Тема: «Книга рекордов древнего материка Гондвана».
Цели:
1. Восстановить, пополнить, расширить знания об удивительных объектах и явлениях на каждом из материков, образовавшихся из древнего материка Гондвана. Познакомить с новыми (выходящими за пределы программы) удивительными данными об этих материках. Расширить знания о геральдике, через установление межпредметных связей.
2. Развивать умения работы с картой, внутренний образ территории, интерес к географии, через изучение интересных фактов и сведений об объектах и явлениях природы.
3. Воспитывать коллективизм, аккуратность, чувство «вкуса».
Оборудование: последнее издание «Книги рекордов Гиннеса», разноцветные листы формата А4 для каждого материка, наборы разрезных контуров материков, координаты и имена крайних точек, «бутылка» с информацией об удивительных объектах каждого материка, гербы (печатные) разных стран с изображением животных; сведения о природных и рукотворных объектах разных южных материков; презентация (Приложение 1) и оборудование для её демонстрации; видеотехника и видеокассета.
Ход урока
1. Организация внимания.
- Сегодня мы продолжаем цикл географических классных часов.
- Несколько уроков назад закончено изучение Южных материков Земли.
- Какие материки относят к группе «Южных»? (Входившие в далёком прошлом в состав южного материка Гондвана: Ю.Америка, Африка, Австралия, Антарктида.)
- Каждый из этих материков сам по себе удивителен. Вы об этом уже много знаете. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Книга рекордов древнего материка Гондвана». В ходе занятия вы вспомните уже имеющиеся и получите новые знания о рекордах Южных материков.
2. Практическая часть.
Жеребьёвка.
- Начнём с жеребьёвки. Так как в состав Гондваны входили 4 теперешние материка, нам предстоит разделиться на 4 группы-команды. Каждый ученик берёт с подноса жетон, на обратной стороне которого написано название материка (одного из четырёх) и садятся за соответствующие столы, где стоят эмблемы-контуры этих материков.
Цвет паспорта.
- Каждой образовавшейся группе предстоит оформить свои страницы общей книги рекордов древнего материка Гондваны.
- Каждый материк уникален. Поэтому и цвет страниц должен быть свой – определённый. Вспомните, ребята, какие характеристики климатических особенностей мы давали Южным материкам и выберите соответствующий цвет страницы вашего материка…
После совещания в группах дети приходят к выводу представленному в таблице и получают по 3 листа бумаги соответствующего своему материку по цвету.
Материк |
Климатические особенности |
Цвет страницы |
Ю. Америка |
влажный |
голубой |
Африка |
жаркий |
красный |
Австралия |
сухой |
жёлтый |
Антарктида |
холодный |
белый |
Портрет материка.
- Вот и сформировались 4 экспертные группы знатоков рекордов Южных материков. У каждого материка своя неповторимая, уникальная форма. Вы, как эксперты и большие знатоки своего материка сможете восстановить в памяти и сложить «портрет» именно своего материка.
(У каждой группы по 4 набора разрезанных на части контуров материков. Каждая группа находит набор именно своего материка, составляет изображение и наклеивает части в одно целое изображение на одном из своих полученных цветных листов – это первая страница паспорта материка с его «портретом».)
Прописка.
Прописка - место расположения. У каждой части древней Гондваны тоже сегодня уникальное положение-прописка, хотя со временем оно может поменяться. Вы догадались, о чём идёт речь? Почему «прописка» меняется? (Прописка это крайние точки материков: мысы с их координатами. Движение литосферных плит смещает материки, которые на них находятся.)
(Дети указывают на листе, где только что наклеили контур своего материка, его крайние точки и их координаты.)
Морская почта.
- Теперь, когда у каждого материка есть паспорт с «пропиской», можно принимать послания для наших материков. Помня о том, что Гондвана материк древний и почтовым сообщением воспользуемся одним из древнейших – морской почтой. Только прежде вспомните, как работала древняя морская почта? (Сообщения запаивали в бутылки и отправляли по морю. Морские течения доставляли их людям.)
