В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" в технологии РКМЧП (чтение с остановками)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Задачи: 

  • учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события,
  • учить пользоваться разными видами чтения,
  • закреплять и развивать умение прогнозировать и анализировать,
  • развивать креативность мышления,
  • воспитывать бережное отношение к природе, гуманное отношение к животным.

Литература: «Родная речь» 1 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова

Приёмы: обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Организация класса на предстоящую работу

Подготовка рабочего места

1. Вызов

Для активации класса, пробуждения интереса к предстоящей работе учитель загадывает классу загадки

Дети отвечают

Хвост короче уха, быстрые повадки. Мчусь я что есть духу, мчусь я без оглядки. Кто я, угадай-ка! Ну конечно…

Зайка

Я зубами щёлк, щёлк и зовусь я серый…

Волк

Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.

Лягушка

В воде купалась, а суха осталась.

Утка

Кто из отгаданных героев вам уже знаком?

Заяц, волк

Из какой сказки эти герои?

Сказка про храброго зайца.

Кто автор этой сказки?

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Какие виды сказок вы знаете?

Волшебные, бытовые, о животных.

К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»?

Сказка о животных.

Сегодня мы продолжим знакомство со сказками о животных.

На доске надписи: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Прочитайте название произведения.

 

К какому жанру оно относится?

Сказка о животных.

Что характерно для сказки?

Ответы детей записываются

Сказка:

  1. зачин
  2. чудеса
  3. волшебство
  4. сказочная концовка

 

Предположите, почему автор обратился к этому жанру?

Может эта история случилась на самом деле, но есть в этом произведении что-то волшебное, необычное.

Предположите, кто герои сказки?

Ответы детей.

Встречались ли герои сказки в наших загадках?

Ответы детей.

Предположите, о чём эта сказка?

Ответы детей.

2. Осмысление

Мнение учителя: коротко об авторе, его жизни и творчестве.

 

О многом меня заставила задуматься сказка «Лягушка-путешественница». И мне будет интересно узнать ваше мнение.

 

Учитель предварительно должен разделить текст на части до начала чтения.

1 часть: чтение детьми вслух.

Дети читают 1 часть.

Анализ отрывка.

Где жила лягушка?

Стр. 188

Как жила лягушка?

Прекрасно, восхитительно

Какая главная цель жизни была у лягушки?

Жить на свете благополучно

Как описывает автор благополучную жизнь лягушки? Прочитать.

Выборочное чтение.

Как можно озаглавить эту часть?

Работа в группах.

Выразите цветом своё настроение, которое овладело вами при чтении первой части (использование листка настроения)

Каждая группа наклеивает на листок цвета настроения.

Как вы думаете, что будет дальше?

Ответы детей.

2 часть: чтение вслух

Дети читают 2 часть.

Как лягушка встретилась с утками?

Ответы детей.

О чём они говорили?

Ответы детей.

От чего лягушка пришла в восторг?

Ответы детей.

Что придумала лягушка?

Ответы детей.

Как можно озаглавить эту часть?

Работа в группах

Листок настроения.

Настроение.

А что будет дальше? Предположите.

3 часть: чтение вслух

Дети читают 3 часть.

Анализ отрывка.

 

Какие слова подобрал автор, описывая первый полёт лягушки?

Захватило дух

Что ещё описывает автор?

Поля, луга, реки, горы.

Что думали утки о лягушке?

Умная голова наша лягушка.

Какие слова подобрал автор, говоря о храбрости лягушки?

Присутствие духа.

Как мы озаглавим эту часть?

Работа в группах

Обозначьте своё настроение (листок настроения). Как оно изменилось?

Чему вы удивились?

А что будет дальше? Предположите.

4 часть: чтение вслух

Дети читают 4 часть

Анализ отрывка

Ответы детей и работа в группах.

Почему лягушка не выдержала и закричала?

Что говорит о хвастовстве лягушки?

Какую историю придумала лягушка о своём путешествии?

Как мы озаглавим эту часть?

Обозначьте своё настроение (листок настроения).

Как оно изменилось?

Чему вы удивляетесь и радуетесь?

Повесить на доску 4 варианта листков настроения.

Чей вариант оказался самым удачным?

Фронтально

3. Рефлексия

Проанализировать смену настроения.

 

Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального?

 

Ответы детей

Что в нём из сказки?

Что могло быть на самом деле?

Удивила ли вас эта сказка?

Чем?

 

Можно ли её назвать историей о необычном путешествии?

 

Что хотел сказать автор своим произведением?

Ответы и предположения детей.

Домашнее задание

Стр. 195 учебника, ответы на вопросы, иллюстрирование.

 

Оцени свой труд

Наш урок подходит к концу.

Дайте оценку своего труда на уроке.

Дети по схеме оценивают себя на уроке (ведут запись в листок оценки)

Прочитать отдельные работы-оценки.

Заполняется карточка «Мой труд на уроке»

 

Спасибо всем!