Термин "слагаемое". Закрепление понятий "сумма чисел", "значение суммы"

Разделы: Начальная школа


1 Этап – открытые уроки.

  • 1 урок проходил в 1-м Б классе - Обучение грамоте.
  • 2 урок в 1-м А классе. Урок математики по системе Л.В. Занкова.

ЦЕЛИ:

  • Закрепить знания о натуральном ряде чисел; отрезке натурального ряда чисел; знание пространственных представлений; закрепление понятий “сумма чисел”, “значение суммы”.
  • Знакомство с компонентами при сложении.
  • Воспитание усидчивости, терпения, внимания.
  • Развитие логического мышления, математической речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебник для 1 класса (часть 2) И.Аргинская, Е.Бененсон.
  • Карточки с заданиями для работы в группах.
  • Картина зимнего леса.
  • Картинки с изображением животных.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

- К нам в гости пришли ваши воспитатели. Они очень рады всех вас видеть! А вы Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть у нас у всех будет хорошее настроение. И пусть в этот зимний день в нашем классе будет уютно, светло и тепло. Ведь не зря мы назвали наш класс… (СОЛНЫШКО).

И наш девиз:

“Светить всегда,
светить везде,
не оставлять друзей в беде”.

Я думаю, что наша помощь может понадобиться.

  1. Организационный  момент

И мы отправляемся в путешествие, чтоб помочь тем, кто попал в беду. А для этого мы должны вспомнить то, что мы прошли, а возможно сделать какое-то открытие.

  1. Разминка.
  1. Прежде чем отправиться в путь, нам надо расчистить дорогу.

- Посмотрите внимательно. На какие группы можно разделить эти линии?

(Называют 3 группы: лучи, отрезки, прямые .2 группы: линии которые пересеклись и которые не пересеклись).

  • Чем отличается луч от прямой?
  • Отрезок от луча?

МОЛОДЦЫ! ДОРОГА РАСЧИЩЕНА!

  1. Арифметический диктант.

а) – А сейчас я хочу проверить все ли готовы отправиться в путешествие. Проведём арифметический диктант.

(Дети записывают только ответы).

  • Какое число стоит между числами 4 и 6?
  • Какое число больше 8 на 1?
  • Какое число стоит справа от числа 1?
  • Какое число стоит за числом 5?
  • Какое число стоит слева от числа 5?
  • Какое число меньше на 1 числа 4?

(5, 9, 2, 6, 4, 3).

- Это натуральный ряд чисел? Докажите.

б) Запишите числа в порядке возрастания.

(2, 3, 4, 5, 6, 9).

- А это натуральный ряд чисел? Объясните. А что мы здесь видим?

(Отрезок натурального ряда чисел).

в) Запишите отрезок натурального ряда чисел.
г) Взаимопроверка.

- Давайте проверим работы в парах.

Учитель заново читает задания, записывает на доске ответы, которые говорят дети.

МОЛОДЦЫ! ВЫ ВСЕ ГОТОВЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ!

(Вывешиваю картину зимнего леса).

- Мы попадаем в зимний лес.
- Кого мы там можем увидеть?

Загадка 1

Много бед таят леса,
Волк , медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка
Как зверёк зовётся….? (Зайка).

Картинка Серого Зайца

- Кто его враги? Чтоб спасти его от врагов, нужно выполнить задания.

  1. Подготовка  к новой теме

Что вы видите на доске? Математические знаки). Какую работу мы можем выполнить с этими цифрами и знаками?

(Сумма чисел, равенства, неравенства).

  • 1 ряд - запишет сумму чисел.
  • 2 ряд - запишет равенство.
  • 3 ряд – запишет неравенство.

(По одному человеку с ряда).

- Согласны? Какие ещё суммы можно записать?

  • А кто скажет, сколько получится 3+2 ?
  • Что такое 3+2?
  • Что такое 5?
  1. Физкультминутка.

Можно придумать движения к песенке:

Просыпайся поскорей, выгляни в окошко
Мухи белые летят прямо на дорожку.
Белая, белая стала вся земля
Это зимушка зима к нам пришла.
Шубку новую надел серенький зайчишка
И в берлоге спит уже косолапый мишка.

  1. Открытие нового материала:
  1. Работа в группах.

- Давайте вспомним о чём мы говорили вчера? (Сумма чисел, значение суммы).

-В каждой группе карточки. Нужно соединить сумму чисел с нужным значением.

(Выбрать одного человека из группы, который будет отвечать у доски).