- Нам доставлено несколько сообщений, нужно распределить, какому материку каждое из них адресовано.
20 человек по очереди вытаскивают записки из рубрики «Самое-Самое уникальное и интересное о материке». Участник зачитывает вслух географическую фразу и передаёт её на стол того материка, о котором идёт речь (или оставляют на своём столе, если сообщение о собственном материке). Если эксперты не согласны, они высказывают своё мнение и вносят изменения. Получив послание – характеристику группа экспертов наклеивает её на титульную страницу своего материка. |
Австралия 1. Самый малонаселённый из обитаемых материков Земли. Его население составляет 0,4 всего населения земного шара. |
Африка 1. На этом материке протекает самая длинная река Земли…(какая?) |
Антарктида 1. Через этот материк проходят все меридианы Земли. |
Южная Америка 1. Здесь лежит самая высокая вершина (6960 м) Западного полушария … (какая?) |
- На этом мы закончили оформление титульных листов наших материков «Книги рекордов древнего материка Гондваны»
Следующую страницу паспорта (второй цветной лист) мы посвятим геральдике – науке о гербах и эмблемах. Так как гербы и флаги уникальны, эта страница очень подойдёт к теме нашего занятия. Но этот вопрос мы рассмотрим с необычной стороны.
На уроках географии вы узнали о разных природных зонах материков и животных их населяющих. Выяснили, что некоторые животные встречаются только на одном определённом материке.
Животные материков.
Каждая экспертная группа внимательно смотрит на экран (демонстрируются кадры мультимедийной презентации, Приложение 1), обсуждает вопрос и готовит аргументированный ответ. |
Антарктида Группа экспертов этого материка (здесь нет государств) выполняет проект «Герб Антарктиды», руководствуясь следующим сопроводительным текстом. Герб – символ, вспомните символы этого материка: уникальное животное – не летающая, обаятельная птица пингвин. Запрет на испытание оружия на этом материке. Только научная деятельность. Влияние климата материка на погоду всей Земли. Ребята из заготовленных символов (белый контур материка, пингвин, айсберг, кит) создают своё изображение. |
Африка (Приложение 1, слайд 3) На экране демонстрируется слайд «Драматичная судьба» с изображением 3 гербов, где изображены кенгуру, дронт (Маврикий), крокодил с акулой и вопросом: Судьба, какого животного сложилась менее благополучно, чем у остальных? |
Южная Америка (Приложение 1, слайд 1) На экране демонстрируется слайд «Какой герб лишний» с изображением 4 гербов, где изображены животные верблюд, зебра, слон, лама. Определив лишний герб с изображением ламы (Боливия), группа получает его печатное изображение, наклеивает к себе на страницу и соединяет с государством его обладателем. |
Австралия (Приложение 1, слайд 2) На экране демонстрируется слайд, «Расселите птиц по материкам» с изображением 4 гербов, где изображены следующие птицы: секретарь, райская, пеликан кондор. Ребята получают герб своего государства с изображением райской птицы (Папуа Новая Гвинея), наклеивают её на страницу и соединяют с соответствующей территорией. |
- Очень широко представлены в государственных гербах и растения. Это говорит об их великой ценности и важности. Например, на гербах тропических стран часто присутствует пальма, в первую очередь финиковая.
- А это удивительное дерево изображено на гербе Сенегала…
На экране демонстрируется (Приложение 1, слайд 4) «Растения – рекордсмены» с изображением баобаба, бутылочного дерева, какао и молочного дерева, растения щучка.
Уникальность растений.
