1 Этап – открытые уроки.
- 1 урок проходил в 1-м Б классе - Обучение грамоте.
- 2 урок в 1-м А классе. Урок математики по системе Л.В. Занкова.
ЦЕЛИ:
- Закрепить знания о натуральном ряде чисел; отрезке натурального ряда чисел; знание пространственных представлений; закрепление понятий “сумма чисел”, “значение суммы”.
- Знакомство с компонентами при сложении.
- Воспитание усидчивости, терпения, внимания.
- Развитие логического мышления, математической речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник для 1 класса (часть 2) И.Аргинская, Е.Бененсон.
- Карточки с заданиями для работы в группах.
- Картина зимнего леса.
- Картинки с изображением животных.
Ход урока
- Эмоциональный настрой
- К нам в гости пришли ваши воспитатели. Они очень рады всех вас видеть! А вы Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть у нас у всех будет хорошее настроение. И пусть в этот зимний день в нашем классе будет уютно, светло и тепло. Ведь не зря мы назвали наш класс… (СОЛНЫШКО).
И наш девиз:
“Светить всегда,
светить везде,
не оставлять друзей в беде”.
Я думаю, что наша помощь может понадобиться.
- Организационный момент
И мы отправляемся в путешествие, чтоб помочь тем, кто попал в беду. А для этого мы должны вспомнить то, что мы прошли, а возможно сделать какое-то открытие.
- Разминка.
- Прежде чем отправиться в путь, нам надо расчистить дорогу.
- Посмотрите внимательно. На какие группы можно разделить эти линии?
(Называют 3 группы: лучи, отрезки, прямые .2 группы: линии которые пересеклись и которые не пересеклись).
- Чем отличается луч от прямой?
- Отрезок от луча?
МОЛОДЦЫ! ДОРОГА РАСЧИЩЕНА!
- Арифметический диктант.
а) – А сейчас я хочу проверить все ли готовы отправиться в путешествие. Проведём арифметический диктант.
(Дети записывают только ответы).
- Какое число стоит между числами 4 и 6?
- Какое число больше 8 на 1?
- Какое число стоит справа от числа 1?
- Какое число стоит за числом 5?
- Какое число стоит слева от числа 5?
- Какое число меньше на 1 числа 4?
(5, 9, 2, 6, 4, 3).
- Это натуральный ряд чисел? Докажите.
б) Запишите числа в порядке возрастания.
(2, 3, 4, 5, 6, 9).
- А это натуральный ряд чисел? Объясните. А что мы здесь видим?
(Отрезок натурального ряда чисел).
в) Запишите отрезок натурального ряда чисел.
г) Взаимопроверка.
- Давайте проверим работы в парах.
Учитель заново читает задания, записывает на доске ответы, которые говорят дети.
МОЛОДЦЫ! ВЫ ВСЕ ГОТОВЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ!
(Вывешиваю картину зимнего леса).
- Мы попадаем в зимний лес.
- Кого мы там можем увидеть?
Загадка 1
Много бед таят леса,
Волк , медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка
Как зверёк зовётся….? (Зайка).
Картинка Серого Зайца
- Кто его враги? Чтоб спасти его от врагов, нужно выполнить задания.
- Подготовка к новой теме
Что вы видите на доске? Математические знаки). Какую работу мы можем выполнить с этими цифрами и знаками?
(Сумма чисел, равенства, неравенства).
- 1 ряд - запишет сумму чисел.
- 2 ряд - запишет равенство.
- 3 ряд – запишет неравенство.
(По одному человеку с ряда).
- Согласны? Какие ещё суммы можно записать?
- А кто скажет, сколько получится 3+2 ?
- Что такое 3+2?
- Что такое 5?
- Физкультминутка.
Можно придумать движения к песенке:
Просыпайся поскорей, выгляни в окошко
Мухи белые летят прямо на дорожку.
Белая, белая стала вся земля
Это зимушка зима к нам пришла.
Шубку новую надел серенький зайчишка
И в берлоге спит уже косолапый мишка.
- Открытие нового материала:
- Давайте вспомним о чём мы говорили вчера? (Сумма чисел, значение суммы).
-В каждой группе карточки. Нужно соединить сумму чисел с нужным значением.
(Выбрать одного человека из группы, который будет отвечать у доски).