МОЛОДЦЫ! МЫ ЗАЙКЕ ПОМОГЛИ. У НЕГО ДАЖЕ ШУБКА ПОМЕНЯЛАСЬ. СЕЙЧАС ЕМУ БУДЕТ ЛЕГЧЕ СПРЯТАТЬСЯ.

(Картинка серого зайца).

  1. 2+3 – это сумма чисел. 5 – это значение суммы.
  • А как можно назвать 1-е число и 2-е число в сумме?
  • Как бы вы их назвали?
  • Что мы делаем с числами?
  • Какое выполняем действие?

(Ребята пытались, придумывали разные названия. Самое близкое было: слажаемые).

  1. Учебник с. 35. № 81

- Поставь между числами такой знак, чтобы получились суммы.

3 6 , 2 7 , 5 3 , 7 1.

Числа, которые складываются, называются СЛАГАЕМЫЕ.

  • 1-е слагаемое
  • 2-е слагаемое.

МОЛОДЦЫ! МЫ С ВАМИ СДЕЛАЛИ ОТКРЫТИЕ!

- От нас ещё один зверёк ждёт помощи.

Загадка 2

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно это …(белка).

Картинка белочки.

- Она с осени спрятала свои запасы и не может найти. Мы должны ей помочь.

  • Подчеркните в каждой сумме 1-е слагаемое одной чёрточкой, 2-е слагаемое двумя чёрточками.
  • Найди значение суммы и запиши их.

3+6 , 2+7 , 5+3 , 7+1

– Взаимопроверка.

МОЛОДЦЫ! МЫ И БЕЛОЧКЕ ПОМОГЛИ!

  1. Закрепление новой темы.

Наша помощь нужна не только в лесу, но и в селе. Сейчас холодно и голодно птицам, как им помочь?

Картинки: лось, волк, лиса.

А в лесу кто приходит на помощь животным?

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий, охраняет друг- лесничий.

(Работа по картинкам. Составление задач. Учитель записывает решение на доске).

- Посмотрите на картинку и составьте рассказ.

  • Олени – Было -5, Убежал -1
  • Белки – Было – 3, Убежала – 1
  • Птицы – Было – 3, Прилетело – 2

Запись на доске : 5 – 1= 4; 6 – 1 = 5; 3 + 2 = 5.

- Какая запись подойдёт к нашей теме? (3 + 2 = 5)

- Назовите сумму чисел, 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, значение суммы.

МОЛОДЦЫ!

  1. Итог урока
  • Кому мы помогали?
  • Какие задания встретились нам на пути.
  • Какое открытие мы с вами сделали?
  • Какие задания показались самыми интересными?
  • Самыми трудными?

Мы справились! Мы молодцы! За это каждый получает солнышко!

“Светить всегда, светить везде!
Не оставлять друзей в беде!”

2 Этап – Сказка.

Мне кажется, что детей хотелось бы увидеть не только на уроке, но и в другой деятельности.

А.Абрамов.

ЕЖИК – ТОРОПЫЖКА. (МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА ПО МОТИВАМ БОЛГАРСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ).

Действующие лица:

  • Ёжик
  • Лиса
  • Бабушка Медведица
  • Волк
  • Заяц
  • Сорока
  • Врач – грач
  • Санитары Лесной скорой помощи.

Лесная поляна. Слева, под деревом, домик Лисы с раскрытым окном и дверью. На дереве большая телефонная трубка и надпись: “Телефон – автомат”.

МУЗЫКА. Выходит, не торопясь, Ёжик. Исполняется песня Ёжика.

Как люблю я лес весною!
Пахнет зеленью лесною,
И цветы как мотыльки,
Расплескались у реки.
Век бы жить да любоваться
Да забот немало братцы:
Есть и дети, и родня
Пребольшая у меня.
Лес мой лес, - ты всем отрада!
Запасти бы ягод надо.
Насушить к зиме грибов-
Вот и будет стол готов!
Как люблю я лес весною!
Пахнет зеленью лесною,
И цветы как мотыльки,
Расплескались у реки.

Ёжик:

Осмотрел я все леса
И к тебе зашёл. Лиса!

Лиса (выглядывает из окошка):

Братец, дай напиться,
Принеси водицы!

Ёжик:

Это можно, принесу;
Есть ручей у нас в лесу.

Лиса:

Ты иди, да побыстрее:
Стала в горле боль острее!

Ёжик: Что с тобой лиса, Лиса случилось?

Лиса: Да, наверно, простудилась. На кувшин! (Подаёт Ёжику кувшин).

Ёжик (про себя):

Ну как тут быть? –
Я же не люблю спешить.

