Конспект урока во 2-м классе "Правописание слов с парными согласными на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Учебная задача: Учить писать слова с парными согласными на конце слова.

Цели:

  • образовательные. Закреплять умение различать парные звонкие и глухие согласные, требующие проверки, и обосновывать их написание путём подбора проверочного слова. Формировать умение работать самостоятельно.
  • развивающие. Развивать речь учащихся, память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции. Формировать адекватную самооценку.
  • воспитывающие. Воспитывать любовь к родному языку, к чтению. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: Учебник "Русский язык" для 2 класса (Т.Г. Рамзаева), картина с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги; письмо Бабы Яги; магнитные цифры; карточки с индивидуальными заданиями; индивидуальные карточки с тестами, карточки с парными согласными, с цифрами 1, 2, 3, сигналы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Пальчиковая гимнастика

Разминка мелких мышц кисти по М. Норбекову.

- Встряхнули кисти рук, опустили. Спина прямая. Улыбнулись, настроились на работу, тихо сели.

III. Проверка домашнего задания /упр. 176/

- Дома вы списали текст. Каким правилом вы пользовались, дополняя последнее предложение?

/Фамилии, имена, отчества пишут с заглавной буквы./

- Найдите в тексте слово с парной согласной на конце. Обоснуйте его написание.

/Книг - на конце слова пишем букву "г", проверочное слово книги./

IV. Минутка чистописания

На доске

- Найдите закономерность расположения букв. Что должно быть вместо знака вопроса?

/Буквы расположены в алфавитном порядке, поэтому вместо знака вопроса д.б. буква "с"./

- Какие звуки мы обозначаем на письме буквой "с"? Охарактеризуйте эти звуки

/ с - согл., глух. парн., твёрд.;

с - согл., глух. парн., мягк./

- Как обозначить на письме мягкость согласного звука?

- Сегодня мы будем писать заглавную и строчную буквы Сс.

Образец на доске Сс // ссс

Запишите целую строчку, чередуя соединения.

На доске карточки с анаграммами, под ними записаны расшифрованные слова.

- Расшифруйте слова.

негс шеволбстов кивогенс

/Снег, волшебство, снеговик./

Снимаю карточки.

- Что общего в этих словах?

/Во всех словах есть буква "с"./

Запишите эти слова правильно.

- Какое слово "лишнее"?

/Лишнее слово волшебство, т. к. другие слова связаны с зимой, снегом и заканчиваются на парный согласный./

- А где можно встретиться с волшебством?

/В сказке./

- Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне

Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома

И вдруг: оказаться вверху, в глубине,

Внутри и снаружи, где всё по-другому:

- А вам, ребята, хотелось бы встретиться с волшебством?

- Если будете правильно выполнять задания, то, возможно, это произойдёт.

V. Словарная работа.

- А сейчас конкурс "Кто больше запомнит?"

Завод, заяц, город.

Обед, сапог, медведь.

- Кто записал 6 слов? 5 слов?

- Что объединяет эти слова между собой?

/Это словарные слова./

- Какие различия вы видите в этих словах?

/Заяц, медведь - одушевлённые имена существительные, остальные - неодушевлённые./

- Какое слово "лишнее"?

/Обед - его нельзя перенести; заяц - все остальные оканчиваются на парный согласный./

- Проверьте как вы написали эти слова.

Открываю обратную сторону доски.

Заво., заяц, горо. .

Обе., сапо., медве.ь.

- Ой! Волшебство какое-то! Исчезли парные согласные. Верните их на место: покажите, какие буквы пропущены.

Показываю слово, дети - букву на карточке, вписываю букву.

VI. Постановка учебной задачи.

- И первое задание таково: вспомните проверку домашнего задания, минутку чистописания, словарные слова и найдите общее. На основании этого скажите, с чем будет связана тема урока.

/С парными согласными./

- Какое правило в стихах о парных согласных мы знаем?

/Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй -
Рядом гласный подставляй!/

- Верно. Итак, сегодня продолжим учиться писать слова с парной согласной.

VII. Работа с учебником.

-А поможет нам в этом учебник. На стр. 81 найдите упр.171. Задание следующее: из упражнения

дети с красными сигналами выписывают словосочетания, в которых пропущена парная согласная "д";

дети с синими и зелёными сигналами выписывают словосочетания, в которых пропущена парная согласная "б",

устно подбирайте проверочные слова.