МОЛОДЦЫ! МЫ ЗАЙКЕ ПОМОГЛИ. У НЕГО ДАЖЕ ШУБКА ПОМЕНЯЛАСЬ. СЕЙЧАС ЕМУ БУДЕТ ЛЕГЧЕ СПРЯТАТЬСЯ.
(Картинка серого зайца).
- 2+3 – это сумма чисел. 5 – это значение суммы.
- А как можно назвать 1-е число и 2-е число в сумме?
- Как бы вы их назвали?
- Что мы делаем с числами?
- Какое выполняем действие?
(Ребята пытались, придумывали разные названия. Самое близкое было: слажаемые).
- Учебник с. 35. № 81
- Поставь между числами такой знак, чтобы получились суммы.
3 6 , 2 7 , 5 3 , 7 1.
Числа, которые складываются, называются СЛАГАЕМЫЕ.
- 1-е слагаемое
- 2-е слагаемое.
МОЛОДЦЫ! МЫ С ВАМИ СДЕЛАЛИ ОТКРЫТИЕ!
- От нас ещё один зверёк ждёт помощи.
Загадка 2
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно это …(белка).
Картинка белочки.
- Она с осени спрятала свои запасы и не может найти. Мы должны ей помочь.
- Подчеркните в каждой сумме 1-е слагаемое одной чёрточкой, 2-е слагаемое двумя чёрточками.
- Найди значение суммы и запиши их.
3+6 , 2+7 , 5+3 , 7+1
– Взаимопроверка.
МОЛОДЦЫ! МЫ И БЕЛОЧКЕ ПОМОГЛИ!
- Закрепление новой темы.
Наша помощь нужна не только в лесу, но и в селе. Сейчас холодно и голодно птицам, как им помочь?
Картинки: лось, волк, лиса.
А в лесу кто приходит на помощь животным?
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий, охраняет друг- лесничий.
(Работа по картинкам. Составление задач. Учитель записывает решение на доске).
- Посмотрите на картинку и составьте рассказ.
- Олени – Было -5, Убежал -1
- Белки – Было – 3, Убежала – 1
- Птицы – Было – 3, Прилетело – 2
Запись на доске : 5 – 1= 4; 6 – 1 = 5; 3 + 2 = 5.
- Какая запись подойдёт к нашей теме? (3 + 2 = 5)
- Назовите сумму чисел, 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, значение суммы.
МОЛОДЦЫ!
- Итог урока
Мы справились! Мы молодцы! За это каждый получает солнышко!
“Светить всегда, светить везде!
Не оставлять друзей в беде!”
2 Этап – Сказка.
Мне кажется, что детей хотелось бы увидеть не только на уроке, но и в другой деятельности.
А.Абрамов.
ЕЖИК – ТОРОПЫЖКА. (МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА ПО МОТИВАМ БОЛГАРСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ).
Действующие лица:
- Ёжик
- Лиса
- Бабушка Медведица
- Волк
- Заяц
- Сорока
- Врач – грач
- Санитары Лесной скорой помощи.
Лесная поляна. Слева, под деревом, домик Лисы с раскрытым окном и дверью. На дереве большая телефонная трубка и надпись: “Телефон – автомат”.
МУЗЫКА. Выходит, не торопясь, Ёжик. Исполняется песня Ёжика.
Как люблю я лес весною!
Пахнет зеленью лесною,
И цветы как мотыльки,
Расплескались у реки.
Век бы жить да любоваться
Да забот немало братцы:
Есть и дети, и родня
Пребольшая у меня.
Лес мой лес, - ты всем отрада!
Запасти бы ягод надо.
Насушить к зиме грибов-
Вот и будет стол готов!
Как люблю я лес весною!
Пахнет зеленью лесною,
И цветы как мотыльки,
Расплескались у реки.
Ёжик:
Осмотрел я все леса
И к тебе зашёл. Лиса!
Лиса (выглядывает из окошка):
Братец, дай напиться,
Принеси водицы!
Ёжик:
Это можно, принесу;
Есть ручей у нас в лесу.
Лиса:
Ты иди, да побыстрее:
Стала в горле боль острее!
Ёжик: Что с тобой лиса, Лиса случилось?
Лиса: Да, наверно, простудилась. На кувшин! (Подаёт Ёжику кувшин).
Ёжик (про себя):
Ну как тут быть? –
Я же не люблю спешить.
Лиса скрывается в своём домике, а Ёжик медленно идёт дальше. Навстречу ему выходит бабушка Медведица.
