ВВЕДЕНИЕ
Крохотный костерок в таежной глухомани, одинокая упряжка в заснеженной тундре. Какое Значение могут иметь эти пережитки прошлого в эпоху мегаполисов, высокоскоростного транспорта, гигантских электростанций? Почему многие народы Крайнего Севера, зачастую существуя в самых немыслимо тяжелых условиях, смогли веками развивать свою культуру, не разрушая среды обитания? Коренные жители Крайнего Севера не уничтожают разнообразие природы, а бережно и любовно поддерживают. Вся самобытность народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика его представителей, так и в своеобразии культуры и языка.
Игры народов севера являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием языка, формами и содержанием разговорных текстов. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем их мире.
Дети узнают, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий: на севере распространено оленеводство, охота, рыболовство.
В играх народов севера много соревновательного задора, движения точны и образны.
В ГОСТИ К ТУНДРОВИЧКУ(Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
Совершенствовать имеющиеся у детей
навыки в основных видах движений, путем
применения их в изменяющихся игровых ситуациях.
Развивать нравственные и волевые качества.
Формировать доброжелательные отношения между
детьми в совместной деятельности, сознательное
поведение и самоконтроль.
Оборудование: 2 елочки, 2 обруча, шнур.
Спортивный зал оформлен в северной тематике. В зале полумрак. Звучит северная мелодия. Дети свободно заходят в зал, рассматривают его.
Ведущая: Далеко – далеко на Севере раскинулось царство вечных льдов, суровых метелей и холодов. Прекрасная страна. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, птицы самые звонкие, а реки самые быстрые и холодные.
(Постепенно включается свет, в зал входит Тундровичок)
Тундровичок: Здравствуйте ребята! Я – старичок Тундровичок. Вам нравится в моих владениях? Тундра – большой друг не только человеку, но всем зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилица. И главная моя забота – сохранить и уберечь этот дом. Из давних времен Таймырскую землю населяют разные народности: ненцы, долганы, эвенки. А славятся они как отличные охотники и рыболовы. И все игры у них связаны с охотой, природой и рыбалкой. И сейчас мы с вами познакомимся с этими играми.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА “КАЮР И СОБАКИ”
(Дети делятся на две команды. Игроки встают около линии старта по 3 человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, 3-й каюр. Каюр берет за руки впереди стоящих детей – собак. Дети 3-ками по сигналу “поехали” бегут от линии старта до елочки, обегают вокруг нее и бегут обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание)
Тундровичок: Ребята, а вы знаете, какие звери живут в Тундре? Вот мы с вами сейчас устроим настоящую охоту на оленей!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА “ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ”
(Два ребенка пастухи, в руках у каждого - обруч. Остальные дети – олени. На сигнал: “ 1, 2, 3 – лови!” олени разбегаются по площадке, пастухи стараются поймать их, надев на них сверху обруч. Пойманные олени, выбывают из игры)
Тундровичок: С животными мы с вами познакомились, теперь пора вспомнить какие птицы есть в тундре. Вот в куропаток мы с вами сейчас и превратимся!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА “КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ”
(Все играющие – куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю, охотники сидят в засаде. На сигнал: “Охотники!”, все куропатки прячутся (забираются) на деревьях, охотники их ловят. На сигнал “Охотники ушли!”, игра продолжается, куропатки опять летают. Пойманные куропатки выбывают из игры.)
Тундровичок: В тундре очень много озер и ручейков и люди придумали такую игру “Ручейки и озера”. Хотите в нее поиграть?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА “РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА”
(Игроки делятся на 4 – 5 колонн, с одинаковым количеством участников, размещаются в разных частях зала. На сигнал: “Ручейки побежали!”, все бегут в разных направлениях по всему залу, держась за руки. На сигнал: “Озера!”, игроки останавливаются, строят круги – озера).
Тундровичок: А еще народы, населяющие Таймыр, любят ловить рыбу.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА “РЫБАКИ И РЫБКИ”
(На полу из шнура выкладывается круг – это сеть. В центре круга стоит рыбак, остальные дети за кругом – это рыбки. По сигналу, дети рыбки, бегают по всему залу, и забегают в круг. Рыбак ловит их. Ловить детей – рыбаку можно только в кругу. Рыбки должны, забежав в круг, присесть и выбежать из него. Пойманные рыбки выбывают из игры, кто поймает больше рыбок – тот лучший рыбак).
Тундровичок: Молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Таймырской земле, но зато мы очень весело провели время, а еще познакомились с играми народов Севера. Вам понравилось у меня в гостях? Приходите в тундру почаще и берегите ее! А на память о нашей встрече я хочу подарить вам мою северную ягоду – бруснику! Она очень полезная и лечебная.
(Тундровичок раздает сюрпризы. Дети прощаются с Тундровичком и выходят из зала).