Эффективность использования мультимедийных средств обучения в учебном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.

Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.

Слово "мультимедиа" родилось в западной торгово-промышленной практике почти полвека назад, когда рекламные кампании по продвижению какого-либо нового продукта или услуги стали включать наряду с печатными проспектами и телевизионными роликами выпуск мелких сопутствующих товаров с тем же ярлыком, сценические презентации, выступления актеров и певцов, интервью с экспертами, встречи с потребителями и т. д.

Такой подход очень напоминает то, как совсем маленький ребенок старается объяснить нечто важное для него. В его первых сообщениях рисунки перемежаются с текстами (или их имитациями), сопровождаются жестами, мимикой, устными пояснениями и демонстрирующим манипулированием вещами.

Компьютер позволяет ребёнку фиксировать, организовывать, оформлять подобную спонтанную активность в ходе сознательной работы над созданием и презентацией соответствующих "мультимедийных" посланий.

Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

Благодаря совершенствованию и удешевлению необходимого аппаратного и программного обеспечения, доступны даже не очень богатым образовательным учреждениям и многим отдельным пользователям (учителям и учащимся).

Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию. Невольно в связи с этим возникает следующий образ.

Известно, что знаменитый советский асс И.Кожедуб летал на американском истребителе „Аэрокобра“. Только он усовершенствовал систему огня: вывел все пулеметы и пушки на одну гашетку. Поэтому, поймав в прицел вражеский самолет и нажав на спуск, он уж точно хоть из одной единицы оружия попадал в противника. А иногда буквально разносил его на куски, если в цель попадал из всех видов оружия.

Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам и т.п.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызывают сомнений. Его применение:

  • делает уроки интересными;
  • увлекательными;
  • яркими;
  • эмоционально насыщенными;
  • позволяют уйти от рутинной работы;
  • дают возможность индивидуализации образования;
  • повышают мотивацию обучения;
  • позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
  • вступить в диалог с компьютерной программой;
  • легко пользоваться справочным материалом;
  • выполнять небольшие исследования и проекты.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолевать трудности;
  • вносит радость в жизнь ребёнка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Главная задача учителя - сделать годы учёбы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними одной жизнью и мультимедиа технологии одно из средств, которое успешно реализует эту задачу.

Учитель, использующий компьютер в учебном процессе должен:

  • обладать навыками работы на уровне квалифицированного пользователя;
  • знать возможности компьютера в своей предметной области;
  • уметь руководить работой учащихся индивидуально и в коллективе;
  • уметь подбирать и компоновать учебный материал в электронном виде;
  • уметь разумно сочетать использование компьютеров с другими формами учебной деятельности.

Как можно использовать мультимедиа при организации учебного процесса в классах с разной технической оснащенностью?

Уроки проводятся в классе, не оборудованном электронными средствами обучения. В этом случае ЭСО необходимы учителю при подготовке к уроку. Учитель имеет возможность за короткий промежуток времени подготовить печатный вариант индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ.

Уроки проводятся в классе, оборудованном компьютером (и может быть проектором). В этом случае наряду с вышеперечисленными возможностями педагог может: создавать и воспроизводить презентационное сопровождение к урокам, воспроизводить видеофрагменты, звукозапись, анимационные модели и задавать соответствующие им вопросы - при организации викторин, конкурсов, соревнований (ученики отвечают на вопросы в соответствии с принятыми правилами игры).

Уроки проводятся в классе, оборудованном локальной сетью. В этом случае наряду с вышеперечисленными возможностями педагог может:

  • организовать учебную деятельность учащихся в индивидуальной, фронтальной и групповой формах;
  • организовать проектную деятельность на основании дополнительного материала, приведенного в энциклопедических пособиях;
  • организовать дополнительные занятия по предмету.

Уроки проводятся в классе, оборудованном сетью, имеющей доступ к сети Интернет. В этом случае наряду с вышеперечисленными возможностями педагог может:

организовать проектную деятельность на основании дополнительного материала, размещенного на сайтах, рекомендованных в энциклопедических пособиях.

Я использую мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний.

Большую роль в изучении нового материала отвожу мультимедийным энциклопедиям. Особенно удачными, на мой взгляд, являются энциклопедии Кирилла и Мефодия.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.