Открытый урок по математике в 3-м классе "В поисках Степашки"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • плакаты” таблица умножения”, “нахождение неизвестного слагаемого”,
  • карта путешествия,
  • карточки для самостоятельной работы трёх цветов красного, зелёного, жёлтого (разноуровневые),
  • карточки с домашним заданием разноуровневые трёх цветов,
  • кукла зайчонок Степашка,
  • письмо от Каркуши и Фили,
  • мел.

Цели урока:

1. Закреплять умение решать составные задачи.

2.совершенствовать умение записывать выражение и находить его значение.

3. Cовершенствовать умение записывать выражения с переменной, решать уравнения.

4. Закреплять знания таблиц умножения и деления с числами 3, 4, 5, 6, 7.

5. Pакреплять умение решать простые задачи на деление.

6. Закреплять умения беглого счёта.

7. Повторить понятие “чётные и нечётные числа”

8. Воспитывать любовь к природе, дружелюбное отношение к своим одноклассникам, умение сопереживать своим товарищам, умение прийти вовремя на помощь другим.

9. Развивать память, внимание. Логическое мышление.

10. Развивать трудолюбие, толерантность. Аккуратность.

1. Оргмомент.

Скорей проверьте, ребятишки,
Готовы ли начать урок?
На месте ли тетрадки, ручки, книжки,
Лежит ли у доски мелок?

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою осанку.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости: директор Гусляев Юрий Иванович, заместители директора по УВР Королёва Галина Семёновна, Богатырёва Людмила Викторовна, учителя Тимофеева Наталья Александровна, Брагина Наталья Викторовна, Кретова Ольга Алексеевна, Щербатых Татьяна Алексеевна.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, мне, а гости пусть тоже улыбнутся нам с вами и в путь!

Наш урок сегодня пройдёт в форме путешествия. На уроке, тема которого “Повторение и закрепление пройденного (решение задач на увеличение числа в несколько раз, повторение табличного умножения, решение примеров в несколько действий, решение примеров со скобками, решение уравнений).

(Раздаётся стук в дверь).

Ой, ребята, что это? Письмо! От кого? От Карлуши и от фили….так посмотрим…что они пишут

(Учитель читает письмо).

Дорогие ребята! Пропал Степашка. Он отправился искать клад. На столе осталась карта. Мы боимся, что с ним может случиться беда. Помогите его найти и вернуть домой.

Ну вот, ребята, Степашка преподнёс нам сюрприз и мы теперь должны ему помочь вернуться домой. Как вы уже слышали, он нам оставил карту, судя по которой, путь нам предстоит нелёгкий и не близкий. Вы же должны запомнить одно важное правило: без разрешения взрослых и без их участия отправляться в путешествия детям опасно и категорически запрещается. А сейчас поспешим на помощь Степашке, потому что мы его друзья, а, как известно, друзья всегда спешат помочь если друг казался в беде.

Ну, что будем выручать Степашку?

Дети: да!

Учитель: молодцы, ребята! Другого ответа я от вас и не ожидала. Потому что мы с вами умеем дружбой дорожить. Нет ничего ценнее, чем дружба. Остров, куда отправился Степашка искать клад, находится далеко в океане и пешком до него не дойти. Вот я и предлагаю вам использовать в качестве транспорта воздушный шар. Он является экологически чистым видом транспорта. Природе вреда не наносит и не загрязняет экологию. А ещё, пролетая над другими островами, мы скорее Степашку отыщем, поскольку сверху всё видно. Только хочу вас попросить, когда мы с вами будем совершать посадки на островах и бухтах помнить ещё одно правило.

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля
Всё - это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

А теперь в путь!

Звучит музыка (облака — белогривые лошадки)

Но что-то наш шар не летит… Интересно, что это такое? Судя по карте мы находимся на острове “устного счёта” и мешки с песком, привязанные к нашему шару слишком тяжелы. Нужно срочно от них избавиться. А сделать это совсем нетрудно, надо лишь решить примеры, записанные на них, но помните, что на красных мешках самые трудные примеры, на зелёных менее трудные, а на жёлтых мешках ещё легче. Так давайте смелее. Выходят 10 ребят снимают понравившиеся мешки, решают примеры, садятся на место, прихватив на память мешки.

Устный счёт.

А) примеры на табличное умножение однозначных чисел на однозначные.

Б) назовите лишнее число в этом ряду чисел?

30, 24, 18, 12, 6, 5.

Дети называют число 5, объясняя, что данное число нечётное и, что оно единственное, которое не делится на 2, 3, 6.

В) решите простую задачу: филя решил 20 примеров, а Каркуша в 2 раза меньше. Сколько примеров решила Каркуша?

