Цели урока: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.
Задачи:
- учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события,
- учить пользоваться разными видами чтения,
- закреплять и развивать умение прогнозировать и анализировать,
- развивать креативность мышления,
- воспитывать бережное отношение к природе, гуманное отношение к животным.
Литература: «Родная речь» 1 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова
Приёмы: обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний.Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Организация класса на предстоящую работу |
Подготовка рабочего места |
1. Вызов |
Для активации класса, пробуждения интереса к предстоящей работе учитель загадывает классу загадки |
Дети отвечают |
Хвост короче уха, быстрые повадки. Мчусь я что есть духу, мчусь я без оглядки. Кто я, угадай-ка! Ну конечно… |
Зайка |
|
Я зубами щёлк, щёлк и зовусь я серый… |
Волк |
|
Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. |
Лягушка |
|
В воде купалась, а суха осталась. |
Утка |
|
Кто из отгаданных героев вам уже знаком? |
Заяц, волк |
|
Из какой сказки эти герои? |
Сказка про храброго зайца. |
|
Кто автор этой сказки? |
Д.Н.Мамин-Сибиряк |
|
Какие виды сказок вы знаете? |
Волшебные, бытовые, о животных. |
|
К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»? |
Сказка о животных. |
|
Сегодня мы продолжим знакомство со сказками о животных. |
На доске надписи: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
|
Прочитайте название произведения. |
|
|
К какому жанру оно относится? |
Сказка о животных. |
|
Что характерно для сказки? |
Ответы детей записываются |
|
Сказка:
|
|
|
Предположите, почему автор обратился к этому жанру? |
Может эта история случилась на самом деле, но есть в этом произведении что-то волшебное, необычное. |
|
Предположите, кто герои сказки? |
Ответы детей. |
|
Встречались ли герои сказки в наших загадках? |
Ответы детей. |
|
Предположите, о чём эта сказка? |
Ответы детей. |
|
2. Осмысление |
Мнение учителя: коротко об авторе, его жизни и творчестве. |
|
О многом меня заставила задуматься сказка «Лягушка-путешественница». И мне будет интересно узнать ваше мнение. |
|
|
Учитель предварительно должен разделить текст на части до начала чтения. 1 часть: чтение детьми вслух. |
Дети читают 1 часть. |
|
Анализ отрывка. Где жила лягушка? |
Стр. 188 |
|
Как жила лягушка? |
Прекрасно, восхитительно |
|
Какая главная цель жизни была у лягушки? |
Жить на свете благополучно |
|
Как описывает автор благополучную жизнь лягушки? Прочитать. |
Выборочное чтение. |
|
Как можно озаглавить эту часть? |
Работа в группах. |
|
Выразите цветом своё настроение, которое овладело вами при чтении первой части (использование листка настроения) |
Каждая группа наклеивает на листок цвета настроения. |
|
Как вы думаете, что будет дальше? |
Ответы детей. |
|
2 часть: чтение вслух |
Дети читают 2 часть. |
|
Как лягушка встретилась с утками? |
Ответы детей. |
|
О чём они говорили? |
Ответы детей. |
|
От чего лягушка пришла в восторг? |
Ответы детей. |
|
Что придумала лягушка? |
Ответы детей. |
|
Как можно озаглавить эту часть? |
Работа в группах |
|
Листок настроения. |
||
Настроение. |
||
А что будет дальше? Предположите. |
||
3 часть: чтение вслух |
Дети читают 3 часть. |
|
Анализ отрывка. |
|
|
Какие слова подобрал автор, описывая первый полёт лягушки? |
Захватило дух |
|
Что ещё описывает автор? |
Поля, луга, реки, горы. |
|
Что думали утки о лягушке? |
Умная голова наша лягушка. |
|
Какие слова подобрал автор, говоря о храбрости лягушки? |
Присутствие духа. |
|
Как мы озаглавим эту часть? |
Работа в группах |
|
Обозначьте своё настроение (листок настроения). Как оно изменилось? |
||
Чему вы удивились? |
||
А что будет дальше? Предположите. |
||
4 часть: чтение вслух |
Дети читают 4 часть |
|
Анализ отрывка |
Ответы детей и работа в группах. |
|
Почему лягушка не выдержала и закричала? |
||
Что говорит о хвастовстве лягушки? |
||
Какую историю придумала лягушка о своём путешествии? |
||
Как мы озаглавим эту часть? |
||
Обозначьте своё настроение (листок настроения). |
||
Как оно изменилось? |
||
Чему вы удивляетесь и радуетесь? |
||
Повесить на доску 4 варианта листков настроения. |
||
Чей вариант оказался самым удачным? |
Фронтально |
|
3. Рефлексия |
Проанализировать смену настроения. |
|
Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального? |
Ответы детей |
|
Что в нём из сказки? |
||
Что могло быть на самом деле? |
||
Удивила ли вас эта сказка? |
||
Чем? |
||
|
Можно ли её назвать историей о необычном путешествии? |
|
Что хотел сказать автор своим произведением? |
Ответы и предположения детей. |
|
Домашнее задание |
Стр. 195 учебника, ответы на вопросы, иллюстрирование. |
|
Оцени свой труд |
Наш урок подходит к концу. Дайте оценку своего труда на уроке. |
Дети по схеме оценивают себя на уроке (ведут запись в листок оценки) |
Прочитать отдельные работы-оценки. |
Заполняется карточка «Мой труд на уроке» |
|
|
Спасибо всем! |
|