Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.
При составлении экскурсионной программы необходимо охватить темы связанные с историей родного края, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, эстетическим восприятием окружающего мира, подготовкой к выбору своей будущей профессии.
Я думаю, что в этом году в Образовательном центре нам удалось сделать экскурсии разнообразными и познавательными.
Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Москва – это уникальный уголок нашей Родины, и рассказ экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников. Так, экскурсии на темы «Московский Кремль», «История Москвы», «Москва вчера, Москва сегодня», пешие экскурсии и прогулки по Москве позволяют ребятам своими глазами увидеть шедевры русской архитектуры многих веков, фрагменты стены Китай – города, светские здания разных веков и стилей, старейшие улицы Москвы, где каждый дом имеет свою интереснейшую историю, памятники москвичам, внесшим вклад в историю города, наглядно убедиться в радиально-кольцевой планировке Москвы, познакомиться не только с вчерашним, сегодняшним, но и завтрашним днём. Это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о Москве.
Любовь к Родине начинается с прогулок, экскурсий в ближайшее природное окружение. Наши дети познакомились с достоянием Москвы – Государственным музеем-заповедником «Коломенское» – этим уникальным местом, где веками создавались и бережно хранились святыни русской истории. Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в XVI–XVII веках, представляет большую художественную и историческую ценность. Собрания музея разнообразны и поистине уникальны – от неолитических находок с территории Дьяковского городища до редких и первопечатных изданий, среди которых первая русская печатная книга "Московский Апостол", изданная 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Дети имели возможность не только увидеть красоту этих мест, но и почти прикоснуться к истории, которую они изучают на уроках в школе. А главное, сами стали участниками программы «Русский деревянный дом», переодевались в народные костюмы и приняли участие в обрядах, которыми на Руси сопровождался переезд в новый дом, а также отведали традиционное русское угощение.XVII–XVIII веков.. С помощью такого «наглядного материала», а также применяемых работниками музея игровых приёмов лучше усваивается школьная программа, дети учатся сопоставлять прошлое и настоящее, делать собственные выводы.
Не менее интересной оказалась экскурсия в музей «Старый Английский двор», цель которой – лучше узнать о жизни москвичей в средневековье. Он расположен в самом центре столицы, почти под стенами Кремля. Английский двор — памятник гражданской архитектуры конца 15 века самое старое каменное здание Москвы (старше только Грановитая палата в Кремле). Здание почти сто лет служило центром деловой и дипломатической жизни англичан в Московской Руси. В 1994 году в стенах Палаты был открыт музей. Теперь это филиал Музея истории города Москвы. Здесь проводится много разнообразных экскурсий: «Обзорная по музею», «Джером Горсей рассказывает», «Торги в Древней Руси» (игровая), «Рассказы иноземного купца» (костюмированная), «Рассказы старого солдата» (театрализованная), и т. п. Нам выпал шанс лично познакомиться с прежним хозяином дома – управляющим «Московской компании», доверенным лицом английских и русских государей Джеромом Горсеем. Средневековый интерьер уникального архитектурного памятника Английского двора и мастерство талантливого исполнителя оставили незабываемое впечатление.
На уроках русского языка школьники не только учатся грамотно писать, но и узнают интересные факты из биографий писателей, литературоведов и хранителей языка.
С целью заинтересовать детей легендарной личностью создателя "Толкового словаря живого великорусского языка" была организована экскурсия в музей В. И. Даля. На Большой Грузинской улице в Москве сохранился особняк, в котором Даль прожил около 13 лет. Именно в этом доме он подготовил к изданию свое первое полное собрание сочинений в восьми томах, сборник "Пословицы русского народа" и завершил работу над "Толковым словарем живого великорусского языка".
Сегодня в особняке сохранены две мемориальные комнаты, посвященные жизни и творчеству В.И.Даля. Остальные площади занимает издательско-торговый центр Марка, который является попечителем музея.
Музей интересен, прежде всего своими экскурсиями-встречами, в рамках которых учащимся предлагают посмотреть документальный фильм о Владимире Дале, ознакомиться с экспозицией, а в конце встречи собраться за небольшим "круглым столом" и обсудить услышанное.
Некоторые посетители музея удостаиваются высшей чести: подержать в руках главный экспонат музея – прижизненное издание "Толкового словаря". Четыре тома печатались в течение трех лет – первый увидел свет в 1863 году.
После посещения такого музея дети понимают, что в музей надо возвращаться вновь и вновь.
Тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. всегда является центральной темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев свой Родины, сохранивших жизнь их поколению, тем более что война коснулась почти каждой семьи. Это не только героическое прошлое нашего народа, но и история их дедов и прадедов. Знать свои корни, хранить память о своих предках – одно из основных условий формирования нравственно цельной личности. Несомненно, что первые сведения о героическом прошлом страны и её народа ребёнок получает в семье, в школе. Но в этой связи велико значение и военно-исторических музеев.
Наше посещение музея обороны Москвы состоялось перед годовщиной битвы под Москвой.
Музей был основан в 1981 г. Начало музею положила выставка, посвященная 40-летию Московской битвы. Коллекции Государственного музея обороны Москвы содержат материалы об обороне Москвы и разгроме нацистских войск под Москвой в 1941–1942 гг., в том числе личные документы участников обороны Москвы и их родственников, мемуары, дневники, письма, фотографии и карты. Также имеются материалы довоенного и послевоенного периодов, воспоминания, списки ветеранов. В архиве музея также хранятся газеты периода Второй мировой войны, приобретенные у коллекционеров.
Музей, как живой организм, не только хранит документы, но и располагает памятными вещами, которые особенно интересны детям: образцами военной одежды; советскими и немецкими военными наградами; коллекциями писем и дневников участников войны; стрелковым оружием и многим другим. История, о которой ребята знают только по рассказам ветеранов, становится живой и близкой.
Наш Образовательный центр не только формирует всесторонне развитую личность, но и обязан сориентировать ребенка в выборе будущей профессии, увлечь его разнообразием современной жизни. Этой теме была посвящена наша экскурсия в геологический музей – старейший в Москве. Он был основан М. Ломоносовым при активной поддержке семейства уральских заводчиков Демидовых в 1755 г. За 2,5 века в музее накопилась уникальная коллекция экспонатов со всех континентов мира – минералы и их причудливые сочетания. Может быть, кого-то из детей увлечет профессия геолога, романтичная и очень популярная в то время, когда выбирали профессию их дедушки и бабушки. Природная красота минералов, остатки ископаемых организмов заставляют также задуматься об ответственности человека за состояние окружающей среды.
Весной детям предстоит долгожданная поездка в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург обладает огромным культурным потенциалом. Наряду с великолепными памятниками архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Знакомясь с художественными произведениями в музее, ребенок непосредственно воспринимает картину, что неоценимо для нравственно-эстетического воспитания. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Кроме того, для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и воспитателями, объединяющий момент в их жизни.
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
Литература:
- Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.Д., 1988 г., 192 с.
- Золотое звено Владимира Ивановича Даля. Буклет. Автор-составитель Коломцева Р.М. –М., 1995 г.
- «Мемориальный комплекс на Поклонной горе». М. 2005. «Граница»
- www.vokrugsveta.ru
- www.museum.ru