Основная цель образования –
сделать ученика вопрошающим
и способным к анализу.
Паоло Фрейре
Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации.
Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций:
- во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
- во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.
Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом пространстве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений.
При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач:
- совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспорно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
- осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
- помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).
Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.
На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований.
Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного характера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение.
На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной характеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем.
Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д.
Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе.
I.
По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен):
Страна, местоположение |
Главные города |
Главные водные артерии |
Годы (века) наивысшего подъема |
Правители в эпоху подъема |
Цивилизационные открытия, достижения |
Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) | Фивы, Мемфис | Река Нил | 1500 г. до н.э. | Фараон Тутмос | Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.) |
Вавилон (Двуречье) | Вавилон, Ур, Урук, Лагаш | Реки Тигр, Евфрат | 1792-1750 г. до н.э. | Царь Хаммурапи | Свод законов, клинопись |
Финикия (восточное побережье Средиземного моря) | Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген | Средиземное море | IX век до н.э. | Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска | |
Израиль | Иерусалим | Река Иордан | X век до н.э. | Царь Давид, царь Соломон | Единобожие, Скрижали (10 заповедей) |
Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) | Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) | Река Тигр | VIII-VII до н.э. | Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал | Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие |
Персия | Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра) | VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. | Царь Кир Великий, царь Дарий Первый | Царская дорога | |
Древняя Индия (Южная Азия) | Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх | Реки Инд и Ганг | III век до н.э. | Царь Ашока | Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм. |
Древний Китай | Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша | Реки Хуанхэ, Янцзы | III век до н.э., 221г. до н.э. | Правитель Цинь Шихуан | Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена. |
В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель.
II.
Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу:
СТРАНА |
ФИНИКИЯ |
ГРЕЦИЯ |
ЧТО побудило к основанию колоний? | Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. | Население быстро росло, а страна была
бедной: хлеба не хватало. В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. |
ГДЕ образовывали колонии? | На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. | На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. |
КОГДА были основаны первые колонии? | В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. | В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. |
В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”.
III.
В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты.
Линии сравнения |
Афинская демократия |
Римская республика |
1. Дата установления | 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. | 509 г.до н.э.- установление республики. |
2. Запрет долгового рабства | 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени рабами были только чужеземцы. | 326 г. до н.э. |
3. Важные должности | Стратег – должность главнокомандующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. | Консулы – 2 правителя сроком на один
год. Оба консула обладали равной властью. Они
проводили набор в войско, созывали Народное
собрание, могли предлагать новые законы. Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето. |
4.Способ голосования за главные должности | Открытое голосование (с помощью поднятия рук) | Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину) |
5.Центры проведения народных собраний, выборов. | Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). | Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов. |
6. Оплата должностей | За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. | В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. |
7. Построение войска для защиты своего государства. | Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. | Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов. |
8. Функции народного собрания | Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. | Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились членами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения. |
В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели.
IV.
При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу:
Линии сравнения |
Эпоха Траяна |
Правление Нерона |
1. Даты правления | 98-117 гг. н.э. | 37-68 гг.н.э. |
2. Полководческий талант | Выдающийся полководец. Начал служить простым легионером, участвовал во многих войнах, великолепно владел оружием, всегда шел впереди войска. | Не обладал полководческим талантом, единственно к чему стремился – укрепить свою единоличную власть. |
3. Размеры территории Рима. | Траян расширил границы империи, включив в нее Дакию, Аравию, Месопотамию вплоть до Персидского царства. | Границы остались в прежних пределах. |
4.Отношение к законам Рима. | Траян запретил казни по ложным доносам, прекратил преследование за неосторожное слово. Прекращаются злоупотребления наместников провинций. | Полное неуважение к закону. Нерон развязал террор против своего народа. Доказательство этому – убийство четырехсот рабов и убийство собственной матери. При нем изымались богатства из храмов, солдатам задерживали жалованье. |
5. Город Рим при правителе | Траян вел большое строительство в Риме и провинциях, была перестроена главная площадь, получившая название Форум Траяна. | По мнению некоторых историков, Нерон стал инициатором пожара в Риме. Ему были ненавистны старые дома и узкие кривые переулки. В пожаре он обвинил христиан. |
6. Отношение к христианам | Христиан не поддерживал, но особой жестокостью к ним не отличался. | Крайне враждебно относился к христианской вере и христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. |
7. Личные качества | Был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не завидовал, уважал и возвышал всех достойных людей без исключения. | Это был “актер на императорском троне”. Он увлекался театром, сам играл в некоторых пьесах. Любил кровавые зрелища. Нерон – самая зловещая фигура среди императоров Рима. |
V.