(после того, как дети решили примеры на умножение, шар опять не летит. Учитель выясняет, что его держат две привязанные верёвки, чтобы их развязать надо выполнить задание б) и в).

Дети освободили шар от верёвок и шар полетел.

Дети: раз! Два! Три!

Шарик наш лети!

Учитель: Ребята, вижу выброшенных на берег рыбок…надо им помочь вернуть их в океан, а то они погибнут…заодно посмотрим нет ли здесь Степашки.

Чтобы вернуть рыбок надо выполнить следующее задание: написать красиво цифру 2 на первой, второй, третьей строчке.

Каллиграфическая минутка

(дети пишут: число, классная работа и прописывают три строчки цифру 2).

Учитель: Молодцы, ребята! Рыбок вы спасли, вернули их в океан, узнали, что Степашки на этом берегу нет…полетели дальше искать Степашку.

Ребята, мы пролетаем над островом” друзей”. Вижу обезьяна просит нас приземлиться и помочь решить их задачу. Так приземляемся.

Обезьянка и ослик собирали бананы. Обезьянка собрала 42 банана, а ослик в 6 раз меньше, чем обезьяна. Сколько бананов всего собрали обезьяна и ослик вместе?

Решение задачи.

Запись задачи кратко.

Обезьяна --- 42 б.

Ослик --- ? В 6 раз меньше, чем

1) 42:6=7(б) собрал ослик.

2) 42+7=49(б).

Ответ: 49 бананов всего собрали обезьяна и ослик вместе.

Учитель: очень хорошо, ребята! Помогли ослику и обезьянке, подкрепились бананами, выяснили, что Степашка на этом острове не появлялся. Значит нам надо лететь дальше. Полетели. Пролетаем над островом” весёлых пиратов”. Но, что-то пираты очень грустные. Сейчас выясним, в чём дело…, а всё ясно. Пираты грустят оттого, что к ним давно никто в гости не прилетал. Давайте сделаем для них физкультминутку.

Физкультминутка.

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся…
То зароются в песке.

(Вся физкультминутка сопровождается движениями рук, ног, пояса).

Учитель: пираты повеселели и посоветовали поискать Степашку в бухте” нерешённых примеров”

Скорее летим туда. Вот и бухта “ нерешённых примеров”. Скорее надо решить примеры, чтобы узнать, нет ли здесь Степашки.

Решение примеров на порядок выполнения арифметических действий.

9*3+14= (47-35):3=
4*8—24= (66-26):5=
15:5+80= (76-76)*7=

Самостоятельно с последующей проверкой:

2*7+14= 72-3*4= 20*(21-20)=

Учитель: И здесь Степашки нет! Остаётся только одно---лететь на “остров неизвестных слагаемых” летим скорее туда. А вот и остров! Приземляемся. Давайте вспомним и скажем хором правило, которое помогает нам находить неизвестные слагаемые.

Дети хором проговаривают правило нахождения неизвестного слагаемого.

Решение уравнений.

Ученики решают уравнения самостоятельно на карточках разного уровня.

Более сильные дети решают более сложные уравнения, менее сильные решают уравнения полегче, а совсем слабые ученики решают уравнения с более низким уровнем сложности.

Группа “а” красные карточки х+28=100 17+х=44 37+х=96
Группа “б” зелёные карточки х+12=49 48+х=96 х+18=32
Группа “в” жёлтые карточки х+5=55 14+х=24 х+10=20

Учитель: Молодцы! А теперь обменяйтесь карточками и проверьте правильность решения друг у друга. Выполнили. Хорошо. Как видим, Степашки и здесь нет, хотя мы все уравнения решили, но это не помогло нам найти Степашку. Вся надежда на бухту” домашних заданий” полетели, ребята.

А вот и бухта “домашних заданий” приземляемся. А вот и Степашка. Он бежит нам навстречу и в руках у него…нет..нет. Это не клад…а что же это? Да это же маленькие воздушные шарики, которые вам дарит Степашка на память о нашем путешествии. Но на них написаны страницы и номера ваших домашних заданий.

Домашнее задание.

Красные шарики содержат задания для очень сильных учеников, зелёные — менее трудные, а жёлтые шарики предназначены для слабых учеников.

Учитель: Молодцы! Очень вы помогли Степашке. Хотя Степашка и не нашёл никакого клада, зато он обрёл очень много друзей. А как известно, “дружба способна делать настоящие чудеса”. Давайте подведём итоги и сделаем выводы из сегодняшнего урока-путешествия.

Итог урока.

Ребята, а что же мы с вами решали сегодня? А какие выводы мы с вами сделаем?

Вывод: повторение---мать учения. Люби и охраняй природу. Дружба - дороже любого богатства. Чтоб водить корабли, чтобы лётчиком стать — надо прежде всего математику знать.

Учитель: урок окончен. Всем спасибо.