Лиса скрывается в своём домике, а Ёжик медленно идёт дальше. Навстречу ему выходит бабушка Медведица.

Ёжик:

Где ты бабушка была?
Как идут твои дела?

Медведица:

Посидела бы без дела,
Да, поверишь,- заболела.

Ёжик:

Заболела и кума
Патрикеевна сама.

Медведица:

Принеси водицы:
Хочется напиться!

Ёжик:

Это можно, принесу:
Есть ручей у нас в лесу.

Медведица уходит к Лисе, а Ёжик не спеша продолжает путь и встречает хромающего волка.

Ёжик:

Что ты делал? Где ты был?
Что ты, серый. Приуныл?

Волк:

Встал я до рассвета,
Обежал полсвета.

Ёжик:

Ты ко мне зашёл бы, брат,
Я гостям, признаться, рад.

Волк:

Я ходил бы в гости,
Только ломит кости!
На ногах стою едва,
Разболелась голова,
Да к тому ж хромаю.

Ёжик:

Ты подрался, знаю,
Вот беда какая!

Волк:

Принеси водицы:
Хочется напиться!

Ёжик:

Это можно, принесу:
Есть ручей у нас в лесу.

Волк уходит к Лисе, а Ёжик спокойно продолжает путь. Из кустов выскакивает Заяц.

Ёжик:

Здравствуй, братец! Как живёшь?
До чего ж денёк хорош!

Заяц:

Зайцу до того ли? –
Хоть кричи от боли!

Ёжик:

Что с тобой случилось, брат?
Кто в несчастье виноват?

Заяц:

В огороде густо
Разрослась капуста.
Должен вам признаться,
Что объелся, братцы!

Ёжик:

Я водицы принесу:
Есть ручей у нас в лесу.

Заяц:

Ты неси, да побыстрее:
Стала боль ещё острее!

Ёжик:

Позабочусь я о том.
Ты иди к Лисице в дом.

Расходятся в разные стороны: Заяц скрывается в доме Лисы, а Ёжик – в лесной чаще.

Музыка тревожная.

Сорока (Кричит в трубку):

В дом Лисы! Врача! Скорее!
Помирают…значит …звери!
Что?! Приедете?... Скорей!
Да спасите же зверей

(Куплеты Сороки).

Ой, бегите, звери,
В дом Лисы скорее!
Бабушка Медведица
Выжить не надеется
Жалко даже Волка:
Ведь помрёт без толка!
Да и Заяц плачет,
Не поёт, не скачет!
Ой, на помощь, звери!
Только побыстрее
Ой. бегите, звери,
В дом Лисы скорее!

К дому Лисы сбегаются звери, подъезжает Лесная скорая помощь.

Врач-грач:

Где тут дверь? Идти куда?
Нам звонили, что – беда.
Помирают звери!
Ну, идём скорее!

С санитарами заходит в дом Лисы.

Ёжик ( выходит из чащи): Что за крики? Что за шум?

Все:

Потерял ты, видно, ум!
Где вода? Скорее:
Помирают звери!

Ёжик заторопился. Спотыкается и разливает воду. Подбегает с остатками воды, запыхавшись, к дому Лисы.

Врач-грач (выходя, Ёжику.): Что стоишь ты? Где вода?!

Ёжик: Я споткнулся - вот беда. (Показывает пустой кувшин).

Врач-грач: Поспешишь - Людей насмешишь!

Ёжик:

Да я не торопился,
А всё же осромился.

Врач-грач оказывает помощь пострадавшим, которых на носилках выносят из дома Лисы санитары.

Ёжик (сокрушенно): Ну кто я в самом деле? Ведь опоздал!

Врач-грач: Да мы успели!

Ёжик:

Ну что тут делать?
Как тут быть?-
Ведь я же не люблю спешить!

Врач-грач:

Спешить не надо, это - да,
Но если вдруг пришла беда
Ты действуй быстро, смело,
А главное умело.

Исполняется танец и песня Дружба – крепкая”.

3 Этап – Обсуждение.

На этом этапе мы, в непринуждённой, домашней обстановке, за чашкой чая, говорили о детях, об уроках. Психолог ознакомил нас с итогами тестирования, а завуч говорил о посещенных ранее уроках. Мы в свою очередь говорили воспитателям о том, над чем ещё нужно поработать, о преемственности школьного и дошкольного обучения.

Как потом высказывались дети: “У НАС ПОЛУЧИЛСЯ ЦЕЛЫЙ ПРАЗДНИК И это была высшая награда!