Успешность обучения во многом определяется интересом учеников к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами дети. Сформировать положительную мотивацию у детей с дефицитарным развитием, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами достаточно сложно. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков с применением компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушением слуха и обеспечивает решение ряда задач:
- Повышение качества знаний учащихся, развитие понятийного мышления. Компьютерные технологии позволяют показать отдельные фазы развития явления, выделить в сложном понятии те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности.
- Увеличение насыщенности содержания уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся. Дети имеют возможность работы в индивидуальном режиме.
- Обеспечение наглядного обучения.
- Создание условий для более полного учёта психофизиологических особенностей детей, имеющих проблемы в развитии.
- Учет и развитие возможностей их познавательной деятельности.
- Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения, поиск недостающей информации, сопоставление, обобщение, систематизация полученных знаний.
- Формирование информационной культуры и компетентности.
- Интенсификация образовательного процесса:
- автоматизация процесса контроля знаний,
- уменьшение времени подачи материала,
- увеличение количества предлагаемой информации.
Уроки, разработанные с использованием компьютерных технологий целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее. Мои уроки развития речи – “Единицы времени”, “Чтение – лучшее учение”, “Слова, отвечающие на вопросы кого? чего?” и “Я пишу письмо” - обобщающие. В процессе проведения данных уроков с использованием компьютерных технологий появилась реальная возможность дифференцированного обучения. Работая в зоне ближайшего развития, каждый ребенок в классе смог почувствовать себя более успешным.
Положительная мотивация ученика формируется на самых первых годах его обучения, именно отношение к школьным предметам во многом определяет успешность их освоения, а потому именно в этот период учитель должен использовать все доступные ему средства для того, чтобы сделать обучение привлекательным, радостным и доступным каждому.
На уроке с применением компьютера я использую возможность компенсации недостаточного количества информационного материала, что делает урок более разнообразным, интересным, увлекательным.
Только с помощью компьютера можно провести такой вид работы: на слайде фотография ребенка в костюме. Нужно угадать кто это, из какого произведения, кто автор. Одновременно звучит отрывок из произведения, в исполнении этого ребенка. Ребенок имеет возможность услышать себя со стороны.
Например, на уроке было дано задание определить время по минутам, так как это наиболее сложно для детей. Ответ появляется на экране только после того, как ученик четко и правильно его проговаривает. Этот вид работы сопровождается звуком хронометра, что помогает сосредоточиться на выполнении задания.
Последовательность заданий на данном уроке совпадает с последовательностью этапов изучения темы “Единицы времени”. Организация групповой формы работы детей за компьютером усиливает их мотивацию и активизирует поиск решения, формирует информационную культуру, способствует развитию понятийного мышления.
При работе с кроссвордом, дети повторяют дни недели. Восприятие вопроса только на слух. Если задание выполнено правильно, то в центре кроссворда можно прочесть слово “неделя”.
Уроки, разработанные с применением компьютера, для детей, имеющих нарушения в развитии слухового анализатора, показали эффективность использования заданий для фронтальной и индивидуальной работы. Задание “Математическое лото” используется для коллективной работы. Сначала дети воспринимают вопрос на слух. Потом подтверждение вопроса протекает на визуальном уровне. Дети размышляют, ищут ответ, после четкого проговаривания, ячейка закрывается карточкой с буквой. По окончании работы появляется подтверждение “ВСЕ ВЕРНО!”. Для отработки вычислительных навыков, существует вариант с числовыми данными, его я использую для индивидуальной работы за компьютерами на уроках математики.
Одним из главных аргументов в пользу применения компьютерных технологий на уроках является радость моих учеников, которую они испытывают работая за компьютерами. Заметно увеличивается время, в течение которого дети готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения упражнения. Ученики начинают понимать, что любое самое трудное задание может быть выполнено верно, компьютер обязательно поможет ему в этом. Дети перестают бояться совершать ошибки, пытаются рассуждать, отыскивая правильный ответ. Это является залогом успешности в обучении.
Компьютерные технологии дают возможность визуального передвижения объекта по красочно оформленному полю. Есть возможность выявить и сравнить темп работы каждого ученика, и, конечно же, заинтересовать на конечный результат
Использование компьютерных технологий на уроках повышает качество знаний учащихся, развивает когнитивную (познавательную) деятельность, весь процесс направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Например, для обогащения словарного запаса используется следующий вид работы: последовательное появление на экране картинок. Детям дается задание записать слова и распределить в столбики по склонениям. Такой вид деятельности активизирует детей, дает им возможность самостоятельно вспомнить слово, записать его и сделать проверку.
На уроках развития речи учащиеся меняют слова местами, вставляют пропущенные буквы и слова, предложения и абзацы, составляют тексты. Таким образом, при выполнении заданий на языковом материале решаются простейшие аналитические и синтетические задачи, развивается абстрактное мышление. Дети учатся самостоятельно делать выводы.
При выполнении задания “Расположи месяцы по порядку” следует обратить внимание обучающихся на то, что задание надо начинать выполнять с первого зимнего месяца. При работе над этим заданием у детей развивается наглядно-образное мышление, формируется информационная культура. Оно дает возможность осуществлять индивидуальный подход по темпу работы воспитанников.
