейна, что бы происходило в фильме на эту музыку? Почему?

Совпали ли ваши ощущения с кадрами из фильма?

Борьба 2-х тем в кантате С. Прокофьева “Александр Невский”.

С помощью попеременного звучания 2-х тем. Одна тема будет одолевать другую. Это будет слышно – в движении мелодии, составе инструментов, динамике произведения, темпу исполнения.

Русские воины. Они защищали свою родину. Немецкие рыцари были тяжёлые, их тянуло под лед из-за их общего веса.

 

Звучит музыка печальная, можно сказать траурная. Значит здесь можно представить, что люди оплакивают павших воинов, хоронят погибших.

Совпали. Кадры фильма полностью соответствуют музыкальной теме, написанной Сергеем Прокофьевым.

4. Физкультминутка

Учитель Учащиеся
Несмотря на такие потери, все были рады, чему?

Возвращались строевым шагом, пели канты. А звучала какая музыка?

И мы попробуем с вами изобразить этот строевой шаг под предложенную музыку. Идти надо чётко, высоко поднимая колени, вслушиваться в ритм музыки.

Звучит “Марш лейб-гвардии Преображенского полка”

Что прогнали врагов и возвращаются с победой

Звучала маршевая музыка, потому что под неё легче было идти строевым шагом.

5. Вывод. Повторение

Учитель Учащиеся
Какие инструменты помогли создать маршевый характер данного произведения?

Как назывались песни, которые воины-победители пели возвращаясь домой?

С каким словом созвучно это название?

Исполним мелодию распевки, которая позвучала вначале урока. На мелодию какого произведения она похожа?

Исполним это произведение

Так какие же они – русские солдаты? Исполните песню “Солдатушки, бравы ребятушки” так, чтобы это стало понятно (исполнение песни)

Какой мы можем сделать вывод после этого урока?

Почему русский народ победил захватчиков, только лишь потому что они боролись за родную землю?

За эту победу церковь причислила Александра Ярославича к лику святых и стали называть его А. Невским. Был учреждён орден А. Невского им и по сей день награждают русских солдат. Солдат, которые любят и защищают свою родину. В них воспитано особенное чувство - патриотизм

Это группа духовых инструментов и ударные. Они создавали чёткость и радость в интонациях и мелодии.

Песни назывались канты

Со словом кантата. Cantare – (итал.) – петь

Это мелодия канта “Радуйся, Русско земле”

 

 

Русский народ победил потому, что у них был предводитель, которому люди доверяли целиком и полностью- Александр Невский.