Урок по предмету окружающий мир во 2-м классе на тему "Охрана природы. Красная книга животных"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с Красной книгой животных.

Задачи:

  • расширить и углубить знания о животных;
  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;
  • развивать познавательные и творческие способности, мышление, память;
  • развивать умение выделять главное и сравнивать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация (Приложение 1), Красная книга животных, кроссворд, модели знаков «Охраны природы».

Ход урока

Организационный момент.

Все услышали звонок?!
Начинаем наш урок!

Актуализация знаний.

Планета Земля – это планета людей, но кроме нас её населяют и другие жители. Вот некоторые из них! (Приложение 1, слайды №1,2,3)

Как их всех можно назвать одним словом? (Животные)

Как прекрасен этот мир! Им бы только восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство. Что случилось? (Приложение 1, слайд №4)

Разве могут животные здесь жить? Почему? (Ответы детей)

Сегодня уже все поняли, что необходимо беречь и охранять природу. Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Объявление темы урока, постановка целей и задач.

Тема урока: «Охрана природы. Красная книга животных». (Приложение 1, слайд №5)

Мы постараемся узнать, зачем создали Красную книгу и ответить на вопрос: что мы с вами можем уже сейчас сделать для охраны природы?

Работа над новым материалом.

Некоторым животным угрожает опасность исчезновения с лица Земли. За последние годы на нашей планете вымерло 150 видов животных. В основном они вымерли по вине человека. Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько ни брать у неё, всё снова само собой восстановится и просчитались.

Люди создали специальную службу спасения, которая изучила и составила список животных, находящихся на грани исчезновения. И назвали этот список Красной книгой, в редакцию которой мы совершим виртуальную экскурсию. (Показать Красную книгу)

Почему книгу назвали именно «красной», а не «синей», не «зелёной»? (Ответы детей)

Красная книга предупреждает об опасности, в которую попали животные, призывает помочь им.

Думаю, пора заглянуть на страницы Красной книги животных.

Практическая работа «в парах».

У каждого на парте статьи из Красной книги. (Рисунок 1, Приложение 2)

Мы, как помощники редактора постараемся восстановить страницы. Для этого прочитайте тексты и соотнесите их с изображением.

Олень - это красивое, стройное, благородное животное. Ветвистые длинные рога это животное каждую весну сбрасывает, а на их месте вырастают новые. На их основе изготавливают дорогие лекарства. Питается листьями, травами, молодыми веточками деревьев, желудями.

По какому признаку вы определили, что это олень?

Словарная работа.

Рога оленя называются панты. (Рисунок 2, Приложение 3) Именно из них делают лекарство для людей – пантокрин, которое помогает быстрее восстановиться после тяжёлой болезни или операции.

Зубр – огромный зверь. Большая голова с острыми рогами. Эти великаны понесли тяжёлый ущерб от человека. Люди их убивали ради вкусного мяса, и когда на планете осталось всего 56 особей, их поселили в Заповедники, и спасли от вымирания.

Один из таких заповедников находится в Подмосковье и туда можно поехать на экскурсию.

Фламинго – эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Клюв изогнутый. Питаются мелкими рачками и водорослями.

Что помогло вам определить эту птицу? (Ответы детей)

Тигр – очень крупный хищник. Красивая длинная полосатая шерсть, острые клыки. Охотились на него ради красивых шкур, мяса и костей, которые используют в китайской медицине. Теперь охота на это животное полностью запрещена.

Как называют детёныша тигра, лисы, белки, зайца, волка, медведя?

Физ. минутка

Собираем детвору поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята, как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается.
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.

Почему медвежонок не спешит просыпаться? (Наступает зима, а зимой медведи спят)

И будить его нельзя, а значит, в лесу нельзя шуметь!

Знания о животных были одними из первых, полученных древним человеком. От животных зависит жизнь человека: они дают пищу, одежду, лекарства, помогают людям в работе и на отдыхе, лечат людей.

В редакцию пришли письма. (Приложение 1, слайд №6)

Читает ученик.

1. Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Если бы не я, пришлось бы некоторым без хлеба сидеть. Кто это? (Сова)

А что вы знаете о сове?

Читает ученик.

(Приложение 1, слайд №7)

Сова уже 45 лет находится под охраной государства. Одна сова поедает за лето тысячу мышей, которые уничтожают зерно.

(Приложение 1, слайд №8)

Читает ученик.

2. Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в стороны, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Кто это? (Жаба)

Как вы думаете, жаба занесена в Красную книгу? Проверим?!

Читает ученик.

(Приложение 1, слайд №9)

Жаба находится под охраной государства. Одна жаба сохраняет от гусениц и личинок целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Первоначальная проверка знаний.

Мы узнали только о некоторых животных, занесённых в Красную книгу. Давайте проверим свои знания, разгадаем кроссворд и прочтём ключевое слово.

Кроссворд. (Рисунок 3, Приложение 4)

Какое «ключевое» слово получилось? (Береги)

Составление правил поведения в природе.

Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которые ещё не занесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую среду.

Что значит беречь окружающую среду – места, где живут животные? (Ответы детей)

То есть, соблюдать правила охраны природы. Эти правила можно написать, но ведь люди говорят на разных языках, некоторые ещё не умеют читать. А правила должны знать и соблюдать все.

Поэтому придумали знаки охраны природы. Например, такой. (Приложение 1, слайд № 10)

  • Не разжигай костры.
  • Не шуми в лесу.

О чём предупреждают нас знаки?

А остальные знаки у меня рассыпались. Помогите, пожалуйста, их собрать и определить, что они означают.

Практическая работа

Дети склеивают знаки и помещают их на доску.

Пришло время ответить на вопрос, заданный в начале урока: что мы с вами можем уже сейчас сделать для охраны природы? (Ответы детей)

Итог урока

(Приложение 1, слайд № 11)

Наша планета – Земля –
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Берегите нашу планету!

Вы очень хорошо потрудились, много узнали, помогли редактору и в класс вернулись не с пустыми руками, а с памяткой «Правила поведения в природе» (рисунок 4, Приложение 5), которые вы составили, и будете соблюдать.