Рекомендации.
Для успешного проведения занятия “Маленькая страна” необходимо распределить задания участникам, учитывая их возможности. Привлечь к изготовлению декораций, костюмов нетолько детей, но и родителей. Разучить танцевальную увертюру. Провести в школе конкурсы: плакатов “Моя Родина – это мой дом” (форма защиты произвольная); чтецов (стихи о природе).
Цели:
- прививать навыки экологической культуры;
- показать значимость окружающей нас действительности;
- активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;
- воспитывать чувства коллективизма, гордость за свой край, свою страну.
Оборудование: костюмы цветов, выставка плакатов, плакат со словами песни.
Оформление: сцена украшена радугой, солнцем, цветами, воздушными шарами; перед сценой организована выставка комнатных растений и поделок из природного материала, бисера.
Ход занятия
/Звучит музыка Чайковского “Времена года”/
Ведущий 1: Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.
Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.
В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.
Ведущий 2:Представьте себе!
Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.
Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы - это озоновый барьер, который и сейчас защищает всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей солнца, от метеоритов и сохраняет тепло планеты.
А знаете ли вы, что озон - это разновидность газа кислорода.
А кто может ответить, что такое кислород? (вопрос залу).
Ведущий 1: В настоящее время идёт быстрое разрушение озонового слоя. Это происходит от деятельности человека. Наверное все замечали чёрный дым, который валит из труб промышленных предприятии. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, появляются новые заводы и фабрики, которые сбрасывают отходы производства в реки и многое другое. Все эти факторы способствуют разрушению защитного слоя атмосферы Земли. Уже появились дыры в озоновом слое, и это страшно!
Учитель: Давайте вернёмся в прошлое ...
Прошли миллионы лет до того, как на земле зародилась первая жизнь. Год за годом появлялись новые виды растений от простейших мхов до огромных деревьев.
А знаете ли вы?! Что 350 миллионов лет назад, когда климат на Земле был тёплым и влажным, на планете бушевали леса из древних папоротников. Это были непростые деревья, а папоротники гиганты до 30 метров высотой. Размером с девятиэтажный дом.
И по сей день человек встречает и даже пользуется этими древними растениями, но уже в качестве каменного угля. Кто может сказать, с какой целью добывается каменный уголь? (ответы детей)
Ведущий 2: А этот папоротник, комнатное растение. Оно украшает наши дома, и даже школы. Это современный представитель древнего папоротника. Папоротники открыли дорогу цветковым растениям, которые и сейчас занимают господствующее место на Земле. С появлением цветов наша планета преобразилась, стала похожа на рай.
Учитель: Посмотрите нашу небольшую выставку цветов. Здесь представлена лишь очень маленькая часть цветочного мира. Это фиалка, герани, фикусы и кактусы и многие другие растения, которые человек решил поселить у себя дома С появлением растений начали появляться первые живые организмы, рыбы, рептилии, животные. Кто может назвать древних животных? (ответы детей).
Ведущий 1: И вот на планете Земля появляется человек. Самое совершенное творение природы. Он наделён разумом. Но не всегда его действия и поступки правильны. С появлением человека, за несколько тысяч лет, было уничтожено огромное количество растений и животных. Сейчас мы ужасаемся и поражаемся, тому как варварски человек уничтожает этот прекрасный, чудесный, но очень хрупки мир. Люди вырубают леса, что приводит к экологическим катастрофам. У страивает пожары в лесах, которые уносят жизнь не только животных, птиц, насекомых, но и человека. Загрязняет реки, водоёмы, моря и океаны, отчего погибают водные обитатели Земли.
Учитель: А теперь задумайтесь, умеете ли вы правильно вести себя в лесу, в поле, у реки.
Выступление победителей конкурса чтецов.
Вдруг что-то случилось! ...
Да, что-то случилось! ...
Вдруг утро померкло
И солнышко скрылось,
И в роще осины
Как будто руками всплеснули,
Дрожащими мелко ветвями.
И бабочка в листья поглубже забилась,
Недоброе дело в лесу совершилось:
Весёлая белка орех недоела
И тихо вдруг стало.
А всё потому, что
На дальней поляне
Какой-то мальчишка
Без всякой причины
Ударил берёзку ножом перочинным!
Ударил, и брызнули жаркие слёзы.
Из раны открытой, поникшей Берёзы.
Учитель: И вот уже завяла белая берёзка. Завяла и засохла.
