Цель урока: Закрепление и повторение темы, отрицательные числа, сложение отрицательных чисел. Развитие любознательности; умение преодолевать трудности при решении примеров.
Форма проведения: дидактическая игра.
Оборудование: Плакаты с изображенными на них координатными прямыми, плакат с зашифрованным словом и примерами.
До урока класс разбивается на три группы. Каждая группа это экипаж ракеты, на которой они совершат прогулку. Из старших классов (8 кл.) выбираются три человека – это центр полета. Они сидят за отдельным столом, каждый закреплен за отдельным экипажем. Центр полета проверяет решенные задачи, и оценивают характер ошибок. Все они предварительно инструктируются учителем.
Над доской висят четыре разноцветных шарика с названиями планет и к ним прикреплены конверты с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок, мы отправляемся с вами в космическое путешествие, во время которого вспомним и повторим правила сложения отрицательных чисел и закрепим навыки и умения, приобретенные в ходе изучения темы «Отрицательные числа. Сложение отрицательных чисел».
Приветствую членов экипажей космических кораблей. Мы отправляемся к другим планетам. Люди, живущие там, очень любят математику, а еще любят задавать интересные вопросы и задачи. И разрешают покинуть свою планету только тогда, когда задача решена.
Цель всего путешествия – достичь планеты «Прочитайка», где вас ждет очень интересная встреча. Попасть на нее мы сможем только тогда, когда побываем на всех трех планетах.
Оценивать вас и пропускать к следующей планете будет центр полета. Командир – ________________________, помощник командира – _______________________, бортовой врач – ____________________________.
2. Математический диктант
Итак, на нашем пути первая планета «Телепатия» (желтый шарик).
Жители этой планеты умеют читать мысли на расстоянии. И вам они предлагают прочесть их мысли.
Приготовили все листочки, проводим математический диктант:
- чтобы сравнить два отрицательных числа, нужно…
- числа, отличающиеся только знаками, называются…
- чтобы сложить два отрицательных числа, нужно…
После листочки собирает центр полета, и за столом оценивает их.
3. Космическая эстафета
Учитель: Пока центр полета обрабатывает наши знания, мы подлетаем к другой планете «Вычислялка» (коричневый шарик).
Задания уже записаны на доске. Нужно поочередно выполнить 7 вычислительных примеров (каждому члену экипажа один пример) причем ответ одного примера будет неизвестным числом для следующего.
4. Космическое построение
Учитель: Молодцы. Вот и вторая планета нас отпустила, приближаемся к третьей планете «Координария» (зеленая). Здесь зашифрованы важные слова.
Вывешиваются три плаката, на них изображены координатные прямые и точки с координатами. Нужно на прямой изобразить точки. Для каждого экипажа задания разные (каждый член экипажа строит по одной точке).
- Что у нас получилось? (Читают предложение.) (Корабль покинул планету).
5. Встреча с великим математиком
- Вот мы с вами и долетели до планеты «Прочитайка», но ее жители тоже приготовили нам сюрприз (вывешивается плакат, на котором зашифровано слово в примерах. Ученики решают примеры, ответы заменяют буквами, используя соответствие «число-буква», получают имя известного индийского математика Брамагупта).
Выходит ученик одетый в костюм (Индия), за ним слуги несут трон. Он садится на трон и говорит: «Я великий математик Брамагунта, живший в Индии.
- О, юные отроки! Помогите!
Попал я в ваше время и растерялся. Ведь у нас. В 7 веке, все было проще. Вот есть у меня «имущество» и у моей жены «имущество». Сложили вместе два «имущества» и стало одно большое «имущество».
А если мне кто-то должен, то это «долг». Сумма двух «долгов» - это тоже «долг». А у вас какие-то «+» и «-».
Вот, объясните, как же вы сложите такие числа?
(Дети объясняют.) (Дается определение отрицательных чисел, правило сложения отрицательных чисел.)
6. Подведение итогов
Слово учителя: Теперь подведем итог урока. Даю слово центру полета. Девочки выходят и говорят, какие ученики получили оценки.
Спасибо за урок. До свидания.