Урок-закрепление "Космический полет с отрицательными числами"

Разделы: Математика


Цель урока: Закрепление и повторение темы, отрицательные числа, сложение отрицательных чисел. Развитие любознательности; умение преодолевать трудности при решении примеров.

Форма проведения: дидактическая игра.

Оборудование: Плакаты с изображенными на них координатными прямыми, плакат с зашифрованным словом и примерами.

До урока класс разбивается на три группы. Каждая группа это экипаж ракеты, на которой они совершат прогулку. Из старших классов (8 кл.) выбираются три человека – это центр полета. Они сидят за отдельным столом, каждый закреплен за отдельным экипажем. Центр полета проверяет решенные задачи, и оценивают характер ошибок. Все они предварительно инструктируются учителем.

Над доской висят четыре разноцветных шарика с названиями планет и к ним прикреплены конверты с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок, мы отправляемся с вами в космическое путешествие, во время которого вспомним и повторим правила сложения отрицательных чисел и закрепим навыки и умения, приобретенные в ходе изучения темы «Отрицательные числа. Сложение отрицательных чисел».

Приветствую членов экипажей космических кораблей. Мы отправляемся к другим планетам. Люди, живущие там, очень любят математику, а еще любят задавать интересные вопросы и задачи. И разрешают покинуть свою планету только тогда, когда задача решена.

Цель всего путешествия – достичь планеты «Прочитайка», где вас ждет очень интересная встреча. Попасть на нее мы сможем только тогда, когда побываем на всех трех планетах.

Оценивать вас и пропускать к следующей планете будет центр полета. Командир – ________________________, помощник командира – _______________________, бортовой врач – ____________________________.

2. Математический диктант

Итак, на нашем пути первая планета «Телепатия» (желтый шарик).

Жители этой планеты умеют читать мысли на расстоянии. И вам они предлагают прочесть их мысли.

Приготовили все листочки, проводим математический диктант:

  1. чтобы сравнить два отрицательных числа, нужно…
  2. числа, отличающиеся только знаками, называются…
  3. чтобы сложить два отрицательных числа, нужно…

После листочки собирает центр полета, и за столом оценивает их.

3. Космическая эстафета

Учитель: Пока центр полета обрабатывает наши знания, мы подлетаем к другой планете «Вычислялка» (коричневый шарик).

Задания уже записаны на доске. Нужно поочередно выполнить 7 вычислительных примеров (каждому члену экипажа один пример) причем ответ одного примера будет неизвестным числом для следующего.

4. Космическое построение

Учитель: Молодцы. Вот и вторая планета нас отпустила, приближаемся к третьей планете «Координария» (зеленая). Здесь зашифрованы важные слова.

Вывешиваются три плаката, на них изображены координатные прямые и точки с координатами. Нужно на прямой изобразить точки. Для каждого экипажа задания разные (каждый член экипажа строит по одной точке).

- Что у нас получилось? (Читают предложение.) (Корабль покинул планету).

5. Встреча с великим математиком

- Вот мы с вами и долетели до планеты «Прочитайка», но ее жители тоже приготовили нам сюрприз (вывешивается плакат, на котором зашифровано слово в примерах. Ученики решают примеры, ответы заменяют буквами, используя соответствие «число-буква», получают имя известного индийского математика Брамагупта).

Выходит ученик одетый в костюм (Индия), за ним слуги несут трон. Он садится на трон и говорит: «Я великий математик Брамагунта, живший в Индии.

- О, юные отроки! Помогите!

Попал я в ваше время и растерялся. Ведь у нас. В 7 веке, все было проще. Вот есть у меня «имущество» и у моей жены «имущество». Сложили вместе два «имущества» и стало одно большое «имущество».

А если мне кто-то должен, то это «долг». Сумма двух «долгов» - это тоже «долг». А у вас какие-то «+» и «-».

Вот, объясните, как же вы сложите такие числа?

(Дети объясняют.) (Дается определение отрицательных чисел, правило сложения отрицательных чисел.)

6. Подведение итогов

Слово учителя: Теперь подведем итог урока. Даю слово центру полета. Девочки выходят и говорят, какие ученики получили оценки.

Спасибо за урок. До свидания.