Конспект урока по теме "Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Разделы: Информатика


Класс: 9

Цель урока: закрепление ЗУН перевода целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Задачи:

  1. отработать правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую;
  2. развивать познавательный интерес к предмету и самостоятельность учащихся;
  3. повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач и игрового изложения материала.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения урока: урок-соревнование "Числовой биатлон".

Объект изучения: Системы счисления: двоичная и десятичная.

Предмет изучения: правила перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.

Материалы к уроку:

  1. Распечатанные образцы технологических карт <Приложение1>;
  2. Презентация к уроку (с эпиграфами к учебным элементам и ключами к заданиям);
  3. Маршрутные листы;
  4. Карточки с заданиями к УЭ№2, УЭ№4 <Рисунок 1>, <Рисунок3>;
  5. Разноцветные карточки, символизирующие цвета олимпийских колец к УЭ №5;
  6. Листы бумаги, клей к УЭ №5;
  7. Ключи к УЭ: №1, №4;
  8. Заготовка файла к УЭ №3 (файл, созданный в графическом редакторе) <Рисунок2>;
  9. Готовые карточки с домашним заданием.

Этапы урока: <Приложение2>

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

II. Мотивация

Учитель задает вопросы:

1) Какое важное событие произошло в нашей стране в 2007 году? (Город Сочи избран городом, в котором пройдет зимняя олимпиада в 2014 году)

2) Какой вид зимнего спорта активно развивается в нашем Ханты - Мансийском автономном округе? (Биатлон).

Мы с вами сегодня проведем урок в форме соревнования под названием "Числовой биатлон". Сейчас мы с вами проведем репетицию перед олимпийскими играми. Каждый из вас будет спортсменом, участвующем в соревновании, а я буду вашим тренером.

Рассказывается о биатлоне, и перечисляются этапы соревнования. (Каждому ученику выдается маршрутный лист).

Заполняем маршрутный лист соревнования:

Маршрутный лист

Фамилия:_________________

№ модуля

Название этапа

Количество заработанных баллов

1 "Допинг-контроль"  
2 "Лыжная гонка"  
3 "Стрельба из положения стоя"  
4 "Стрельба из положения лежа"  
5 "Финишная гонка"  

Оцени свой результат:

  • "5" - 48 - 40 баллов
  • "4" - 39 - 30 баллов
  • "3" - 29 - 20 баллов
  • "2" - 19 и ниже

Итоговый результат:____________ Место: _____________

III. Входной контроль

Но прежде чем мы перейдем к соревнованию давайте, посмотрим, с какими же знаниями вы сегодня пришли на урок т.е. проведем "ДОПИНГ - КОНТРОЛЬ".

Эпиграфом данного этапа будут слова Ф. Бэкона: "Мы столько можем, сколько знаем".

Учащиеся выполняют игру "ДА - НЕТ", и ответы проверяют по ключу.

Задание:

Ответьте на каждый вопрос либо ДА, либо НЕТ

Согласны ли вы с утверждением

1 Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
2 Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.
3 Основанием двоичной системы счисления является число 4
4 Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
5 Алфавит десятичной системы счисления составляет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
6 Число 100101 записано в двоичной системе счисления
7 Алфавит восьмеричной системы счисления состоит из цифр: 0, 1, 2, 3, 4 ,5, 6, 7

(Работа с УЭ №1)

Ключ к УЭ №1: 1. да 2. нет 3. нет 4. нет 5. нет 6. да 7. да

IV. Проведение игры:

Перед стартом, я как тренер дам некоторые советы по прохождению этапов соревнования.

Наставление тренера: Вспоминаем правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.

Начинаем наше соревнование: Первый этап соревнования - (УЭ №2) "Лыжная гонка":

Эпиграф данного этапа: "Скорость нужна, а поспешка вредна" (Русская народная пословица).

Давайте посмотрим, какими же качествами должен обладать спортсмен, чтобы победить на соревнованиях? Для этого вы выполняете УЭ №2.

Задание: Перевести числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найти букву соответствующую получившемуся числу и составить слово в порядке движения по лабиринту.

Например: Карточка 1: <Рисунок 1> (Ответ: быстрота)

Рисунок 1

Аналогично можно составить карточки - лабиринты, в которых ответ может получиться - терпение, ловкость, упорство, воля и труд

Переходим ко второму этапу соревнования - (УЭ №3) "Стрельба из положения стоя"

Эпиграф данного этапа: "Каждый воин должен понимать свой маневр" (А.В. Суворов).

Теперь проверим вашу меткость. Вы производите выстрелы по мишени, работая с УЭ № 3.

Задание: Закрасить круг цветом, соответствующим числу в нем (выбор круга зависит от вас). Для этого переведите число в круге в двоичную систему счисления и определите цвет. Перечень цветов приведен ниже. Закраску производим на компьютере в специально приготовленном файле, созданном в графическом редакторе Paint, <Рисунок2> следующими цветами:

Рисунок 2

  • 10011 - красный
  • 10101 - черный
  • 100100 - фиолетовый
  • 110000 - желтый
  • 110111 - синий
  • 1000101 - оранжевый
  • 1001001 - зеленый
  • 1011000 - голубой
  • 1100011 - серый

Третий этап соревнования - (УЭ №4) "Стрельба из положения лежа"

Эпиграф: "Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать" (И. Гете)

Задание: Впишите в пустые клетки по направлению стрелок двоичные числа, соответствующие указанным десятичным числам. <Рисунок3>

Рисунок 3

Ответ: <Рисунок4>

Рисунок 4

Четвертый этап соревнования - (УЭ №5) "Предфинишная борьба"

Эпиграф "Знание есть сила, сила есть знание". (Фрэнсис Бэкон)

Учащиеся в паре располагают числа, написанные на цветных карточках в порядке возрастания и, приклеивают их на лист бумаги, вывешивают его на доске. Если числа расположены верно, то должны получиться пять олимпийских колец. <Рисунок5>

Рисунок 5

V. Рефлексия и домашнее задание (Работа с УЭ №6). Определяются победители, которые награждаются грамотами.

Итог урока: Закончить урок я хочу русской народной пословицей: "От знаний уйдешь - в хвосте пойдешь.