Цели:
- продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
- формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- развивать навыки чтения, творческие способности детей.
I. Организационный момент
II. Чтецкая пятиминутка
1. Упражнение на дыхание:
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох порциями.
2. Упражнение "Фотоглаз". Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча.
Гроза, шутка, звонкий, налил, газета, вышел, ярмарка, летать, звонок, загар.
? Были ли среди предъявленных слова шутка, полёт, гроза, звенеть, ярмарка, вышла, газета?
Карточки со словами, которые были (шутка, гроза, ярмарка, газета) вынести на доску.
3. Игра "Слово в слове".
Шутка, гроза, ярмарка, газета
4. Найди значение слова.
беспечный беззаботный
Легкомысленный, не склонный задумываться о своих делах и огорчаться неудачами. Не принимающий нужных мер предосторожности, не думающий о последствиях своих действий.
? Приведите примеры беспечности, беззаботности.
III. Актуализация имеющихся знаний
? Расшифруйте слово:
??Б_А@чСHН?Я??
? Что такое басня? (Басня - это небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей)
? Какие басни вам уже знакомы? Кто их автор? Какие людские пороки высмеивал И.А.Крылов?
IV. Изучение нового произведения
1. Вводная беседа
Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа "Ворон и Лисица". Подумайте, о чём она.
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя - по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
Обмен впечатлениями.
? Одним из человеческих пороков издавана считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть - лицемерное, угодливое восхваление)
? Образуйте от слова лесть родственные слова и объясните их значение.
Лесть - льстец, льстить, льстивый.
2. Первичное знакомство с басней
- А теперь давайте послушаем басню "Ворона и Лисица", которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.
Учитель может сам прочесть басню наизусть, либо включает запись басни в исполнении мастеров художественного слова.
3. Обмен впечатлениями
Ребята высказывают своё мнение об услышанном, сранивают басни, находят сходство и отличия.
* Информация для учителя:
Ворона и Лисица - главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
4. Самостоятельное прочтение. Выделение непонятных слов и выражений.
5. Словарно-лексическая работа
- Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
- Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
- Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
- Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
- Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
- Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
- Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:
- Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
- Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
- Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
- Каркнула очень громко - во всё горло;
- Исчезла, скрылась - была такова;
- Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
- Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
6. Работа над текстом басни
Работа в группах. Задания для обсуждения в группах:
- Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?
- Опишите, какова ворона по внешнему виду ( Этой группе необходим рисунок или чучело птицы).
- Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
- Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?
- Какими качествами вы наделите Лисицу?
Отчёт о проделанной работе. После ответа группы высказываются желающие, учитель может высказать своё мнение.
- Тяжёлые сочетания звуков "взгр", "зд",
"звтр" передают неуклюжие и замедленные
движения Вороны.
Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве. - Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне. - Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
- 5. На доске ребята заполняют таблицу:
Лиса хитрая
коварная
плутовка
умная
льстивая
неискренняя
Ворона неуклюжая
глупая
растяпа
ротозей
простофиля
тщеславная
? Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, мёдоточивые слова Лисы?
? Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
7. Работа над выразительным чтением басни. Разметка.
Условные обозначения:
______ логические ударения;
| короткая пауза;
|| средняя пауза;
||| длинная пауза;
8. Отработка выразительного чтения
Работа в парах. Взаимопомощь.
9. Конкурс чтецов
Взаимооценка. Выбирается "жюри" из 5-6 учащихся, которые оценивают выступления товарищей.
10. Работа с пословицами
? Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни.
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке - медок, а на сердце - ледок.
У лести нет чести.
Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.
Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.
Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.
11. Уяснение морали
- Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)
V. Итог урока
Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен)
? Почему на обложках есть и звери, и люди?
? В чём сила басен?
VI. Домашнее задание
Выучить басню "Ворона и Лисица" наизусть.