Урок окружающего мира в 4-м классе "Солнце. Планеты Солнечной системы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; дать представление о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать любовь к окружающему нас миру.

Оборудование:

  • карточки с рисунками планет;
  • конверты с заданиями;
  • дополнительная литература для самостоятельной работы (бортовые журналы);
  • видео- и аудиозаписи, сок.

Орг. момент. Психогимнастика.

Уч-ль: “Здравствуйте, ребята.

Уч-ль: Какое сегодня число.

Уч-ль: Верно. Какое время года за окном?

Дети: Поздняя осень.

 г/з “Времена года”

Все реже на небе появляется теплое и ласковое солнышко, дуют холодные ветры, падает снег. Мы идем в школу, нам холодно, неприятно. Что мы делаем, покажите.

Покажите, как мы морщимся, кутаемся в теплые воротники, уши замерзают. И вспоминаем мы теплые летние деньки, ласковое солнце, расправляем плечи, поднимаем наши лица к солнышку, закройте глазки, почувствуйте, какое оно теплое, нежное, улыбнитесь ему.

Тихо садитесь.

Ход урока

Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: “А что я знаю о Солнце?” И вот сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие, в котором вы узнаете, как мне кажется, много интересного о солнце и планетах, которые путешествуют в космосе вместе с ним. Сегодня мы узнаем, как называются эти планеты, и проверим “может на них есть жизнь”?

Но в космосе мы будем, конечно, не первыми. Вы знаете, кто совершил первый космический полет? (Ю.А.Гагарин) Когда он совершил полет?

Ю.А.Гагарин был первым человеком, который 12 апреля 1961 года на своем корабле “Восток” совершил полёт, он был в космосе 108 минут. А у нас с вами времени ещё меньше. Примерно 35 минут.

А полетим мы на межпланетном корабле, в нем несколько отсеков (частей), в каждом из которых работает своя команда. В каждой команде есть штурман. Определите, кто будет штурманом. Штурманы подойдите ко мне (даю кепки). Поздравляю вас. У штурмана есть бортовой журнал (показываю), которой будет помогать вам в полете. Командование кораблём я беру на себя, так как я составляла план полёта. Но мы летим вместе и вы, как равноправные члены экипажа, тоже должны знать этот план. Поэтому слушайте и запоминайте. Наша задача исследовать наше Солнце и планеты. Вместе они составляют Солнечную систему. Может нам повезёт, и мы найдем где-то ещё жизнь.

В центре Солнечной системы находится Солнце, а вокруг него по своим орбитам (путь, по которому движется планета вокруг Солнца) движутся 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Схема на доске

Нам нужно собрать информацию о Солнце и о планетах.

Пристегнули ремни.

Итак, полетели.

 В/ф (На экране движется корабль)

Почему система называется Солнечной? (Солнце) Но прежде чем к нему подлетать нам нужно проверить, не опасно ли это? Вы знаете, кто такой Икар? (Икарсын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом. Поднялся слишком близко к солнцу и погиб.) Нужно найти информацию.

 Конверт №1 (Штурманы достают и бортовых журналов)

У вас листы, на которых есть информация о Солнце, но видно бортовой компьютер не исправен, и туда закралась лишняя информация, возьмите листочки, прочитайте, найдите её и удалите с помощью ножниц. Будьте аккуратны, помните правила работы с ножницами.

1 команда

Наше Солнце родилось примерно 5 миллиардов лет назад. Это огромный шар из раскаленного газа, который светится сам по себе. Все остальные тела – планеты, спутники и кометы – только отражают солнечный свет. Солнце - такая же звезда, как и другие, видимые на небе. Больше и ярче их оно кажется потому, что значительно ближе к нам. Если бы мы могли оседлать световой луч, он домчал бы нас до Солнца всего за 8 минут. А чтобы добраться до ближайшей звезды, нам понадобилось бы 4 года и 3 месяца. Поверхность Солнца пузырится и вспучивается, как кипящая вода.

