Цели.
- Способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний.
- Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснение природных явлений, применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.
- Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.
- Содействовать формированию культуры общения.
- Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.
Ход мероприятия
- Вступительное слово.
- Описание новых чудес света, сопровождающееся физическими вопросами.
- Заключительное слово.
...Пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете
Уильям Шекспир
Здравствуйте ребята. Тема нашего мероприятия “Семь чудес света”. Я хочу вам напомнить старые семь чудес света: Египетские пирамиды <Рис. 1>, Висячие сады Семирамиды ;<Рис. 2>, Храм Артемиды Эфесской <Рис. 3>, Галикарнасский мавзолей <Рис. 4>, Колосс Родосский <Рис. 5>, Александрийский маяк <Рис. 6>, Статуя Зевса Олимпийского <Рис. 7>. Из этих семи чудес света сохранились только Египетские пирамиды. Все остальные по тем или иным причинам были разрушены. А знаете ли вы, что летом 2007 года были названы новые семь чудес света. Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие, и вы познакомитесь с ними. Но мы не просто будем путешествовать. Будьте готовы к тому, что вам придется ответить на некоторые физические вопросы. За каждый правильный ответ вы получите в подарок фотографию с изображением чуда света.
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
Первая наша остановка в Китае. Достопримечательностью Китая является Великая китайская стена.
Великая китайская стена: <Рис. 8> ее протяженность более 5 тыс. километров, высота в среднем 6,6 метров, а на отдельных участках достигает Юметров. Первые участки стены были построены в IV в. до н.э. потом они были соединены и строительство продолжилось. Она состоит из двух стен – каменной или кирпичной. Пространство между ними заполнено землей и камнями. Для строительства были согнаны сотни тысяч рабов, военнопленных и крестьян. Основная часть была построена с 1368–1644 года. Великая китайская стена тянется вдоль городов, через пустыни, глубокие ущелья – через весь современный Китай.
Рис. 8
А теперь ответьте мне на вопрос. Если с поверхности Китайской стены упадет на землю маленький камень, какие превращения энергии произойдут при его падении? Выберите формулы, определяющие эти виды энергии:
E = mgh; E = Q = cm(t2 – t1); Е = кх2/2; Е = mc2; Е = m2/2.
А теперь мы в Перу. Город Мачу-Пикчу .<Рис. 9>
Мачу-Пикчу – город инков в переводе означает “старая вершина”. Построен по приказу правителя инков Пачакути Юпанкуи в 1450 году. Он располагается между двумя островерхими пиками и обрамлен короной покрытых лесами высоких гор, он расположен на высоте 2280 м и утопает в белоснежных облаках. Город построен из больших отшлифованных каменных глыб. Вода подавалась в город из горных источников по искусственно созданным каналам. Водопровод древнего города сегодня действует так же, как и 500 лет назад. Почему инки решили обосноваться в этом труднодоступном месте высоко в Андах, неясно до сих пор, так же не ясна конкретная причина , почему с 1533–1572 г. Мачу-Пикчу полностью обезлюдел.
Рис. 9
Вопрос. Город утопает в белоснежных облаках. Объясните, как образуются облака?
Следующая наша остановка в Иордании. Город Петра в Иордании. <Рис. 10> Город-призрак, город в скалах, затерянный в песках. Город построил таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот – набатеи. Архитекторы были настолько точны в расчетах, что смогли высечь город в скалах. Количество населения в лучшие времена переваливало за 20000 человек. В городе много гробниц и могил.. Конечно точно не известна история возникновения государства в скалах Петра, но достоверно известно, что в 312 г до н. э. он уже существовал, о чем говорят греческие источники. Затерянный город был обнаружен в 1812 г., швейцарским исследователем, но до сих пор было исследовано всего 15% территории, поэтому неизвестно какие открытия нас ждут.
Рис. 10
Вопрос. Турист, вернувшись из отпуска, который он провел в Иордании, делился с друзьями своими впечатлениями о городе Петра. В своем рассказе он упомянул о физическом явлении, которое можно охарактеризовать так:
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит.
О каком физическом явлении идет речь? Какое условие необходимо для наблюдения этого явления?
