Урок русского языка в 3-м классе по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • конкретизировать представление учащихся о значимых частях слова;
  • обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах;
  • продолжить формирование умения проверять правописание безударных гласных проверяемых ударением, безударных гласных непроверяемых ударением и других изученных орфограмм в корне слова;
  • развивать мышление, память, речь, интеллект учащихся;
  • воспитывать волевые способности учащихся: организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

К уроку прилагается презентация. Приложение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

Объявляю тему урока, мотивирую на предстоящую работу. Объясняю что  урок будет проведён  в нестандартной форме. Делю класс на 4 группы.

Слушают, настраиваются, соглашаются со мной.

2. Минутка чистописания.

Игра: «Угадайте рассыпанное слово».
Диктую, используя методику письма В. А. Илюхиной, буквы.
- Ставлю ручку на 1/3 часть в верхней части рабочей строки, опускаюсь вниз до конца рабочей строки «качалочка» крючок до середины, 2/3 части соединяю «секретиком»,закрываю «секретик», «качалочка» крючок до середины.

Дети записывают в тетради продиктованную букву, называют её вслух. Это буква «а».

- Ставлю ручку на 1/3 часть в нижней части рабочей строки, пишу маленькую клюшку, поднимаюсь вверх не доходя 1/3 пишу «секретик», закрываю «секретик», опускаюсь вниз по прямой наклонной линии «качалочка» крючок до середины.

Дети записывают продиктованную букву и угадывают её по описанию. Это буква «м».

- Ставлю ручку на 1/3 часть в верхней части рабочей строки, поднимаюсь вверх влево, опускаюсь вниз до конца рабочей строки «качалочка» крючок до середины, «секретик», закрываю «секретик» ухожу в дополнительную нижнюю строчку не доходя 1/3 части снимаю ручку, ставлю на 1/3 часть вверху, поднимаюсь вверх вправо, опускаюсь низ по прямой наклонной линии до конца рабочей строки «качалочка» крючок до середины влево.

Записывают букву под диктовку учителя, затем угадывают. Это буква «ф».

- Ставлю ручку на начало верхней рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии до конца рабочей строки, не доходя до 1/3 части снимаю ручку, ставлю на 1/3 часть в верхней части рабочей строки «бугорком» ухожу вправо, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии до конца рабочей строки «качалочка» крючок до середины.

Записывают букву под диктовку, угадывают её. Это буква «р».

- Ставлю ручку на начало верхней части рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии до конца рабочей строки, «качалочка» крючок до середины, «секретик», закрываю «секретик», опускаюсь вниз до конца рабочей строки, «качалочка» крючок до середины.
-Что получится из рассыпанных букв?
Объясняю значение слова «фирма»-торговое или промышленное предприятие; производственное объединение. Это может быть «Крупная фирма», «Иностранная фирма».

Записывают букву под диктовку, угадывают её. Это буква «и».
Дети складывают слово «фирма».

-Сделайте устно фонетический
разбор.
Продолжаю объяснение. Наша фирма – учебная, которая будет заниматься решением проблемы по теме «Разбор слова по составу». К концу урока каждый сотрудник нашей фирмы должен знать состав слова  и уметь правильно разбирать слово по частям.

Проделывают устно фонетический разбор.
Ф - (ф*) - согл., мягк., зв., парн..
И – (и) – гл., уд..
Р – (р)  - согл., тв., зв., непарн..
М – (м) – согл., тв., зв., непарн..
А – (а) – гл., безуд..

3. Орфографическая минутка + Словарная работа.

- Для работы нашей фирмы необходимо оборудование. Давайте вспомним  словарные слова и другие слова с орфограммами, которые пригодятся нам в работе.
Предлагаю записать несколько слов, использую для этого слайд из презентации. Проверяем коллективно по слайду.
- Кто записал без ошибок все слова? С 1 ошибкой? С 2 ошибками и т. д.