21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: половина суток на небе солнышко, а половина суток – ночь. Солнце начинает одолевать зиму. Весна прилетает к нам на солнечных крыльях.

 2команда

Никогда не смотрите прямо на Солнце. Его свет такой яркий, что можно испортить себе зрение и даже ослепнуть. Особо избегайте хотя бы и мимолетного взгляда на Солнце через бинокль или телескоп. Эти приборы усиливают солнечный свет. Это очень вредно и опасно.

То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет, и станут дни тёплые, тихие. И тогда, кажется – неожиданно лето вернулось. Из-под травы цветы выглянули, жёлтые одуванчики, первоцветы.

Мусор и ножницы кладем в коробки, чтобы не разлетелся по кораблю!!!

 3 команда

А вы знаете, какая температура на поверхности Солнца? Если у нас летом 30 градусов. А на Солнце в 180 раз больше. Вычислите температуру Солнца.

 (даны листочки в клеточку с выражение 180 умножить на 30)

(ответ 5400 градусов С)

Проверяем, что получилось. Штурманы нужную информацию убирают в бортовые журналы. В нашем пути она очень важна.

Близко к Солнцу подлетать нельзя. Нужно разворачиваться.

 Физминутка.

Астрономы установили, что среди звезд встречаются гиганты и карлики. Гиганты светят в 50000 раз мощнее Солнца. А карлики в половину меньше Солнца. Солнце является средней звездой.

- Как светит солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони)

- Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)

- Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку)

Садитесь.

Впереди планета, посмотрите внимательно вдаль; не поднимая головы, посмотрите на верх, она над нами, но не пойму, какая это планета, что- то случилось с приборами или устали глаза? Зажмурьте глаза на несколько секунд, а затем откройте. Нет не понятно.

Нужно отгадать кроссворд и тогда мы поймем, какая эта планета.

Конверт №2(Штурманы достают и бортовых журналов)

Кроссворд

1.

- Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи? (звёзды)

2.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем... (солнце)

3.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (комета)

4.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ... (луна)

5.

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц)

Проверяем. Каждая команда читает по загадке и говорим отгадку. Ответ: Солнце. И так мы возле Земли.

Земля – третья по счету от Солнца. Это наш дом. Во многом она похожа на другие планеты: вращается словно волчок, вокруг своей оси и оборачивается за год вокруг Солнца. Состоит из твердых пород и, как большинство планет, окружена слоем газа – атмосферой.

Однако, в остальном Земля разительно отличается от них: на ней обитают миллионы растений и животных. От мельчайших микробов, которые видны только под микроскопом, до таких великанов как голубые киты, достигающие 27 метров в длину. Земля мчится в Космосе вместе со своей соседкой - Луной. Луна – наш единственный естественный спутник. Картинка

Мы на планете Земля. Остаётся мало времени. Хорошо, что наш корабль волшебный. Каждая его часть (отсек) может стать отдельным кораблём. Поэтому 1-я команда полетит в сторону Солнца к планетам Меркурию и Венере. 2я команда в противоположную сторону от Солнца: к Марсу, Юпитеру и Сатурну. 3я команда: к Урану, Нептуну, Плутону. Полетели.

 в/ф (На экране движется корабль)

Конверт №3(Штурманы достают и бортовых журналов)

Даны конверты, в которых пазлы-планеты. Нужно их сложить, чтобы получилась планета и на ней будет информация о планете.

Работа выполнена.

Внимание начинается передача информации, настраиваемся свои приборы на частоту 1 корабля. (Дети докладывают о результатах полёта. Сначала называют планету, а потом зачитывают о ней)

1 команда

Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Планета носит имя древнего бога торговли Меркурия. Планета Меркурий чуть больше Луны. Ночью температура минус 170 градусов. После восхода небесного светила небо остаётся чёрным. (На Меркурии атмосферы нет). А днём температура плюс 425 градусов.

 Венера – вторая планета от Солнца. За свой блеск она и получила имя римской богини любви. Она чуть меньше Земли. Мир Венеры ужасен. На поверхности планеты вдвое жарче, чем в раскаленной духовке.