Ведущий 2: Задумайтесь, ведь это наш с вами дом.
Неужели вы не хотите видеть прекрасных бабочек, стрекоз?! (ответы детей).
Неужели вы не хотите наслаждаться пением птиц, ласковым урчанием животных! (ответы детей).
Неужели вы не хотите ощущать аромат луговых и лесных цветов?! (ответ детей).
Так что же должен делать человек для сохранения этого прекрасного мира? (ответы детей).
Правильно! Молодцы!
Ведущий 1: Знайте, что наша планета Земля единственна в бесконечном космосе, во всей Вселенной, планета на которой есть жизнь.
Так ...
“Берегите Землю, берегите”
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!
Учитель: Наблюдая этот прекрасный мир, человек учиться, и перенимает красоту природы. Художники рисуют пейзажи, скульпторы выбивают из камня цветы, мастерицы вышивают одежды растениями, портнихи шьют одежду, беря необходимые формы и силуэты из природы. Бот и мы с ребятами сделали небольшую выставку наших поделок. Здесь есть и дерево “счастья”, и полевые цветы и даже насекомые. Вы можете внимательно рассмотреть её после нашего занятия.
А сейчас.
Музыкальная увертюра “Маленькая страна”
(Входят чтецы - ведущие Он и Она)
Он: Посмотри мой новый друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое (опускается голубой занавес),
Солнце светит золотое (поднимается солнце).
Она: Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает, (поднимается тучка с радугой)
Поле, речка и трава, (опускается полотнище с травой)
Горы воздух и листва.
Он: Птицы, звери и леса (одновременно опускаются и поднимаются бабочки, птицы, деревья).
Гром, туманы и роса, (гремит гром).
Она: Человек и время года-
Это все вокруг природа (плавно меняется музыка).
На сцене начинается движение (шевелится зелёное полотнище). Это ростки пробиваются к солнцу. С начало появляются руки - ростки и постепенно вырастают цветы. Они раскачиваются с начало робко, а потом всё сильнее и Сильнее и вот они уже танцуют, свой танец. Закончив танец, цветы встают по краям кулис.
Сменяется музыка (полька).
Появляются люди - Он и Она. Всё сущее замирает, лишь слегка покачивается, приветствуя людей.
И вот появляется человек - высшее создание природы. (магнитофонная запись).
Он и Она начинают свой танец.
Он ловит бабочек, стрекоз. Поймав завёт её. Она, подержав бабочку, отпускает. Бабочка падает без сил. Он ловит другую, то же самое. Он бросает всё, начинает рвать цветы. Она гадает на ромашке, а затем выбрасывает. Маленькая страна превращается в страну калек. Люди не замечают этого, продолжают свой танец.
Меняется убранство сцены. Солнце прячется. Цветы исчезают за кулисами. Появляются ведущие ОН и Она. Качают головами, удивлённо смотрят вокруг. (Удар грома). Мальчик падает, девочка пытается ему помочь, безуспешно. Она просит помощи, но все отвернулись.
Цветы, и ведущие замечая отчаяние человека, постепенно начинают появляться на сцене. Окружают детей и согревают их. И вот уже составился хоровод, а затем пары и все они с начало болезненно, прихрамывая, начинают двигаться в танце, но по мере движения всё быстрее и быстрее выздоравливают.
Он: Все, что нужно, год от года,
Нам дает сама природа.
Она: И поэтому все мы,
Жить не можем без воды,
Он: Без растений и животных,
Без красивых гор высоких.
Она: Без лесов полей и рек
Жить не может человек.
ОН: Так давайте сбережем
Наш земной природный Дом!
В заключении все вместе поют песню (под фонограмму). Припев, предлагают петь вместе с залом.
“Замыкая круг”
Вот одна из тех историй,
О которых люди спорят
И не год, не два, а много лет.
Началась она так просто,
Не с ответов, а с вопросов,
До сих пор на них ответов нет.
Отчего стремятся у свету
Все растения на свете?
Отчего к морям спешит река?
Как мы в этот мир приходим?
В чём секрет простых мелодий?
Нам хотелось знать наверняка.
Припев:
Замыкая круг,
Ты назад посмотришь вдруг.
Там увидишь солнца свет,
Сияющий нам в след.
Пусть идут дожди,
Прошлых бед от них не жди.
Камень пройденных дорог
Сумел пробить росток.