Дети предлагают разные слова: компьютер, карандаш, линейка,
циркуль, тетрадь, дневник, калькулятор, блокнот и т. д.
Записывают самостоятельно.
Дети встают.

-Что общего во всех этих словах?
-Исключите лишнее слово и докажите почему вы считаете его  лишним?
- Составьте предложение с любым из этих слов и назовите главные члены предложения.

Объясняют, доказывают, находят общие признаки и исключают лишнее слово.
Общие свойства: все имена существительные, все ед. числа, во всех можно выделить основу и окончание, а также найти корень и т. д.
Исключения: ручка – орф. «ЧК» т. е. согл. буква, а во всех гласные; линейка – орф. безуд. гл. проверяемая ударением и т. д.

4. Объяснение правил игры.
а). Мозговой штурм.
б). Инструктаж начальников отделов.

- Я - консультант нашей учебной фирмы. У меня в подчинении находятся 5 групп -  помощников – это отделы. Каждый отдел будет заниматься своей работой, а затем по 1 представителю от каждого отдела образуют новые группы и познакомят всех членов своей новой группы с наработанной информацией.
1. Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотезы о частях слова.
2.Проектный отдел выстраивает алгоритм разбора слов по составу.
3.Художественный отдел представляет проблему в виде схемы.
4.Информационный отдел занимается обработкой предложенного материала  по выстроенному плану остальных отделов.

Слушают, готовятся работать в группах.
Смотрят на слайде и у себя на партах названия отделов.

Начальник научного отдела – Шепелев Сергей.
Начальник проектного отдела – Рословец Дмитрий.
Начальник художественного отдела Брындина Марина.
Начальник информационного отдела Тюрин Семён.
Обсуждают, советуются , записывают в тетрадь.

5. Самостоятельная работа каждого отдела.

 

Работают по заданиям 7- 8 минут.

6. Физкультминутка.

 

Отдыхают, выполняя упражнения для рук, ног, туловища.

7. Работа в группах сменного состава.

Начальники остаются в своих отделах. Служащие биржи расходятся с полученными заданиями в соседние группы, чтобы поделиться с другими участниками игры наработанными данными.

Переходят в группы (распределила заранее кто куда пойдёт). Теперь в каждой группе идёт новая работа. Сначала говорит и обучает в каждой группе ребёнок из научного отдела, затем говорит член проектного отдела, за ним выступает член художественного отдела. Эта работа проводится устно. Дети слушают , соглашаются, поправляют, дополняют или исправляют друг друга.
Когда очередь доходит до информационного отдела, дети записывают материал со слайда или под диктовку члена информационного отдела и разбирают слова по составу, соглашаясь с версией, диктующего или исправляя ошибки.

а) Индивидуальная работа.

Кто остался незадействованным в данной работе, выполняет дополнительный заказ для фирмы, т. е. работает индивидуально по карточке. 

8. Защита выступлений

 

Предлагаю отчитаться членам каждого отдела по желанию.

Выступает с отчётом член научного отдела с выдвинутой гипотезой.
Затем выступает член проектного отдела с разработанным алгоритмом.
Третьим выступает член художественного отдела с подбором однокоренных слов по картинке и наконец член информационного отдела разбирает слова по составу, а все остальные проверяют по слайду.

После отчётов и проверки узнаём о результатах.
-Кто справился с заданием без ошибок?
-Допустил 1, 2, 3 и т. д. ошибок.

Дети встают на каждый вопрос.

9. Оценки за урок.
Комментирование оценок.

 

 

10.Домашнее задание. (Инструктаж)

с. 108, упр. 47.

Записывают в дневник. Слушают инструктаж.

11. Итог урока.

-Какие нужные сведения вы получили на уроке?
-Когда и где вы сможете применить изученный материал?
-Помогла ли вам работа в группах при обобщении данного материала?
-Чему вас научила работа в группах?
-Интересна ли для вас организация работы в группах?