Учебная задача: Учить писать слова с парными согласными на конце слова.
Цели:
образовательные. Закреплять умение
различать парные звонкие и глухие согласные,
требующие проверки, и обосновывать их написание
путём подбора проверочного слова. Формировать
умение работать самостоятельно.
Оборудование: Учебник "Русский язык" для 2 класса (Т.Г. Рамзаева), картина с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги; письмо Бабы Яги; магнитные цифры; карточки с индивидуальными заданиями; индивидуальные карточки с тестами, карточки с парными согласными, с цифрами 1, 2, 3, сигналы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Пальчиковая гимнастика
Разминка мелких мышц кисти по М. Норбекову.
- Встряхнули кисти рук, опустили. Спина прямая. Улыбнулись, настроились на работу, тихо сели.
III. Проверка домашнего задания /упр. 176/
- Дома вы списали текст. Каким правилом вы пользовались, дополняя последнее предложение?
/Фамилии, имена, отчества пишут с заглавной буквы./
- Найдите в тексте слово с парной согласной на конце. Обоснуйте его написание.
/Книг - на конце слова пишем букву "г", проверочное слово книги./
IV. Минутка чистописания
На доске
- Найдите закономерность расположения букв. Что должно быть вместо знака вопроса?
/Буквы расположены в алфавитном порядке, поэтому вместо знака вопроса д.б. буква "с"./
- Какие звуки мы обозначаем на письме буквой "с"? Охарактеризуйте эти звуки
/ с - согл., глух. парн., твёрд.;
с - согл., глух. парн., мягк./
- Как обозначить на письме мягкость согласного звука?
- Сегодня мы будем писать заглавную и строчную буквы Сс.
Образец на доске Сс // ссс
Запишите целую строчку, чередуя соединения.
На доске карточки с анаграммами, под ними записаны расшифрованные слова.
- Расшифруйте слова.
негс шеволбстов кивогенс
/Снег, волшебство, снеговик./
Снимаю карточки.
- Что общего в этих словах?
/Во всех словах есть буква "с"./
Запишите эти слова правильно.
- Какое слово "лишнее"?
/Лишнее слово волшебство, т. к. другие слова связаны с зимой, снегом и заканчиваются на парный согласный./
- А где можно встретиться с волшебством?
/В сказке./
- Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома
И вдруг: оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где всё по-другому:
- А вам, ребята, хотелось бы встретиться с волшебством?
- Если будете правильно выполнять задания, то, возможно, это произойдёт.
V. Словарная работа.
- А сейчас конкурс "Кто больше запомнит?"
Завод, заяц, город.
Обед, сапог, медведь.
- Кто записал 6 слов? 5 слов?
- Что объединяет эти слова между собой?
/Это словарные слова./
- Какие различия вы видите в этих словах?
/Заяц, медведь - одушевлённые имена существительные, остальные - неодушевлённые./
- Какое слово "лишнее"?
/Обед - его нельзя перенести; заяц - все остальные оканчиваются на парный согласный./
- Проверьте как вы написали эти слова.
Открываю обратную сторону доски.
Заво., заяц, горо. .
Обе., сапо., медве.ь.
- Ой! Волшебство какое-то! Исчезли парные согласные. Верните их на место: покажите, какие буквы пропущены.
Показываю слово, дети - букву на карточке, вписываю букву.
VI. Постановка учебной задачи.
- И первое задание таково: вспомните проверку домашнего задания, минутку чистописания, словарные слова и найдите общее. На основании этого скажите, с чем будет связана тема урока.
/С парными согласными./
- Какое правило в стихах о парных согласных мы знаем?
/Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй -
Рядом гласный подставляй!/
- Верно. Итак, сегодня продолжим учиться писать слова с парной согласной.
VII. Работа с учебником.
-А поможет нам в этом учебник. На стр. 81 найдите упр.171. Задание следующее: из упражнения
дети с красными сигналами выписывают словосочетания, в которых пропущена парная согласная "д";
дети с синими и зелёными сигналами выписывают словосочетания, в которых пропущена парная согласная "б",
устно подбирайте проверочные слова.
- Два человека получают задания на карточках.
Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
сочный арбу. - . . . . .
грибной су. - . . . . .
глубокий пру. - . . . . .
