Класс: 9
Цель урока: закрепление ЗУН перевода целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Задачи:
- отработать правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую;
- развивать познавательный интерес к предмету и самостоятельность учащихся;
- повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач и игрового изложения материала.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: урок-соревнование "Числовой биатлон".
Объект изучения: Системы счисления: двоичная и десятичная.
Предмет изучения: правила перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
Материалы к уроку:
- Распечатанные образцы технологических карт <Приложение1>;
- Презентация к уроку (с эпиграфами к учебным элементам и ключами к заданиям);
- Маршрутные листы;
- Карточки с заданиями к УЭ№2, УЭ№4 <Рисунок 1>, <Рисунок3>;
- Разноцветные карточки, символизирующие цвета олимпийских колец к УЭ №5;
- Листы бумаги, клей к УЭ №5;
- Ключи к УЭ: №1, №4;
- Заготовка файла к УЭ №3 (файл, созданный в графическом редакторе) <Рисунок2>;
- Готовые карточки с домашним заданием.
Этапы урока: <Приложение2>
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует учеников.
II. Мотивация
Учитель задает вопросы:
1) Какое важное событие произошло в нашей стране в 2007 году? (Город Сочи избран городом, в котором пройдет зимняя олимпиада в 2014 году)
2) Какой вид зимнего спорта активно развивается в нашем Ханты - Мансийском автономном округе? (Биатлон).
Мы с вами сегодня проведем урок в форме соревнования под названием "Числовой биатлон". Сейчас мы с вами проведем репетицию перед олимпийскими играми. Каждый из вас будет спортсменом, участвующем в соревновании, а я буду вашим тренером.
Рассказывается о биатлоне, и перечисляются этапы соревнования. (Каждому ученику выдается маршрутный лист).
Заполняем маршрутный лист соревнования:
Маршрутный лист
Фамилия:_________________
№ модуля |
Название этапа |
Количество заработанных баллов |
1 | "Допинг-контроль" | |
2 | "Лыжная гонка" | |
3 | "Стрельба из положения стоя" | |
4 | "Стрельба из положения лежа" | |
5 | "Финишная гонка" |
Оцени свой результат:
- "5" - 48 - 40 баллов
- "4" - 39 - 30 баллов
- "3" - 29 - 20 баллов
- "2" - 19 и ниже
Итоговый результат:____________ Место: _____________
III. Входной контроль
Но прежде чем мы перейдем к соревнованию давайте, посмотрим, с какими же знаниями вы сегодня пришли на урок т.е. проведем "ДОПИНГ - КОНТРОЛЬ".
Эпиграфом данного этапа будут слова Ф. Бэкона: "Мы столько можем, сколько знаем".
Учащиеся выполняют игру "ДА - НЕТ", и ответы проверяют по ключу.
Задание:
Ответьте на каждый вопрос либо ДА, либо НЕТ
№ |
Согласны ли вы с утверждением |
1 | Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. |
2 | Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные. |
3 | Основанием двоичной системы счисления является число 4 |
4 | Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления. |
5 | Алфавит десятичной системы счисления составляет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
6 | Число 100101 записано в двоичной системе счисления |
7 | Алфавит восьмеричной системы счисления состоит из цифр: 0, 1, 2, 3, 4 ,5, 6, 7 |
(Работа с УЭ №1)
Ключ к УЭ №1: 1. да 2. нет 3. нет 4. нет 5. нет 6. да 7. да
IV. Проведение игры:
Перед стартом, я как тренер дам некоторые советы по прохождению этапов соревнования.
Наставление тренера: Вспоминаем правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.
Начинаем наше соревнование: Первый этап соревнования - (УЭ №2) "Лыжная гонка":
Эпиграф данного этапа: "Скорость нужна, а поспешка вредна" (Русская народная пословица).
Давайте посмотрим, какими же качествами должен обладать спортсмен, чтобы победить на соревнованиях? Для этого вы выполняете УЭ №2.
Задание: Перевести числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найти букву соответствующую получившемуся числу и составить слово в порядке движения по лабиринту.
Например: Карточка 1: <Рисунок 1> (Ответ: быстрота)
Рисунок 1
Аналогично можно составить карточки - лабиринты, в которых ответ может получиться - терпение, ловкость, упорство, воля и труд
Переходим ко второму этапу соревнования - (УЭ №3) "Стрельба из положения стоя"
Эпиграф данного этапа: "Каждый воин должен понимать свой маневр" (А.В. Суворов).
Теперь проверим вашу меткость. Вы производите выстрелы по мишени, работая с УЭ № 3.
Задание: Закрасить круг цветом, соответствующим числу в нем (выбор круга зависит от вас). Для этого переведите число в круге в двоичную систему счисления и определите цвет. Перечень цветов приведен ниже. Закраску производим на компьютере в специально приготовленном файле, созданном в графическом редакторе Paint, <Рисунок2> следующими цветами:
Рисунок 2
- 10011 - красный
- 10101 - черный
- 100100 - фиолетовый
- 110000 - желтый
- 110111 - синий
- 1000101 - оранжевый
- 1001001 - зеленый
- 1011000 - голубой
- 1100011 - серый
Третий этап соревнования - (УЭ №4) "Стрельба из положения лежа"
Эпиграф: "Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать" (И. Гете)
Задание: Впишите в пустые клетки по направлению стрелок двоичные числа, соответствующие указанным десятичным числам. <Рисунок3>
Рисунок 3
Ответ: <Рисунок4>
Рисунок 4
Четвертый этап соревнования - (УЭ №5) "Предфинишная борьба"
Эпиграф "Знание есть сила, сила есть знание". (Фрэнсис Бэкон)
Учащиеся в паре располагают числа, написанные на цветных карточках в порядке возрастания и, приклеивают их на лист бумаги, вывешивают его на доске. Если числа расположены верно, то должны получиться пять олимпийских колец. <Рисунок5>
Рисунок 5
V. Рефлексия и домашнее задание (Работа с УЭ №6). Определяются победители, которые награждаются грамотами.
Итог урока: Закончить урок я хочу русской народной пословицей: "От знаний уйдешь - в хвосте пойдешь.