Интегрированный урок математики и урока здоровья по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжать учить детей выделять в задаче условие и вопрос, анализировать задачу, строить графическую модель к задаче.
  • Учить детей по чертежу ставит вопрос к задаче.
  • Отрабатывать скорость вычислительных навыков.
  • Формировать умение детей работать в малой группе.
  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать привычки в питании и образе жизни.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствие детей. Проверка внешнего вида.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Почему нужно следить за порядком на столе? (Лишнее отвлекает. От порядка и собранности зависит успех урока.)

- Сядьте правильно. Спина ровная. Обопритесь на спинку стула. Между партой и вашей грудью должна помещаться ладонь. Правильная посадка не даст вашей спине искривиться.

2. Устный счет

Задача:  Актуализировать опорные знания и умения детей.

- С чего мы обычно начинаем урок математики? (С устного счета.)

- Какова цель этого вида работы?

Схема1

Рефлексия:  Проанализируйте свою собственную деятельность.

Поставьте себе на полях оценку.

Если вам было легко – 5

Если были затруднения – 4

Если было трудно – 3

3. Определение темы и целей урока

- Прочитайте, пожалуйста, предложение, записанное на доске.

Из 15 кг молока получается 1 кг сыра.

- Будет ли данное предложение являться задачей?

- Докажите, что данное предложение не задача.

- Сделайте из данного предложения задачу.

(Дети предлагают свои варианты. Один фиксируется на доске.)

Из 15 кг молока получается 1 кг сыра. Сколько потребуется молока для 3 кг сыра?

Тема сегодняшнего урока: Решение задач.

- Какие цели мы для себя поставим?

(Дети называют, учитель фиксирует.)    

  • Учиться выделять условие и вопрос.
  • Учиться строить графическую модель к задаче.
  • Искать план решения задачи.
  • Решать задачи.

- Попробуйте к этой задаче составить краткую запись и графическую модель.

(Два ученика работают у доски.)

Краткая запись

молоко  сыр

15 кг  -  1 кг

   ?      -  3 кг

 Графическая модель

1кг сыр - 15 кг молоко

------

------  ------  ------

    ? кг молока

- По какой краткой записи легче найти способ решения?  (По графической  модели.)

Самостоятельно решите задачу. (Один у доски.)

- В этой задаче мы за основу взяли продукт питания. Как вы думаете, как данный продукт связан с нашим здоровьем?

(Молоко. В нем есть кальций, он укрепляет кости, способствует работе мозга.)

Сообщение о пользе молока, подготовленное одним учеником.

- Какие еще продукты изготавливают из молока?

- В задаче сказано, что для производства 1 кг сыра нужно 15 кг молока. Значит вся польза 15 кг молока содержится в 1 кг сыра.

- Что гласит главное правило здоровья ? (Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.)

- Что то может значить по отношению к молоку? (Нужно есть молочные продукты.)

- Еще, ребята, чтобы не уставать и быть здоровым нужно чередовать двигательную и умственную нагрузку.  Давайте поможем мышцам нашего тела расслабиться.

4. Физминутка

1) Гимнастика для глаз.

(Глаза вверх, вниз, вправо, влево. Круговые движения глазами, нарисовать глазами восьмерку.)

2) Упражнения на расслабление всех групп мышц.

А) и.п. ноги вместе, круговые движения плечами.

Б) и.п. ноги на ширине плеч, руки соединены в замок и подняты над головой, прогнуться.

В) и.п. ноги врозь, руки на пояс. Медленно отвести локти назад, голову вверх. Повторить 4-6 раз.

Г) и.п. ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вправо и влево. Повторить 2 раза.

Д) и.п. ноги прямые врозь. Достать пальцами рук насков.  Повторить 2 раза.

5. Решение задачи при помощи графической модели

- Как вы думаете, производителям молочных продуктов нужна математика? Зачем?

(У детей на партах  лежат листы с напечатанным текстом задачи.)

Молоко разлили в три бидона. В первый бидон налили 40 литров, во второй в два раза меньше, в третий на 14 литров больше, чем во второй. Сколько молока в трех бидонах?

- Из каких составных частей состоит задача?

- Что означает число 40?

- Что известно про второй бидон?

- Что известно про третий бидон?

- Что нужно узнать в задаче?

- От чего зависит успех решения задачи ? (От правильно построенного чертежа.)

Работа в парах над составлением чертежа к задаче.

Цель: Учить детей распределять роли. Воспитывать уважение к товарищам.

(Дети в парах  обсуждают чертеж, чертят его фломастером на листе бумаги. Все чертежи вывешиваются на доску, обсуждаются. Чертежи с ошибками убираются.)

Чертеж 

1 бидон

2 бидон

3 бидон

40л
----------------
?
-------- 
?
--------  ---
             14 л

Скобка ?

- Судя по чертежу, в каком бидоне больше всего молока?

- В каком меньше всего?

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

Решение:  (Один решает у доски.)

1) 40 : 2 = 20 (л) – во втором бидоне

2) 20 + 14 = 34(л) – в третьем бидоне

3) 40 + 14 + 34 = 68 (л) – всего

Ответ: 68 литров всего.

Рефлексия: Оцените свою работу над задачей.

Если было легко – 5

Если возникали трудности – 4

Если было сложно – 3

(Оценки дети ставят карандашом на полях.)

6. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Для чего оценивали свою работу на каждом этапе урока?

- Какой выбор сделаете в магазине между йогуртом и чипсами? Почему?

- Почему на уроке мы очень часто обращались к осанке?

- В чем заключается польза молочных продуктов?

7. Домашнее задание

(Дифференцированное)

8. Оценивание учащихся

(Необходимо оценить работу наибольшего числа учащихся.)

Список литературы:

  1. В.В. Бобнев «Внеклассные формы работы по физическому воспитанию в начальных классах»
  2. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи»
  3. Н.И. Дереклеева  «Двигательные игры, тренинги. Уроки здоровья» 
  4. Большая книга вопросов и ответов «Что, зачем, почему»