Урок окружающего мира по теме "Красная книга"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:   

  1. Познакомить с Красной книгой, ее  содержанием.
  2. Расширить и углубить знания детей о редких растениях  и животных, встречающихся в  Ивановской области.
  3. Развитие умения проводить поисковую,  исследовательскую работу.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.
  5. Воспитание бережного, заботливого  отношения к природе, доброты, чуткости,  отзывчивости.

Оборудование: компьютер, магнитофон, таблички с опорными словами.

I. Организация на урок.

Ресурсный круг

- Ребята, как заканчиваются сказки?

- А как вы думаете, в жизни доброта может победить злость?

Сегодня на уроке мы будем размышлять над этим вопросом.

- А как вы считаете, нужно ли учиться быть добрым? Почему?

<1-й слайд>

- Посмотрите на солнышко. Оно всегда доброе, дарит людям только свет и тепло, и нам от этого бывает приятно.

Я думаю, нам сейчас тоже будет приятно подарить друг другу кусочек тепла своей души (дети берутся за руки, закрывают глаза и стараются почувствовать тепло рук своих одноклассников).

- Кому удалось получить кусочек тепла от своих одноклассников?

- А что вы почувствовали?

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения, тепла, доброты, бережного отношения ко всему окружающему.

II. Актуализация знаний.

- Продолжаем наш урок.  Займите свои места за партами и рассмотрите фотографии животных.

<2-й, 3-й слайд>

  • Эти животные у нас сегодня в гостях.
  • Давайте назовем их.
  • Я уверена, что о некоторых из них вы уже слышали. Расскажите.

III. Организация учебно-познавательной деятельности по изучению нового материала.

- Ребята, я неслучайно пригласила этих животных в гости. Им сейчас очень трудно и я переживаю за их судьбу.

  • Как вы думаете, почему я переживаю?
  • Да, всеми этими творениями природы только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра природа на выдумки, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу. Им угрожает исчезновение с лица Земли.

- Сегодня все ребята нашего класса познакомятся с Красной книгой.

<4-й слайд>

Такая книга существует уже давно. В нашей стране она вышла в 1978 году, 27 лет назад. А в 1984 году вышло 2-е издание Красной книги в двух томах.

На доске открывается табличка № 1 «Красная книга»

  • Давайте поговорим поподробнее об этой важной и нужной книге.
  • Откройте учебники на странице 82-83.
  • Прочитайте статью об этой книге.
  • Что узнали?
  • Рассмотрите, какие растения и животные занесены в Красную книгу и просят о помощи?
  • Давайте прочитаем о них.
  • Итак,  о каких редких и исчезающих растениях и животных рассказывает Красная книга?

Табличка №2 «Редкие и  исчезающие растения и животные»

  • Я считаю, что нам не только важно знать про эти растения и про этих животных, но и понять, почему они оказались в беде.
  • Вы согласны со мной?
  • Я предлагаю вам собраться группами, прочитать на листах тексты об исчезнувших животных и выяснить, почему совсем исчезли странствующие голуби <Рисунок 1>, морские коровы <Рисунок 2>, что мешает животным и растениям  нормально размножаться и жить.

Рисунок 1

Рисунок 2

Работа в группах (исследовательская работа)

Проверка работы в группах

  • Итак, мы поняли, что люди наносят природе очень большие раны.
    Табличка №3 «Большие раны»
  • Об этих ранах в Красной книге рассказывается очень подробно.
  • Залечивать большие раны природе бывает очень сложно, а порой невозможно.
  • Но вот в стихотворении, которое вы сейчас услышите, животного удалось спасти.
  • Постарайтесь понять, почему?

Чтение стихотворения о лосе:

- О чем ты задумался, Дедушка-лось?
Что в жизни тебе испытать довелось?
- Я маленький был, рядом мамочка шла.
И лист шелестел, и малина цвела.
Вдруг выстрел!
Нет солнца, кругом только страх.
Охотник довольный с собакой в кустах.
Был добрый лесник: обогрел, приласкал.
Поил и кормил, один я б пропал.
Спасибо ему, без него мне не жить!
А злых браконьеров вам, люди, судить!

  • Расскажите, что поняли?
  • Видите ребята, злость была побеждена. Ее победила доброта.
  • Я видела, как вы переживали за лося.
  • А еще вы переживаете за клюкву, купальницу, ландыш, крапиву, лису, рысь.
  • Их в нашей Ивановской области с каждым годом становится все меньше и меньше.
  • Поделитесь своими переживаниями.

Выступления-сообщения, которые учащиеся подготовили к уроку во время поисковой деятельности.

  • Очень важно, ребята, что вы понимаете, что даже те маленькие раны, которые наносят природе взрослые и дети, причиняют ей мучительную боль.
  • Об этих маленьких ранах (табличка №4 «Маленькие раны»)  мы также можем прочитать на станицах Красной книги.
  • Ребята, я предлагаю вам откликнуться на одно доброе дело. Было бы неплохо создать Жалобную книгу растений и животных Ивановской области (приложение). Сегодня на уроке мы увидели, что странички для этой книги у нас уже есть. Это ваши сообщения, которые мы сейчас прослушали. Я их вложу в переплет, соединю с обложкой – наша книга готова.
  • Материалы этой книги помогут нам выступить на школьной экологической конференции.
  • Вы будете рассказывать, что каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это  маленькая ранка, нанесенная природе. И если одну ранку нанесешь ты, другую твой  товарищ, третью, четвертую кто-то еще, что же станет с природой?

Вот мы и пришли к выводу, что природа нуждается в постоянной защите и заботе. Табличка №5 «Защита и охрана природы»

  • Сейчас это поняли люди всего мира. Во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.
  • Многие фабрики и заводы переоборудованы и почти не загрязняют воздух и воду.

- Какое предприятие по очистке воды находится у нас в Богданихе?

- У кого родители работают на Очистных сооружениях?

- Что вы узнали от своих  родителей об очистке воды на этом предприятии?

  • На месте вырубленных лесов сажают новые.
  • Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.
  • Создаются заповедники, т.е. те участки земли, где вся природа неприкосновенна.

<5-й слайд>

В Ивановской области в устье реки Тезы  находится Клязьменский боброво-выхухолевый заказник, в котором под особой охраной находятся бобры и редчайшие водные зверьки, современники мамонтов – выхухоли.

IV. Организация деятельности по закреплению изученного.

  • Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали ручьи, пели птицы, цвели цветы.

 <6-й слайд>

Стихотворение (читают учитель и ученик)

Учитель:

Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.

Ученик:

Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

  • Только любовь к природе, забота о ней делают человека добрым, чутким, милосердным.

V. Итог.

Наш разговор о Красной книге, о доброте подходит к завершению. Приглашаю всех в круг.

- Что узнали о Красной книге? (по модели, которая выстроилась на доске по ходу урока).

Песня «если добрый ты…»

Подкормка птиц.

VI. Домашнее задание:

С помощью дополнительной литературы подготовить рассказ о любом растении или животном, занесенном в Красную книгу России.