Тема "Природные зоны России" для учащихся уже знакома по курсу начальной школы, по курсам физической географии 5 - 7 классов. Однако в 8 классе, при изучении данной темы, стоят задачи доказать, что любая природная зона - это природный комплекс и дать оценку возможного использования природной зоны человеком. Как сделать так, чтобы при кажущейся известности материала, ученик смог преодолеть еще одну ступеньку в познании, разглядеть в знакомом незнакомое, воспользоваться сформированными умениями и навыками для достижения новой творческой цели? Такая возможность появляется, если предложить учащимся новую форму работу - создание проектов в условиях интерактивного образования. В рамках недели науки, которая проводится ежегодно в МОУ Гимназии № 10 г. Новосибирска, была организована проектно-исследовательская деятельность учащихся 8-х классов по теме "Природные зоны России".
Проекты учащимися создавались и ранее, правда не всеми и не всегда самостоятельно. Весь же процесс от сбора материала, его анализа, оформления и защиты известен далеко не каждому. Таким образом, появилась идея разбить творческий процесс создания проекта на этапы с целью конкретизации задач, использования разных форм работы и отслеживания результатов работы. Этому способствовали и резерв времени по учебному плану, и уроки парами (2 урока по 45 мин один раз в неделю), и возможность сотрудничать с кафедрой информатики гимназии № 10.
Этап 1. Урок №1. (45 минут). На данном этапе в результате анализа карты устанавливались особенности размещения природных зон на территории России. В ходе фронтальной беседы отбирались отличительные черты природной зоны арктических пустынь, они объяснялись особенностями географического положения и зависимостями внутри данного природного комплекса. В результате обсуждения была составлена схема, которая должна была служить основой для исследования других природных зон. Остальные природные зоны предлагались для первоначального ознакомления в качестве домашнего задания. Класс заранее делится на 5 групп (по количеству оставшихся природных зон). Причем здесь возможны варианты: либо учащиеся делятся по желанию, либо их делит учитель. И то и другое имеет определенные проблемы. В первом случае, часть групп может оказаться неработоспособной из-за отсутствия сильного ученика, способного повести за собой. Во втором, ученики могут быть психологически несовместимы или испытывать антипатию друг к другу, что тоже не будет способствовать плодотворной работе. В данном случае учитель определял руководителя группы, который набирал себе партнеров.
Этапы 2,3,4. Уроки №2-3 (всего 90 минут): Этап 2. На данном этапе каждая группа получала природную зону для исследования (представитель вытягивал карточку с вопросами). На отбор материала отводилось 20 минут. Можно было пользоваться картами атласа и учебника, иллюстрациями и текстом учебника. Здесь очень пригодилось домашнее задание, т.к. его выполнение способствовало быстроте поиска информации. Вопросы в задании помогали обратить внимание на особенности природы и взаимозависимости внутри ПЗ. (Приложение 1). Главная проблема состояла в том, чтобы рационально (в зависимости от возможностей каждого члена группы) распределить обязанности. Задачей руководителя группы была координация работы членов группы. Роль учителя на данном этапе состояла в оказании помощи, как руководителям групп, так и учащимся, испытывавшим затруднения в выполнении задания.
Этап 3. Обсуждение найденного материала. Важно соединить вместе особенности всех природных компонентов и выработать общую позицию по вопросу богатства природной зоны природными ресурсами. (20 минут). Главная проблема на данном этапе - корректность обсуждения. Одновременно работают пять групп, поэтому необходимо, чтобы все были услышаны.
Этап 4. (45 минут). Предварительное представление ПЗ. Руководитель или любой другой участник группы докладывал классу о результатах работы. Исключительно полных и доказательных работ сразу не бывает. Всегда возникают вопросы. Для того чтобы усилить внимание других групп объявлялось о том, что группа может повысить свою оценку, если будет доказательно отвечать на вопросы, задавать вопросы другим группам, уточнять содержание или исправлять ошибки. Главная проблема данного этапа быстро, точно, по возможности полно доложить о результатах исследования, на вопросы отвечать кратко и по сути задаваемого вопроса. Роль учителя на данном этапе заключается в контроле ситуации (помощь в уточнении формулировки вопросов, подведении итогов работы группы, привлечении учащихся к обсуждению представленных работ).
Этап 5. Уроки № 4-5. Интегрированный урок информатики и географии (90 минут).
Проводится на уроках информатики, где ученики обсуждают способы оформления своего материала и создают компьютерную презентацию.
Этапы 6, 7. Уроки 6-7. (Всего 90 минут):
Этап 6. Представление презентации своей природной зоны. Учащимся предлагается, посмотрев презентации других групп, высказать свое мнения, пожелания, советы о содержании проекта, о способах подачи материала, о возможности его использования на уроках географии. 70 минут.
Этап 7. Выполнение тренировочного теста, направленного на поиски особенностей ПЗ, на сравнение, на установление причинно-следственных связей. (Приложение 2). Выполняется в группе.20 минут.
Этап 8. Урок № 8. Выполнение индивидуального теста на знание особенностей всех природных зон 30 минут. (Приложение 3). Подведение итогов работы в группах, оценка итоговых работ. 15 минут. (Презентация).
При подведении итогов работы, а также при проведении анкеты по результатам недели науки учащиеся высказывали свое мнение о данной форме работы. Особенно их заинтересовала возможность участвовать со своим проектом в рамках Недели науки 2009, где они будут проводить уроки для восьмиклассников с использованием своих презентаций. Данная работа также потребует специальной подготовки, так как задача состоит не только в показе презентации, а в обучении на примере данной презентации. Следовательно, необходимо будет продумать вопросы и задания, с помощью которых будущие девятиклассники смогут научить основам исследовательской деятельности своих учеников. Но это уже задачи на 2008-2009 учебный год. Созданные учащимися презентации можно будет увидеть на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".
Список литературы.
- География России. Природа. Поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс. - М.: Вако, 2007.
- Пятунин В.Б., Симагин Ю.А.Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы.- М.: Дрофа,2002.
- Чичерина О.В.Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2007.