Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Цели урока:
- Образовательные -
Подготовка к уроку: подбор материала, создание компьютерной презентации.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, колонки.
План урока:
- Организационный момент
- Постановка целей урока
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Итоги работы и рефлексия
Ход урока
1. Организационный этап.
Формулировка задач урока, знакомство учащихся с планом урока. На экране 1 слайд презентации.2. Постановка целей урока и формулирование темы.
Учитель:
- Ребята, прежде чем мы запишем тему урока, давайте выясним, что нам необходимо сегодня изучить. Разгадайте ребус, который вы видите на экране (2 слайд презентации).
После того, как учащиеся разгадают ребус, переходим к 3 слайду презентации.
- Вы правильно разгадали - это слово - ДВИЖЕНИЕ. А теперь давайте разгадаем другие два слова, отвечая на вопросы. По первым буквам ответов нужно составить понятие, которое мы сегодня изучим. (Каждая буква в слове пронумерована (1, 2, :, 10), каждой цифре соответствует свой вопрос. Вопросы задаются не по порядку. В данном случае с 5-го.)
Вопросы:
5. Назовите вещество, которым заправляют самолёты. (Керосин)
3. Назовите тело, плавающее в Северном Ледовитом океане. (Айсберг)
8. Назовите цветущее тело из 4-х букв. (Роза)
2. Природное световое явление после дождя с солнцем. (Радуга)
10. Тело корабля, которое бросают при остановке. (Якорь)
4. Вторая буква в фамилии автора учебника "Физика 7 класс". (Е)
7. Газообразное вещество, содержащееся в воздухе. (Озон)
9. Десятая буква алфавита. (И)
6. Хищное животное. (Тигр)
1. Все, что окружает нас. (Тела)
Таким образом, получается слово - ТРАЕКТОРИЯ.
Теперь осталось разгадать третье понятие, которое мы будем изучать.
А) Первые две буквы в этом понятии - это первый слог в названии тела, вылетающего из винтовки. (ПУля)
Б) Последние две буквы в этом понятии - это две буквы в старом названии войска. (РаТЬ).
Итак, третье слово - это ПУТЬ.
- Ребята, давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь - "Движение. Траектория. Путь", также запишите домашнее задание в дневник (3 слайд). (Учащиеся с помощью учителя ставят цели урока, например, "Нам необходимо узнать, что такое движение, траектория, путь, какое бывает движение, какие бывают траектории, как обозначается путь и в каких единицах измеряется")
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Ребята, посмотрите внимательно на движение физических тел на слайдах и попытайтесь ответить на вопрос, что такое механическое движение. (4 - 6 слайды)
- Что происходит с мотоциклом, с молекулой, Землей на каждом слайде?
Ученики:
- Мотоцикл, молекула и Земля движутся?
Учитель:
- А что значит, движутся, что меняется при этом?
Ученики:
- Положение этих тел.
Учитель:
- Изменяется положение этих тел относительно чего? Назовите эти тела.
Ученики:
- Положение меняется относительно других тел: в первом случае относительно флажка, во втором - дна стакана, в третьем - Солнца.
Учитель:
- Ребята, попробуйте сформулировать определение механического движения.
Ученики:
- Механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел.
Учитель:
- Верно! Только необходимо добавить: механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел с течение времени. (Далее учащиеся комментировано записывают определение в тетрадь)
Учитель:
- Ребята, давайте вернемся к движению мотоцикла. Посмотрите внимательно, и подумайте, все ли тела двигались? (с 6 слайда переход на 4 слайд по гиперссылке)
Ученики:
- Нет! Медвежонок не двигался!
Учитель:
- Относительно, какого тела он покоился?
Ученики:
- Медвежонок покоился относительно мотоцикла.
Учитель:
- Что это означает?
Ученики:
- Это означает, что тело относительно одного тела может двигаться, а относительно другого - покоиться.
Далее ребятам предлагается привести примеры тел, которые могут одновременно покоиться и двигаться, из своего жизненного опыта.
Учитель:
- Ребята, посмотрите еще раз на движение мотоцикла, молекулы, Земли и на движение звезды, сравните эти движения. Что вы можете сказать о том, как двигались тела? (7 - 10 слайды)
Ученики:
- Мотоцикл двигался по прямой линии, Земля по окружности, молекула и звезда - по кривой линии.
Учитель:
- А как, вы думаете, каким одним словом можно назвать все эти линии? Сформулируйте определение.
Ученики:
- Траектория - линия, по которой движется тело.
Далее учащиеся комментировано записывают определение в тетрадь.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, отличаются ли траектории движения падающей звезды, молекулы и мотоцикла?
Ученики:
- Отличаются, у молекулы траектория ломаная, у звезды - кривая, а у мотоцикла - прямая. А еще траекторию звезды мы видим, а молекулы нет.
Учитель:
- Какие же траектории могут быть?
Ученики:
- Траектория может быть видимая и невидимая, прямая, кривая и ломаная. (11 слайд)
Учитель:
- Ребята, скажите, а что мы найдем, если измерим длину каждой траектории?
Ученики:
- Это будет путь!
Учитель:
- А что такое расстояние?
Ученики:
- Расстояние - это расстояние от одной точки до другой.
Учитель:
- Правильно! Расстояние и путь - это разные понятия. А как мы можем измерить путь?
Ученики:
???
Учитель:
- Путь можно измерить при помощи нити и масштабной линейки. (Далее этот способ измерения поясняется и демонстрируется). А теперь давайте запишем определение пути, обозначение и единицу измерения. (12 слайд, также рассматриваются другие единицы измерения пути, кроме метра и осуществляется перевод от одних единиц измерения к другим)
- Ребята, посмотрите на экран и запишите виды механического движения (13 слайд).
Посмотрите внимательно на движение мотоцикла (14 слайд). Что вы можете сказать о том, как он двигался? Как вы думаете, какое это движение: равномерное или неравномерное? Почему?
Ученики:
- За каждые 15 минут мотоцикл проходил путь 20 км. Промежутки времени движения мотоцикла равны, равны и пути, значит движение равномерное.
Учитель:
- Верно! Теперь посмотрите на движение все того же мотоцикла и сравните его с предыдущим. (15 слайд)
Ученики:
- Здесь мы наблюдаем то, что за равные промежутки времени мотоцикл проезжает разные пути, значит движение неравномерное.
Далее еще раз формулируются определения равномерного и неравномерного движения. Затем учащимся предлагается прочитать п 14 на стр. 33 и привести примеры равномерного и неравномерного движения. Работа ведется по вариантам.
Закрепление изученного. (16 слайд)
Закрепление изученного происходит следующим образом: сначала повторяются все понятия, которые были изучены на уроке, а затем решаются задачи из сборника задач по физике В. И. Лукашика 2008 г: стр. 14 № 95, 96, 102, 104.
Итоги урока и рефлексия.
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, т. е. говорят, что они изучили на уроке, что нового узнали и затем отвечают на следующие вопросы:
- Я сегодня на уроке открыл для себя:
- Мне понравилось на уроке то, что:
- Если бы я был учителем, то :
К данному описанию урока есть ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - компьютерная презентация, выполненная в PowerPoint.
Литература:
- Лукашик В. И., Е. В. Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов - М.: Просвещение, 2008 г.
- Перышкин А. В. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007 г.