Каждая экспертная группа получает лист бумаги с описанием 4-х растений, прочитав эти описания, должна выбрать описание «удивительного» растения именно «своего» материка. |
Антарктида Уникально уже то, что мы есть. Нас только 2 вида. Наш адрес: 64 градуса северной широты. Это самое местоположение высших растений. Злак щучка – высотой всего несколько сантиметров и гвоздичное колобантус с мелкими невзрачными цветками и бледно-зелёными листьями, ведь опыление производится не насекомыми, а ветром. |
Австралия Нижняя часть этого эндемичного дерева непомерно широкая – отсюда и его название: бутылочное дерево. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которую расходует в засушливое время года. Если постучать по его стволу, то звук будет глухой, булькающий. В засуху фермеры не раз спасали скот от голода и жажды, давая животным мелко нарубленную древесину бутылочного дерева. |
Африка Уникальность царицы пустыни – финиковой пальмы – общеизвестна. А это дерево жители считают пригодным на все случаи жизни. Баобаб – это король. Его плоды приятны на вкус, богаты витамином С и кальцием. Оболочка плода заменяет сосуд, листья и корни идут в суп, холла от косточек применяется для стирки и в качестве штукатурки. Экстрактом из начинки плода моют голову. Красный сок, извлекаемый из корней баобаба, используется модницами для придания коже мягкости и блеска. Самая ценная – кора и древесина, из которой плетут верёвки, ткут материю, делают струны для инструментов. Настойка из листьев лечит болезни почек, астму. Паста из зёрен спасает от зубной боли. Цветочная пыльца идёт для приготовления клея. Плоды дерева – корм для обезьян, кора – для слонов. |
Южная Америка Вам, наверно, известно, что на хлебном дереве растут плоды, которые можно использовать вместо хлеба. Однако не все знают о дереве – «молокозаводе». Если надрезать его кору, то потечёт сок, по вкусу напоминающий сливки с сахаром, а по составу – близкий к коровьему молоку. Местные жители с давних пор употребляют этот сок в пищу. А эти бобы, растущие по-соседству, наделяли магической силой бога. Они приносили славу и богатство тем, кто ими владел. Они исполняли роль денег потому, что их можно было делить так, как требовалось. Приготовленный из какао-бобов шоколад в качестве ритуального напитка могли наслаждаться только, знать и воины. |
Итог – проверка: каждая группа зачитывает только описание своего растения, вырезает его с полученного листа и наклеивает на третью цветную страницу «паспорта» своего материка. За правильный ответ получают и печатное изображение этого растения, приклеивают его рядом с описанием. На экране демонстрируется слайд «Растения – рекордсмены» с изображением баобаба, бутылочного дерева, какао и молочного дерева, растения щучка. |
- Последние страницы «паспортов» посвящены рукотворным объектам на территории рассматриваемых материков.
- На очередном слайде (Приложение 1, слайд 5) демонстрируются 2 родственных рукотворных объектов с разных материков (Суэцкий и Панамский канал) с интересной внепрограммной информацией о них.
Удивительный калейдоскоп.
Затем детям предлагается последний слайд (Приложение 1, слайд 6) с шестью картинками (пингвин, ламы, рыба-клоун Большого Барьерного рифа, театр в Сиднее, Антарктическая полярная станция, вид сверху города Бразилиа).
Эксперты 4-х групп выбирают объекты своего материка, записывают, распределяя их в список на 3-ей странице в рубрики: природные уникумы, рукотворные уникумы материка.
3. Подведение итогов.
- Сегодня выполнена большая работа. Каждая группа быстро, качественно, дружно оформила страницы своего материка в общей «Книге Рекордов Древнего Материка Гондвана». Молодцы!
- Что нового узнали сегодня? Что особенно понравилось?
(Ребята ещё раз могут пролистать свои работы и вспомнить информацию)
Теперь осталось лишь соединить страницы. Каждая группа отдаёт свои листочки, собранные в маленькие брошюры. Сверху прикрепляется обложка с названием классного часа, даты проведения, всё скрепляется и является отчётом в «Летописи класса».
- Наградой за вашу работу сегодня будут эти яблоки. Каждая группа получает одно большое красное яблоко. На яблоках этикетки - адрес нашего следующего географического путешествия (яблоки выращены в США).
- Подумайте, как одним фруктом отметить работу всей группы…
- Вспомните, на каком материке расположено государство США.
- Следующая наша остановка произойдёт в удивительном месте Земли, вблизи восточного побережья США, в «треугольнике», который тревожит умы многих людей уже многие годы…