Урок литературы в 3-м классе "И.А. Крылов "Ворона и лисица"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
  • формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
  • развивать навыки чтения, творческие способности детей.

I. Организационный момент

II. Чтецкая пятиминутка

1. Упражнение на дыхание:

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох порциями.

2. Упражнение "Фотоглаз". Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча.

Гроза, шутка, звонкий, налил, газета, вышел, ярмарка, летать, звонок, загар.

? Были ли среди предъявленных слова шутка, полёт, гроза, звенеть, ярмарка, вышла, газета?

Карточки со словами, которые были (шутка, гроза, ярмарка, газета) вынести на доску.

3. Игра "Слово в слове".

Шутка, гроза, ярмарка, газета

4. Найди значение слова.

беспечный

беззаботный

Легкомысленный, не склонный задумываться о своих делах и огорчаться неудачами.

Не принимающий нужных мер предосторожности, не думающий о последствиях своих действий.

? Приведите примеры беспечности, беззаботности.

III. Актуализация имеющихся знаний

? Расшифруйте слово:

??Б_А@чСHН?Я??

? Что такое басня? (Басня - это небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей)

? Какие басни вам уже знакомы? Кто их автор? Какие людские пороки высмеивал И.А.Крылов?

IV. Изучение нового произведения

1. Вводная беседа

Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа "Ворон и Лисица". Подумайте, о чём она.

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя - по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

Обмен впечатлениями.

? Одним из человеческих пороков издавана считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть - лицемерное, угодливое восхваление)

? Образуйте от слова лесть родственные слова и объясните их значение.

Лесть - льстец, льстить, льстивый.

2. Первичное знакомство с басней

- А теперь давайте послушаем басню "Ворона и Лисица", которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.

Учитель может сам прочесть басню наизусть, либо включает запись басни в исполнении мастеров художественного слова.

3. Обмен впечатлениями

Ребята высказывают своё мнение об услышанном, сранивают басни, находят сходство и отличия.

* Информация для учителя:

Ворона и Лисица - главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

4. Самостоятельное прочтение. Выделение непонятных слов и выражений.

5. Словарно-лексическая работа

  • Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
  • Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
  • Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
  • Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
  • Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
  • Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
  • Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:

  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
  • Каркнула очень громко - во всё горло;
  • Исчезла, скрылась - была такова;
  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

6. Работа над текстом басни

Работа в группах. Задания для обсуждения в группах:

  1. Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?
  2. Опишите, какова ворона по внешнему виду ( Этой группе необходим рисунок или чучело птицы).
  3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
  4. Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?
  5. Какими качествами вы наделите Лисицу?

Отчёт о проделанной работе. После ответа группы высказываются желающие, учитель может высказать своё мнение.

  1. Тяжёлые сочетания звуков "взгр", "зд", "звтр" передают неуклюжие и замедленные движения Вороны.
    Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
  2. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
    Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне.
  3. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
  4. 5. На доске ребята заполняют таблицу:
Лиса

хитрая

коварная

плутовка

умная

льстивая

неискренняя

Ворона

неуклюжая

глупая

растяпа

ротозей

простофиля

тщеславная

? Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, мёдоточивые слова Лисы?

? Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

7. Работа над выразительным чтением басни. Разметка.

Условные обозначения:

______ логические ударения;

| короткая пауза;

|| средняя пауза;

||| длинная пауза;

8. Отработка выразительного чтения

Работа в парах. Взаимопомощь.

9. Конкурс чтецов

Взаимооценка. Выбирается "жюри" из 5-6 учащихся, которые оценивают выступления товарищей.

10. Работа с пословицами

? Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни.

Верь своим очам, а не чужим речам.

 

На языке - медок, а на сердце - ледок.

 

У лести нет чести.

Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.

 

 

Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

 

Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.

11. Уяснение морали

- Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)

V. Итог урока

Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен)

? Почему на обложках есть и звери, и люди?

? В чём сила басен?

VI. Домашнее задание

Выучить басню "Ворона и Лисица" наизусть.