Тема: Иван Андреевич Крылов «Квартет».
Цели:
1) знакомство с идейным содержанием басни;
2) научить находить мораль – поучение в произведении;
3) отработка навыка выразительного чтения;
4) развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, умение делать выводы;
5) воспитание скромности, стремления к глубоким знаниям.
Оборудование:
1) портрет баснописца;
3) иллюстрация к басне «Квартет»;
4) выставка книг И.А.Крылова;
5) карточки с выдержками из басен;
6) аудиозапись басни «Квартет»;
7) словари: Ожегова, Даля, иностранных слов;
8) таблица «Памятник Крылову»;
9) сундучок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
(Работа по карточкам в парах)
Из какой басни эти строки:
- Чем кумушек считать, трудится…
- Когда в товарищах согласья нет…
- Ты все пела …
- Сыр выпал…
Беседа по вопросам к рассказу «Заветный сундучок».
1) - О ком идет речь в рассказе? (О детских годах И.А.Крылова.)
2) - К кому в рассказе относится выражение «честная бедность»? (К отцу И.А.Крылова, Андрею Прохоровичу, он имел всего лишь одно богатство «заветный сундучок», в котором хранились книги.)
3) - Какое значение в жизни И.А.Крылова имел «заветный сундучок»? (Благодаря книгам, хранившимся в нем, он выучился грамоте и бережному отношению к книгам, знания черпал из книг.)
4) - Каким особым талантом в детстве отличался И.А.Крылов? (У него был талант заводить знакомства. Каждый новый человек ему казался новой книгой. Еще он прекрасно играл на скрипке.)
5) - Кем стал И.А.Крылов? (И.А.Крылов стал великим баснописцем, он написал 205 басен.)
6)
- А кто из вас может сказать, что такое басня?
- Что такое повествование басни?
- Что такое мораль басни?
(Определение в учебнике с.6 и в толковом словаре).
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет». Впервые эта басня была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день.
IV. Работа над новым материалом.
а) Первичное чтение басни учителем.
- О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)
б) Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно.
- Подчеркнуть карандашом новые (непонятные) для вас слова.
в) Словарная работа.
- Запись на доске: квартет, баса, альта, прима, втора.
- Кто из вас нашел значение этих слов в словарях? Каких?
(Дети читают толкования этих слов в толковых словарях Ожегова, Даля, иностранных слов).
V. Работа по иллюстрации перед выборочным чтением.
Рассматривание иллюстрации на доске.
- Сколько животных вы увидели на картине.
- А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, мартышка, осел.)
VI. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.)
VII. Выборочное чтение.
а) Чтение по рядам.
(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)
I ряд – мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд – осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд – соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Чтение слов соловья еще раз.
Вопрос перед чтением:
- Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
б) Прослушивание басни в аудиозаписи (логические паузы, ударения, интонация).
VIII. Чтение басни по ролям.
А сейчас давайте разыграем басню в лицах.
(У доски 4 ученика: автор, мартышка, осел, соловей.)
Вопрос перед чтением:
- В чем мораль басни? (В этой басне И.А.Крылов осуждает невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.)
- Скажите, эта басня «Квартет» заканчивается или начинается моралью? (Заканчивается.)
- Прочитайте мораль басни, т.к. это звучит у Крылова.
IX. Домашнее задание.
- Выразительное чтение басни по ролям.
X. Итог урока.
Прочитайте запись на доске.
- Какие пороки любил « пощипать» И.А.Крылов? ( Жадность, лень, хвастовство, хитрость, глупость, заносчивость и другие.)
- Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
- В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
В Санкт-Петербурге стоит памятник И.А.Крылову.
Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце? (В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.)
- Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.