Внимание начинается передача информации, настраиваемся на частоту 2 корабля.

 2 команда

 Марс – четвёртая планета от Солнца. Поверхность имеет красно-ржавый цвет. Отсюда и название планеты: за свой “кровавый” оттенок она и получила имя древнеримского бога войны. Температура на Марсе летом + 20 градусов. А зимой столбик термометра опускается до -140 градусов. (Атмосфера очень тонкая и сухая и не способна удерживать много тепла.)

 Юпитер – 5 планета от Солнца. Планета – гигант. Этот огромный газовый шар далеко от Солнца и поэтому температура – 130 градусов.

 Сатурн шестая планета. Если посмотреть в телескоп, Сатурн – самая прекрасная из планет, ведь его окружают плоские сверкающие кольца (состоят из твёрдых частичек). Сатурн – огромный шар из газа. На планете дуют сильные ветры, достигающие скорости 1800 км/ч.

Внимание начинается передача информации, настраиваемся на частоту 3 корабля.

 3 команда

 Уран – Открыли только в 18 веке, название дано по имени греческого божества неба. Состоит из газа.

 Нептун - Открыли только в 19 веке. Представляет собой газовый шар.

 Плутон (информации о нём нет) Почему?

(Открыт в 1930 году американским астрономом. Плутон меньше луны. И не так давно Ассамблея Международного астрономического союза (собрание великих ученых), решила исключить Плутон из списка планет! Он будет теперь считаться карликовой планетой).

Может быть жизнь на этих планетах?

Нам пора возвращаться обратно.

 Физминутка.

Но нам нужно заправить наш корабль топливом и подкрепиться самим. Но я хочу вам напомнить, что мы, как и все космонавты находимся в состоянии невесомости. А это значит, что нагрузки на мышцы как на Земле нет, следовательно, нужно выполнять в космосе физические упражнения. Космонавты всегда делают зарядку.

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре -
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

Я предлагаю вам выпить сок, который даст вам силы для обратной дороги.

А топливо нашего корабля – это наши знания. Давайте их проверим.

По тексту узнайте, о какой планете идет речь. Дополните свой ответ дополнительными знаниями о планете. В этом вам помогут бортовые журналы.

 Конверт №4 (Штурманы достают и бортовых журналов)

Индивидуально-дифференцированная работа:

1) Карточка “штурманам”

Это ближайшая к Солнцу планета. Она получила свое название в честь римского бога торговли. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. ___________________

Эта планета, названа в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Она меньше Земли, но у нее есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).___________________

Эта планета носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют “утренней звездой”.Она окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты.___________________

2) Карточка “остальным”

Дана схема Солнечной системы. Подпишите планеты в порядке удаления от Солнца.

Зачитываем вопрос и ответ. Начинаем проверку.

 Итог урока

Есть жизнь на других планетах? Значит, жизнь только на Земле и нам пора возвращаться домой.

 г/з “Времена года”

Мы возвратились на Землю. Температура за бортом -6 градусов. Стоит поздняя осень.

Ветер ю-з. Облачно. Осадки…

Мы дома. Какой можем сделать вывод о результатах пути?

Мы сегодня увидели, какой большой наш космический дом, но только на нашей Земле есть жизнь, а мы лишь маленькие звездочки в этом огромном мире. Но от нас многое зависит. От того, как мы будем учиться, работать, жить, и будет зависеть благополучие нашей Земли. Мне хочется узнать, какое настроение у вас после полёта.

 Конверт №5 (Штурманы достают и бортовых журналов)

Нарисуйте внутри звёздочки то выражение лица, которое соответствует вашему настроению, а затем подойдите к доске, прикрепите свою звездочку на доску - небо между планетами. Где вам больше нравится (получится звёздное небо) и тихонько сядьте на место.

 Домашнее задание.

Если вас заинтересовала какая-то из планет, найдите о ней дома информацию и расскажите на следующем уроке окружающего мира.

Оценки.