Цель занятия: сформировать понятие о нравственной памяти человека.
Ход занятия
Я расскажу вам одну казахскую легенду.
Когда-то давно пришли в степи жуаньжуаны. Страшная участь ждала тех, кого жуаньжуаны брали в плен и оставляли у себя в рабстве. Чтобы раб не вспомнил своих близких и не пытался убежать, они уничтожали память.
В ваших глазах я вижу вопрос: разве можно сделать так, чтобы человек ничего о себе не помнил.
Жуаньжуаны для этого надевали на пленных шири – такие шапочки из верблюжьей кожи, потом отвозили их подальше от людных мест и бросали в открытом поле со связанными руками и ногами, без воды и без пищи. Надо сказать, что верблюжья кожа на солнцепеке усыхала и сжимала голову, причиняя невыносимую боль. От этой боли, а не от голода и жажды погибали брошенные на мучительную пытку. Оставался один. Но это был уже человек, насильно лишенный памяти. Называли его манкуртом, т.е. беспамятным. Он забывал, откуда родом-племенем, не помнил отца и матери, не ведал имени своего, зато он мог работать и выполнять все приказы хозяина.
Даже самые близкие люди не пытались вернуть манкурта. И только одна мать не примерилась с участью сына и отправилась на поиски. После долгих скитаний она увидела стадо верблюдов. “Сын мой, родной! – она бросилась к пастуху, - я твоя мать!” Но по пустым глазам сына поняла – он даже не узнал её. “Что же они сделали с тобой? – воскликнула мать, - можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять даже жизнь, но кто придумал отнимать у человека память?!”
Мать решила увезти сына домой, но хозяин, чьих верблюдов пас манкурт, приказал её убить. Ни одна мысль не промелькнула в голове юноши. Он взял лук и выстрелил в мать. То был смертельный удар. Мать покачнулась и стала медленно падать. Но прежде упал с головы её белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?” Вот такая трагическая легенда.
Говорят, летает с тех пор над казахской степью белая птица, а, встретив путника, спрашивает его: “Чей ты? Как твое имя?”
Давайте вместе поразмышляем, что это значит: отнять у человека память? Помните, когда мать нашла сына, то бросилась к нему, окликнула. Представьте, что вы давно не видели маму, и вот теперь она нашла вас, что вы сделаете?
- Побежим навстречу.
- Обнимем.
- Будем прыгать от радости…
Какие слова скажите?
- Скажем: “Мамочка …”
Как ваше лицо покажет радость встречи?
- Заулыбаемся.
А манкурт поступил также?
- Нет, даже глаза у него были пустые, и ни одна мысль не промелькнула в голове юноши. А потом он взял лук и выстрелил в мать. Так говорится в легенде.
Подумаем, можем ли мы обвинять его в убийстве матери? Кто хочет поделиться своим мнением?
- Не можем, потому что
- не помнил её
- его насильно лишили памяти
- выполнял приказы хозяина
Внешне манкурт был такой же, не случайно мать его сразу узнала, но что-то в нем изменилось. Что? Я знаю, что кроме внешности есть что-то внутри, что нельзя увидеть, но можно объяснить словами.
- Изменилась душа, изменились мысли, чувства, эмоции, изменилось сердце.
Механическая память у таких людей есть: они могут работать, выполнять приказы, а вот нравственная память, память культуры убита. Я бы сравнила манкурта с заводной игрушкой. А вы?
- С машиной, с роботом, с терминатором
Со всем тем, что может работать, но не имеет своих чувств и эмоций? Я вас правильно поняла? Получается, что отнять память – это, значит, лишить человека умения думать и чувствовать.
В легенде сказано: “Когда-то давно…” Так зачем же мы вспоминаем о манкурте сегодня? У меня возник вопрос: есть ли в наше время люди, лишенные нравственной памяти? Можете ли вы привести примеры из жизни?
У некоторых людей душа слепая и глухая. И тогда происходят такие вещи: кто-то забыл о своих старых родителях, кто-то забыл про ребенка, кто-то забыл добрые дела, а кто-то просто не поздравил маму.
А вот о маме манкурта хочется сказать особо. Она не забыла своего сына, и делала все, чтобы спасти его, вернуть память. А когда это не получилось, она сама стала символом памяти. Ведь это не просто платок превратился в птицу, а душа матери стала птицей. Это она напоминает путникам: “Помни, кто ты?!”
А что человек должен помнить: плохое или хорошее, добро или зло, светлое или темное? Я вспомнила, что птица в легенде была белая.
(Педагог из белого платка мастерит птицу и крепит ее на стенде.)
Она как память обо всем хорошем и светлом. Птица просит путников помнить имя своё. А о чем мы должны помнить? Как вы думаете?
о маме | о папе | о сестре, брате |
о гимназии | о друзьях | о людях, с которыми вместе |
о Родине | о доме | о родных и близких |
О том, что мы не манкурты, а люди, у которых есть память. Вот что нам помогла понять казахская легенда.