тонкий пру. - . . . . .
Один человек выполняет подобное задание у доски.
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка / с использованием сигналов/.
VIII. Домашнее задание.
- Работу с учебником продолжите дома и выполните упражнение 175: спишите слова и вставите пропущенные парные согласные, устно подбирая проверочные слова.
IХ. Отдых.
- А сейчас проверим, кто у нас внимательный.
Дети выполняют упражнения на внимание.
Х. Закрепление изученного.
Восстановление пословиц.
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Не спеш ы\и я\е зыком, там и радость.
Где тру., торопись делом.
- Ой, опять волшебство. Что случилось?
/Они перепутались./
- Восстановите предложения.
Подчёркиваю один вариант.
- Как вы понимаете смысл этих высказываний?
- К какому жанру устного народного творчества относятся эти предложения?
/Это пословицы./
- Какие орфограммы здесь встретились? Объясните написание слов.
- Спишите пословицу, где есть парный согласный на конце.
- Какую пословицу вы списали?
Загадки.
- А какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?
/Потешки, прибаутки, считалки:/
- А теперь, ребятки, слушайте загадки. Отгадки запишите и орфограмму укажите.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
/Гриб - грибы/
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога.
/Гвоздь - гвозди/
Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
/Дождь - дожди/
Восстановление деформированного предложения.
- А какой жанр устного народного творчества не назвали?
/Сказки./
- Составьте предложение о том, что можно увидеть на сказочной полянке:
На, стоит, поляне, ножках, избушка, курьих, на.
/Стоит на поляне избушка на курьих ножках.
На поляне стоит избушка на курьих ножках.
избушка на курьих ножках стоит на поляне./
- Молодцы, правильно. Запишем второе предложение.
Один человек работает у доски с комментированием.
- Проанализируйте предложение.
- Составьте предложения, чтобы получилось продолжение.
Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги.
/:Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные:/
-Так вот куда пропали наши парные согласные.
Корректирование текста.
- А зачем они Бабе Яге?
/М. Б. она училась писать слова с парными согласными. Она могла написать рассказ с этими словами:/
- Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.
- Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.
- Всё ли верно в рассказе Бабы Яги?
/Нет. Зимой жары не бывает./
- Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу?
/Противоположное. Мороз, холод./
- Как называются противоположные по смыслу?
/Антонимы./
- А сейчас посмотрите, как Баба Яга записала рассказ.
Открываю запись на доске.
Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.
/Баба Яга допустила ошибки./
- Объясните Бабе Яге как нужно писать правильно.
Дети читают предложения, находят слова, в которых допущена ошибка, объясняют, как надо писать, учитель исправляет ошибку на доске.
Тесты (самостоятельная работа) приложение 1.
- Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила парные согласные, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы хорошо знаете правила и умеете им пользоваться. Не испугаетесь?
/Нет./
- Возьмите карточки с тестами и выполняйте задание по цвету своего сигнала.
Самостоятельная работа детей по вариантам.
- Проверяем.
Учитель показывает номер задания, дети карточками с цифрами - номер ответа; учитель составляет ключ на доске.
- 2
- 1
- 3
- 2
- 3
- Поставьте себе оценку по обычным критериям.
- Кто доволен своим результатом?
ХI. Работа с фразеологизмом.
- Смотрите, Баба Яга отпустила буквы, а нам оставила письмо. Прочитай его, :.
Спасибо вам, ребята!
Научили меня грамоте. Теперь я сама буду учить Кощея Бессмертного. Пусть он тоже правило себе на носу зарубит.
Б. Яга.
- Ребята, что собралась Баба Яга сотворить с Кощеем? Как вы понимаете выражение "на носу зарубит"?
/Значит, запомнит очень хорошо./
- Правильно. Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резами делали всевозможные заметки, чтобы не забыть. Эти дощечки назывались носами. И сейчас, когда желают что-то крепко-накрепко запомнить, говорят: "Заруби себе на осу".
ХII. Вывод.
- Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?
- А кто сможет ей помочь научить и Кощея писать правильно?
- А как будешь объяснять?
- А чтобы им не было скучно зимними вечерами, сочините для них сказку про парные согласные
Выставление оценок.
Молодцы. Мне было очень приятно работать вместе с вами.