Задания сравнительного характера способствуют усвоению исторических понятий и терминов. Для закрепления понятий “реформа”, “реформатор” учащимся предлагается сравнить земельные реформы в Древней Греции и Древнем Риме по следующим параметрам:
Вопросы для сравнения | Земельная реформа в Древней Греции | Земельная реформа в Древнем Риме |
1. Время проведения реформ | 594 г. до н. э. | 133 г. до н.э. |
2. Реформатор | Архонт Солон | Братья Тиберий и Гай Гракхи |
3. Главное требование | Отмена долгового рабства | Произвести передел земли |
4. Итоги реформы | Проведена отмена долгового рабства. С этого времени рабами были только чужеземцы. | Согласно земельного закона земля бесплатно раздавалась бедным гражданам. Ни одна семья не должна была пользоваться более чем 1000 югеров земли. |
VI.
Очень увлекательным для детей представляются задания на проведение исторических параллелей: сравнение событий истории Древнего мира с современностью. При проведении занятия “Гори, Олимпийский огонь!” учащиеся сравнивали Олимпийские игры Древней Греции с современными соревнованиями. Проведенное исследование было представлено в табличном варианте, проиллюстрировано и размещено на стенде:
Вопросы для сравнения | Олимпийские игры в Древней Греции |
Современные Олимпийские игры |
1. Чем являлись Олимпийские игры? | Общегреческие мужские празднества - состязания в честь бога Зевса. | Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. |
2. Атрибуты Олимпийских игр. | - Жертвоприношения богам, - олимпийские клятвы спортсменов и судей, - олимпийский огонь в священном алтаре. |
- олимпийский флаг – белое полотнище с
олимпийским символом, - олимпийский огонь (с 1936г.), - олимпийский девиз (с 1920г.) входит в эмблему, на латинском “Быстрее, выше, сильнее”. |
3. Периодичность проведения Олимпийских игр. | Один раз в четыре года | Один раз в четыре года |
4. Состав участников | Мужчины из полисов Греции | Спортсмены (мужчины и женщины) разных стран пяти континентов |
5. Длительность Олимпийских игр | 5 дней | Летние игры – 16 дней, Зимние игры – 10 дней |
6. Олимпийские виды спорта. | Пятиборье (бег, прыжки в длину, метание
копья, метание диска, борьба). Особо чтили
победителя в беге на дистанцию – стадию. Ему
позволялось зажечь Олимпийский огонь в
священном алтаре. От слова “стадия” происходит
название современных спортивных сооружений –
стадионов; кулачный бой, бег с оружием, гонки колесниц. |
Решением Международного олимпийского
комитета включены: современное пятиборье (бег, стрельба, фехтование, плавание, верховая езда); борьба, дзюдо, бокс; легкая атлетика, гимнастика, синхронное плавание, гребля на байдарках и каноэ; игровые виды спорта (хоккей, футбол, теннис и др.); биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, прыжки с трамплина. |
7. Награды для победителей. | Венки из ветвей оливы. | Комплекты медалей – золотых, серебряных, бронзовых. |
Представленная работа является результатом обобщения многолетней педагогической практики, поиска оптимальных решений проблемы повышения мотивации к истории и формирования умений анализа текстового материала. Думается, что именно компаративный метод является результативным в решении этих задач.