Ёжик:
Где ты бабушка была?
Как идут твои дела?
Медведица:
Посидела бы без дела,
Да, поверишь,- заболела.
Ёжик:
Заболела и кума
Патрикеевна сама.
Медведица:
Принеси водицы:
Хочется напиться!
Ёжик:
Это можно, принесу:
Есть ручей у нас в лесу.
Медведица уходит к Лисе, а Ёжик не спеша продолжает путь и встречает хромающего волка.
Ёжик:
Что ты делал? Где ты был?
Что ты, серый. Приуныл?
Волк:
Встал я до рассвета,
Обежал полсвета.
Ёжик:
Ты ко мне зашёл бы, брат,
Я гостям, признаться, рад.
Волк:
Я ходил бы в гости,
Только ломит кости!
На ногах стою едва,
Разболелась голова,
Да к тому ж хромаю.
Ёжик:
Ты подрался, знаю,
Вот беда какая!
Волк:
Принеси водицы:
Хочется напиться!
Ёжик:
Это можно, принесу:
Есть ручей у нас в лесу.
Волк уходит к Лисе, а Ёжик спокойно продолжает путь. Из кустов выскакивает Заяц.
Ёжик:
Здравствуй, братец! Как живёшь?
До чего ж денёк хорош!
Заяц:
Зайцу до того ли? –
Хоть кричи от боли!
Ёжик:
Что с тобой случилось, брат?
Кто в несчастье виноват?
Заяц:
В огороде густо
Разрослась капуста.
Должен вам признаться,
Что объелся, братцы!
Ёжик:
Я водицы принесу:
Есть ручей у нас в лесу.
Заяц:
Ты неси, да побыстрее:
Стала боль ещё острее!
Ёжик:
Позабочусь я о том.
Ты иди к Лисице в дом.
Расходятся в разные стороны: Заяц скрывается в доме Лисы, а Ёжик – в лесной чаще.
Музыка тревожная.
Сорока (Кричит в трубку):
В дом Лисы! Врача! Скорее!
Помирают…значит …звери!
Что?! Приедете?... Скорей!
Да спасите же зверей
(Куплеты Сороки).
Ой, бегите, звери,
В дом Лисы скорее!
Бабушка Медведица
Выжить не надеется
Жалко даже Волка:
Ведь помрёт без толка!
Да и Заяц плачет,
Не поёт, не скачет!
Ой, на помощь, звери!
Только побыстрее
Ой. бегите, звери,
В дом Лисы скорее!
К дому Лисы сбегаются звери, подъезжает Лесная скорая помощь.
Врач-грач:
Где тут дверь? Идти куда?
Нам звонили, что – беда.
Помирают звери!
Ну, идём скорее!
С санитарами заходит в дом Лисы.
Ёжик ( выходит из чащи): Что за крики? Что за шум?
Все:
Потерял ты, видно, ум!
Где вода? Скорее:
Помирают звери!
Ёжик заторопился. Спотыкается и разливает воду. Подбегает с остатками воды, запыхавшись, к дому Лисы.
Врач-грач (выходя, Ёжику.): Что стоишь ты? Где вода?!
Ёжик: Я споткнулся - вот беда. (Показывает пустой кувшин).
Врач-грач: Поспешишь - Людей насмешишь!
Ёжик:
Да я не торопился,
А всё же осромился.
Врач-грач оказывает помощь пострадавшим, которых на носилках выносят из дома Лисы санитары.
Ёжик (сокрушенно): Ну кто я в самом деле? Ведь опоздал!
Врач-грач: Да мы успели!
Ёжик:
Ну что тут делать?
Как тут быть?-
Ведь я же не люблю спешить!
Врач-грач:
Спешить не надо, это - да,
Но если вдруг пришла беда
Ты действуй быстро, смело,
А главное умело.
Исполняется танец и песня Дружба – крепкая”.
3 Этап – Обсуждение.
На этом этапе мы, в непринуждённой, домашней обстановке, за чашкой чая, говорили о детях, об уроках. Психолог ознакомил нас с итогами тестирования, а завуч говорил о посещенных ранее уроках. Мы в свою очередь говорили воспитателям о том, над чем ещё нужно поработать, о преемственности школьного и дошкольного обучения.
Как потом высказывались дети: “У НАС ПОЛУЧИЛСЯ ЦЕЛЫЙ ПРАЗДНИК И это была высшая награда!