Задачи урока:
- Познакомить с Красной книгой, ее содержанием.
- Расширить и углубить знания детей о редких растениях и животных, встречающихся в Ивановской области.
- Развитие умения проводить поисковую, исследовательскую работу.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитание бережного, заботливого отношения к природе, доброты, чуткости, отзывчивости.
Оборудование: компьютер, магнитофон, таблички с опорными словами.
I. Организация на урок.
Ресурсный круг
- Ребята, как заканчиваются сказки?
- А как вы думаете, в жизни доброта может победить злость?
Сегодня на уроке мы будем размышлять над этим вопросом.
- А как вы считаете, нужно ли учиться быть добрым? Почему?
- Посмотрите на солнышко. Оно всегда доброе, дарит людям только свет и тепло, и нам от этого бывает приятно.
Я думаю, нам сейчас тоже будет приятно подарить друг другу кусочек тепла своей души (дети берутся за руки, закрывают глаза и стараются почувствовать тепло рук своих одноклассников).
- Кому удалось получить кусочек тепла от своих одноклассников?
- А что вы почувствовали?
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения, тепла, доброты, бережного отношения ко всему окружающему.
II. Актуализация знаний.
- Продолжаем наш урок. Займите свои места за партами и рассмотрите фотографии животных.
- Эти животные у нас сегодня в гостях.
- Давайте назовем их.
- Я уверена, что о некоторых из них вы уже слышали. Расскажите.
III. Организация учебно-познавательной деятельности по изучению нового материала.
- Ребята, я неслучайно пригласила этих животных в гости. Им сейчас очень трудно и я переживаю за их судьбу.
- Как вы думаете, почему я переживаю?
- Да, всеми этими творениями природы только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра природа на выдумки, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу. Им угрожает исчезновение с лица Земли.
- Сегодня все ребята нашего класса познакомятся с Красной книгой.
Такая книга существует уже давно. В нашей стране она вышла в 1978 году, 27 лет назад. А в 1984 году вышло 2-е издание Красной книги в двух томах.
На доске открывается табличка № 1 «Красная книга»
- Давайте поговорим поподробнее об этой важной и нужной книге.
- Откройте учебники на странице 82-83.
- Прочитайте статью об этой книге.
- Что узнали?
- Рассмотрите, какие растения и животные занесены в Красную книгу и просят о помощи?
- Давайте прочитаем о них.
- Итак, о каких редких и исчезающих растениях и животных рассказывает Красная книга?
Табличка №2 «Редкие и исчезающие растения и животные»
- Я считаю, что нам не только важно знать про эти растения и про этих животных, но и понять, почему они оказались в беде.
- Вы согласны со мной?
- Я предлагаю вам собраться группами, прочитать на листах тексты об исчезнувших животных и выяснить, почему совсем исчезли странствующие голуби <Рисунок 1>, морские коровы <Рисунок 2>, что мешает животным и растениям нормально размножаться и жить.
Рисунок 1
Рисунок 2
Работа в группах (исследовательская работа)
Проверка работы в группах
- Итак, мы поняли, что люди наносят природе очень большие раны.
Табличка №3 «Большие раны» - Об этих ранах в Красной книге рассказывается очень подробно.
- Залечивать большие раны природе бывает очень сложно, а порой невозможно.
- Но вот в стихотворении, которое вы сейчас услышите, животного удалось спасти.
- Постарайтесь понять, почему?
Чтение стихотворения о лосе:
- О чем ты задумался, Дедушка-лось?
Что в жизни тебе испытать довелось?
- Я маленький был, рядом мамочка шла.
И лист шелестел, и малина цвела.
Вдруг выстрел!
Нет солнца, кругом только страх.
Охотник довольный с собакой в кустах.
Был добрый лесник: обогрел, приласкал.
Поил и кормил, один я б пропал.
Спасибо ему, без него мне не жить!
А злых браконьеров вам, люди, судить!
- Расскажите, что поняли?
- Видите ребята, злость была побеждена. Ее победила доброта.
- Я видела, как вы переживали за лося.
- А еще вы переживаете за клюкву, купальницу, ландыш, крапиву, лису, рысь.
- Их в нашей Ивановской области с каждым годом становится все меньше и меньше.
- Поделитесь своими переживаниями.
Выступления-сообщения, которые учащиеся подготовили к уроку во время поисковой деятельности.
- Очень важно, ребята, что вы понимаете, что даже те маленькие раны, которые наносят природе взрослые и дети, причиняют ей мучительную боль.
- Об этих маленьких ранах (табличка №4 «Маленькие раны») мы также можем прочитать на станицах Красной книги.
- Ребята, я предлагаю вам откликнуться на одно доброе дело. Было бы неплохо создать Жалобную книгу растений и животных Ивановской области (приложение). Сегодня на уроке мы увидели, что странички для этой книги у нас уже есть. Это ваши сообщения, которые мы сейчас прослушали. Я их вложу в переплет, соединю с обложкой – наша книга готова.
- Материалы этой книги помогут нам выступить на школьной экологической конференции.
- Вы будете рассказывать, что каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка, нанесенная природе. И если одну ранку нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую кто-то еще, что же станет с природой?
Вот мы и пришли к выводу, что природа нуждается в постоянной защите и заботе. Табличка №5 «Защита и охрана природы»
- Сейчас это поняли люди всего мира. Во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.
- Многие фабрики и заводы переоборудованы и почти не загрязняют воздух и воду.
- Какое предприятие по очистке воды находится у нас в Богданихе?
- У кого родители работают на Очистных сооружениях?
- Что вы узнали от своих родителей об очистке воды на этом предприятии?
- На месте вырубленных лесов сажают новые.
- Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.
- Создаются заповедники, т.е. те участки земли, где вся природа неприкосновенна.
В Ивановской области в устье реки Тезы находится Клязьменский боброво-выхухолевый заказник, в котором под особой охраной находятся бобры и редчайшие водные зверьки, современники мамонтов – выхухоли.
IV. Организация деятельности по закреплению изученного.
- Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали ручьи, пели птицы, цвели цветы.
Стихотворение (читают учитель и ученик)
Учитель:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Ученик:
Я должен над цветами наклониться
Не для того чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Только любовь к природе, забота о ней делают человека добрым, чутким, милосердным.
V. Итог.
Наш разговор о Красной книге, о доброте подходит к завершению. Приглашаю всех в круг.
- Что узнали о Красной книге? (по модели, которая выстроилась на доске по ходу урока).
Песня «если добрый ты…»
Подкормка птиц.
VI. Домашнее задание:
С помощью дополнительной литературы подготовить рассказ о любом растении или животном, занесенном в Красную книгу России.