С помощью компьютера может быть создана особая, личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах материала и формируемых элементах учебной деятельности, имеется возможность индивидуального подхода. Благодаря рациональному использованию компьютерных технологий дети с нарушением слуха могут пользоваться информацией недоступной для них при традиционных формах обучения. Это способствует компенсации дефекта слухового анализатора, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики.
Компьютеризация обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению, что сказывается на качестве учебной работы, утверждении школьника, как личности.
Тема: “Я пишу письмо”. Фронтальный урок в классе.
Цель: закрепить знания учащихся о работе почтовой службы, мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, уточнить, расширить и конкретизировать знания учащихся о почте, почтальонах, письмах.
Коррекционная: обогащать словарный запас детей на протяжении урока, уточнить значение слов, создать условия для речевого обогащения учащихся через проговаривание, расширять их речевую практику.
Развивающая: способствовать развитию любознательности, наблюдательности и интереса.
Воспитательная: прививать уважительное отношение к труду взрослых, внимательному отношению к родным и друзьям, прививать навык аккуратности и самостоятельности, развивать умение слушать и отвечать.
Учебно-методическое оборудование:
альбом “профессии”;
почтовый ящик; сумка почтальона;
открытка, конверт, письмо, марки, журнал, газета;
набор карточек со словами по теме “пишу письмо”.
Ход урока:
I. Орг. момент:
(Надеть наушники.)
- Будем говорить правильно, проговаривая все звуки.
Работа на слух за экраном:
- Кто лечит людей? | Врач лечит людей. |
- Кто учит детей? | Учитель учит детей. |
- Кто строит дома? | Строитель строит дома. |
- Кто водит машины? | Шофер водит машину. |
- Кто готовит обед? | Повар варит обед. |
- Кто подметает улицу? | Дворник подметает улицу. |
Сопровождать иллюстрациями.
II. Сообщение темы урока.
Никита читает слова, на боку весит сумка почтальона.
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне?
Говорю я: - Это он, это он - Ленинградский … . (Почтальон)
- Сегодня мы поговорим о работе почтальона.
Поможем Вале написать письмо папе.
III. Работа по теме урока.
Забираю у Никиты сумку, подхожу к каждому.
- Что у почтальона в сумке?
Поочерёдно достают предметы из сумки, называют, что это.
Затем проговаривают хором: журнал, газета, открытка, конверт, письмо, марки.
- Чем отличается конверт от письма? (нет адреса)
- Напишем адрес на конверте, это уже письмо?
(Нужно написать сообщение, вложить в конверт)
IV. Игра “Пишу письмо”
Расположите карточки в нужной последовательности. Все дети у доски, у каждого по карточке. Я кладу первую карточку.
КУПИТЬ КОНВЕРТ И МАРКУ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
НАПИСАТЬ АДРЕС НА КОНВЕРТЕ
НАКЛЕИТЬ МАРКУ НА КОНВЕРТ
ВЛОЖИТЬ ПИСЬМО В КОНВЕРТ
ЗАКЛЕИТЬ КОНВЕРТ
ОПУСТИТЬ КОНВЕРТ В ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Четко проговори действия.
V. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 90, задание “Как Валя писала письмо”.
- Прочитайте текст и подберите слова.
Проверка по предложению.
VI. Практическая работа.
- Напишите на конверте адрес школы, свой адрес, наклейте марку.
(Улица Дзержинского, дом 19.)
Выборочно спросить адреса.
- Опустите конверты в почтовый ящик.
- Я проверю, как вы справились с заданием, в конверты вы вложите открытки для мам.
VII. Итог урока.
- На столе лежит альбом с коллекцией марок, на перемене вы его посмотрите.
Это будет частью вашего домашнего задания, страница 91.
- Что мы делали на уроке?
Выставление оценок, комментирование.
Урок с применением компьютерных технологий
Тема: “Я пишу письмо”.
Цель: закрепить знания учащихся о работе почтовой службы, мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, уточнить, расширить и конкретизировать знания учащихся о почте, почтальонах, письмах.
Коррекционная: обогащать словарный запас детей на протяжении урока, уточнить значение слов, создать условия для речевого обогащения учащихся через проговаривание, расширять их речевую практику.
Развивающая: способствовать развитию любознательности, наблюдательности и интереса.
Воспитательная: прививать уважительное отношение к труду взрослых, внимательному отношению к родным и друзьям, прививать навык аккуратности и самостоятельности, развивать умение слушать и отвечать.
Необходимое оборудование и материалы для урока: индивидуальные карточки “Почта”, набор карточек для практического задания, иллюстративный материал.
Примечание: побывать с экскурсией на почте, пополнить личный словарик новыми словами по теме, подобрать или нарисовать к ним рисунки, узнать и запомнить домашний адрес и адрес школы.
Авторский медиапродукт:
1. Среда: программа создания презентаций Microsoft
PowerPoint 2003, графический редактор Paint, текстовый
редактор Microsoft Word.