Нам даже удалось попасть на полуостров Юкатан. Чечен-Ица. <Рис. 11>
Рис. 11
Чечен-Ица – древний город майя, расположен на севере полуострова Юкатан, Мексика . Здесь находиться величественная и самая загадочная постройка Мексики – пирамида Кукулкан. Ее высота 25м, на верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат. Пирамида имеет 9 уровней, с каждой из 4-х сторон расположена лестница из 91 ступеньки. Здесь же можно увидеть Чака Моля – идола с плоской чашей на животе в которую опускали сердца, принесенных в жертву. Здесь находится священный колодец диаметром около 60 м и общей глубиной 50 м . В настоящий момент вода в этом колодце находится на 20 м ниже верхнего края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей, в основном молодых девушек, приносимых в жертву богам. Как полагают ученые, город был основан в начале VI в. и является самым крупнейшим городом майя. К концу X в. по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из митральной Мексики. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь, но город к концу ХIV в. вновь обезлюдел.
Просмотр видеофрагмента солнечного затмения.
Вопрос. Какое физическое явление “боготворили” жители города Чичен-Ица? Почему происходит в природе это явление? Мы в Риме. Колизей. <Рис. 12>
Рис. 12
Колизей в Риме. Официальное название этого гигантского сооружения -амфитеатр Флавиев, в честь Тита Флавия. Начавшееся в 72 году н.э. строительство растянулось на много лет и проходило при трех императорах, было закончено в 80 году. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Снаружи Колизей четырехъярусный, имеет форму эллипса. Каждой арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из них были пронумерованы. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа. Колизей мог вместить 70 тыс. зрителей. В случае необходимости, зрители могли покинуть Колизей в течении 5–10 минут. Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. В честь открытия амфитеатра в 80 году были объявлены стодневные игры. В ходе игры зрители могли видеть более тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. Ущерб, нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями, был усугублен самими римлянами, когда глыбы для стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов.
А теперь такое задание для вас. Вы видите на доске двух гладиаторов. Один – стоит, второй – бежит. Определите силы, действующие на гладиаторов, и укажите их направление.
А теперь мы в Индии. Тадж-Махал. <Рис. 13>
Рис. 13
Тадж-Махал стоит среди кипарисовых парков на берегу Ямуны, и его величавый и совершенный облик отражается в водной глади прудов. Мраморные фасады сверкают серебром под луной, сияют розовым светом на заре и переливаются огненными отблесками заходящего солнца.. Этот красочный по красоте мавзолей был сооружен при шахе Джахане в память его умершей жене. Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по 1653 год. Над сооружением здания работало более 20 тыс. человек. Усыпальница выстроена из мрамора, который доставляли из каменоломни за 300 км. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте е сожжения, но воры похитили эти драгоценные предметы. Сооружение имеет абсолютно симметричную форму, которую нарушает гроб императора, расположенный рядом с усыпальницей королевы.
Вопрос. Почему дворец отражается в водной глади прудов? Одинаковым ли будет отражение дворца в безветренную и в ветреную погоду? Бразилия. Статуя Иисуса Христа. <Рис. 14>
Рис. 14
Главной достопримечательностью Рио-де Жанейро считается статуя Спасителя. Она стоит на вершине холма Корковаду на высоте 704 м над уровнем моря.
Высота самой статуи 30 м, не считая семиметрового постамента. Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии, через 9 лет статуя уже стояла на своем месте. Статуя конструировалась и изготовлялась в Париже. Статуя была доставлена из Парижа и установлена на холме Корковаду, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям.
Вопрос. Масса статуи 1140 тонн. Определите вес статуи.
Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, получившие фотографии в подарок , я прошу вас подойти ко мне. На обратной стороне фотографии у вас есть буквы. Соберите слово из этих букв.
Физика! Наука о природе и мы сейчас в этом убедились с вами еще раз. Вы видите, что где бы вы не были, что бы вы не делали и даже просто путешествуя, вы можете получить ответы на многие вопросы, зная эту науку. Конечно, постигая законы природы и используя их в своей практической деятельности, ускоряя научно- технический прогресс, человек становится все более могущественным. Но возрастает и ущерб, наносимый человеком природе. Поэтому особую важность приобретает нравственная сторона отношений человека и природы. Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю, не направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить.
Изучать физику можно не только на уроке. Сейчас очень много интересной литературы, например серия Энциклопедия для детей Аванта. Здесь вы можете найти ответы на интересующие вас вопросы.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы могли не только видеть красоту нашего мира , но и умели понимать ее. Чтобы вы всегда могли объяснить окружающие вас явления, чтобы вы были мудрыми. А для этого вы должны пополнять свою книгу знаний. Желаю вам успехов! До свидания.