- Два человека получают задания на карточках.

Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.

сочный арбу. - . . . . .

грибной су. - . . . . .

глубокий пру. - . . . . .

тонкий пру. - . . . . .

Один человек выполняет подобное задание у доски.

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка / с использованием сигналов/.

VIII. Домашнее задание.

- Работу с учебником продолжите дома и выполните упражнение 175: спишите слова и вставите пропущенные парные согласные, устно подбирая проверочные слова.

IХ. Отдых.

- А сейчас проверим, кто у нас внимательный.

Дети выполняют упражнения на внимание.

Х. Закрепление изученного.

Восстановление пословиц.

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Не спеш ы\и я\е зыком, там и радость.

Где тру., торопись делом.

- Ой, опять волшебство. Что случилось?

/Они перепутались./

- Восстановите предложения.

Подчёркиваю один вариант.

- Как вы понимаете смысл этих высказываний?

- К какому жанру устного народного творчества относятся эти предложения?

/Это пословицы./

- Какие орфограммы здесь встретились? Объясните написание слов.

- Спишите пословицу, где есть парный согласный на конце.

- Какую пословицу вы списали?

Загадки.

- А какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

/Потешки, прибаутки, считалки:/

- А теперь, ребятки, слушайте загадки. Отгадки запишите и орфограмму укажите.

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
/Гриб - грибы/

Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога.
/Гвоздь - гвозди/

Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
/Дождь - дожди/

Восстановление деформированного предложения.

- А какой жанр устного народного творчества не назвали?

/Сказки./

- Составьте предложение о том, что можно увидеть на сказочной полянке:

На, стоит, поляне, ножках, избушка, курьих, на.

/Стоит на поляне избушка на курьих ножках.
На поляне стоит избушка на курьих ножках.
избушка на курьих ножках стоит на поляне./

- Молодцы, правильно. Запишем второе предложение.

Один человек работает у доски с комментированием.

- Проанализируйте предложение.

- Составьте предложения, чтобы получилось продолжение.

Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги.

/:Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные:/

-Так вот куда пропали наши парные согласные.

Корректирование текста.

- А зачем они Бабе Яге?

/М. Б. она училась писать слова с парными согласными. Она могла написать рассказ с этими словами:/

- Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.

- Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.

- Всё ли верно в рассказе Бабы Яги?

/Нет. Зимой жары не бывает./

- Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу?

/Противоположное. Мороз, холод./

- Как называются противоположные по смыслу?

/Антонимы./

- А сейчас посмотрите, как Баба Яга записала рассказ.

Открываю запись на доске.

Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.

/Баба Яга допустила ошибки./

- Объясните Бабе Яге как нужно писать правильно.

Дети читают предложения, находят слова, в которых допущена ошибка, объясняют, как надо писать, учитель исправляет ошибку на доске.

Тесты (самостоятельная работа) приложение 1.

- Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила парные согласные, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы хорошо знаете правила и умеете им пользоваться. Не испугаетесь?

/Нет./

- Возьмите карточки с тестами и выполняйте задание по цвету своего сигнала.

Самостоятельная работа детей по вариантам.

- Проверяем.

Учитель показывает номер задания, дети карточками с цифрами - номер ответа; учитель составляет ключ на доске.

  • 2
  • 1
  • 3
  • 2
  • 3

- Поставьте себе оценку по обычным критериям.

- Кто доволен своим результатом?

ХI. Работа с фразеологизмом.

- Смотрите, Баба Яга отпустила буквы, а нам оставила письмо. Прочитай его, :.

Спасибо вам, ребята!

Научили меня грамоте. Теперь я сама буду учить Кощея Бессмертного. Пусть он тоже правило себе на носу зарубит.

Б. Яга.

- Ребята, что собралась Баба Яга сотворить с Кощеем? Как вы понимаете выражение "на носу зарубит"?

/Значит, запомнит очень хорошо./

- Правильно. Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резами делали всевозможные заметки, чтобы не забыть. Эти дощечки назывались носами. И сейчас, когда желают что-то крепко-накрепко запомнить, говорят: "Заруби себе на осу".

ХII. Вывод.

- Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?

- А кто сможет ей помочь научить и Кощея писать правильно?

- А как будешь объяснять?

- А чтобы им не было скучно зимними вечерами, сочините для них сказку про парные согласные

Выставление оценок.

Молодцы. Мне было очень приятно работать вместе с вами.

Приложение.