2. Наглядная презентация учебного материала.
Продолжительность презентации в таблице №1
№ п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ | №КАДРА |
1 | Организационный момент | 5 МИНУТ | №1, №2, |
2 | Работа на слух | 4 МИНУТЫ | №3, |
3 | Работа по теме урока “Загадки” | 5 МИНУТЫ | №4, |
4 | Игра “Что у почтальона в сумке?” (коллективно) | 5 МИНУТ | №5, |
5 | Работа по теме урока (парами) “Проследи путь” | 5 МИНУТЫ | №6, №7, |
6 | Практическая работа “Я пишу письмо” | 7 МИНУТ | №8, |
7 | Самостоятельная работа “Помогаю Вале” | 7 МИНУТ | №9, №10, |
8 | Итог “Пишите письма” | 2 МИНУТ | №11. |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет изложения учителем необходимых сведений и одновременная демонстрация фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников;
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (недостаточное количество иллюстраций и заданий в учебнике);
- развитие понятийного мышления, зрительного внимания, памяти;
- формирование системности и целостности в знаниях.
Карта урока в таблице №2
Комментарии структурных элементов урока |
Время (мин) (слайды) |
Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности | ||
1. Учитель даёт установку на активную деятельность, правильную речь. Просит вспомнить события экскурсии на почту, проверить подготовленные материалы, задает вопросы о прошедшей экскурсии, что было интересного, что запомнилось, объявляет тему урока. | 5 мин 1 - 2 слайды | Ощущения и восприятие Распределение внимания Воображение Мышление Долговременная память Анализ | Интерес Воля Мотивация Эмоции Активность Логичность умозаключений Систематизация знаний Рефлексивность |
2. Учитель проводит работу над слухом, сначала за экраном, потом на слухо-зрительном уровне. | 4 мин. 3слайд | Слуховое восприятие Слуховая память Мышление | Активность Точность речи Коммуникативная культура |
3. Учитель создает условия для поисковой работы, отгадывая загадки, дети отыскивают в словарях слова: почтальон, адресат, отправитель, делают пояснения. | 5 мин 4слайд | Воображение Долговременная память Слухо-зрительная память Гибкость мышления | Логичность умозаключений Инициированная речь Активность Систематизация знаний Рефлексивность Аргументированность |
4. Учитель выясняет, что знают дети о содержании сумки почтальона, стимулирует обоснование высказываний. Сначала дети делают набор индивидуальных предметных карточек на столах, совещаясь между собой. Затем проходит сверка с экраном. Подводится итог: у кого есть дополнения, изменения. | 5 мин 5слайд | Внимание Логически-понятийное мышление Воображение Анализ | Любознательнсть Наблюдательность Рефлексивность Умозаключение Речевая активность Точность и краткость речи Контрольно-коррекционная деятельность |
5.Учитель организует работу парами “Покажи путь письма”,стимулирует работу детей, указывая на разнообразие вариантов доставки писем. Затем сверяясь с экраном, дети делают вывод, письмо какой пары будет доставлено быстрее. Дают пояснения, какое из писем не сможет найти адресата. | 5 мин 6 – 7 слайды | Внимание Память Анализ Гибкость мышления Воображение | Коммуникативная культура Речевая активность Точность речи Наблюдательность Эмоции Контрольно-коррекционная деятельность Общение |
6. Учитель создает условия для самостоятельной работы. Быстро и верно дети должны выложить на столе последовательность табличек, как будут писать письмо. Учитель следит за правильностью, разнообразием работ и высказываний. | 7 мин. 8слайд | Внимание Память Анализ Синтез Гибкость мышления Воображение | Двигательная активность Эмоции Регуляция собственных действий Умозаключение |
7. Учитель направляет деятельность детей на самостоятельное, верное и точное выполнение задания “Помоги Вале”. При проверке не даются комментарии, какие-либо исправления – ошибка. | 7 мин. 9 - 10 слайды | Память Внимание Воображение Логически-понятийное мышление Анализ | Рефлексивность Контрольно-коррекционная деятельность Умения, навыки как деятельность Активность Самопроверка |
8. По окончании урока учитель проводит рефлексию, выясняет заинтересованность обучающихся, значимость и целесообразность урока. Дома дети должны выбрать и записать в тетради два адреса, кого они хотят поздравить с Праздником Весны. | 2 мин. 11слайд | Восприятие Внимание Память Обобщение | Рефлексивность Обобщение Любознательность Ответственность Трудолюбие Наблюдательность Поисковая деятельность |
Выводы: Представленный урок был результативен. Дети показали знания по теме, быстро и активно отыскивали необходимые ответы, проявили речевую активность, старались грамотно, без аграмматизмов строить собственные высказывания. Прослеживается большая подготовительная работа обучающихся, их желание узнавать новое самостоятельно. Подобная целенаправленная, систематичная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, требующая от них наблюдательности, активности и усидчивости, приведет к повышению умений, обогащению знаний и выработке соответствующих навыков в учебной деятельности. Дети в дальнейшем научатся работать самостоятельно, осознанно, творчески.