ЗАДАЧИ:
- Образовательная: закрепить навыки табличного умножения и деления на 2- 9, закрепить умение анализировать и решать задачи на сравнение.
- Развивающая: отрабатывать вычислительные навыки, умение находить значение выражения по заданной программе, повторяя порядок действий, устанавливая взаимосвязь между компонентами.
- Воспитательная: воспитание внимания, логического мышления, охрана здоровья.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент:
Сегодня на уроке математике к вам пришел Буратино. Он весь год занимался с первоклассниками, а теперь вернулся к нам, чтобы посмотреть, как вы выросли за год, научились считать примеры и решать задачи, отвечать на логические вопросы, проверить, как вы выучили таблицу умножения.
II. Актуализация опорных знаний:
а) Логическая цепочка чисел: 5, 15, 20, 23, 30, 35, 40, 45, 50.
- Рассмотрите ряд чисел.
- Что вы можете о нем сказать?
- Что заметили?
- Где ошибка?
- Что должно стоять на этом месте?
- Назовите еще числа, которые могли бы еще стоять в этом ряду, кратные 5.
- Какие группы вы бы выделили еще из этого ряда? (кратные 4, кратные 3, кратные 1.)
- Какой делитель самый большой для каждого числа?
б) "Давайте, подумаем":
На доске записаны 4 равенства:
- Запишите все возможные равенства с числами 9, 7 и 63.
- О чем говорит каждая строка столбика?
(1 строка: 63 кратно 9 и 7 делится)
(2 строка: от перестановки множителей значение произведения не меняется)
(3 и 4 строка: если произведение разделить на один множитель, то получится второй)
в) Логическая таблица " Поиск девятого".
- Буратино приготовил вам задание на логическое мышление. Подумайте, какого рисунка не хватает?
- Почему? (в каждой клетке внизу разные фигуры по строкам, разные и вверху).
III. Повторение и закрепление пройденного материала.
а) Решение выражения по алгоритму: №12 стр.50. (типовое)
б) Работа в парах: составить по схеме на доске выражения.
4* (18-12) +35 : (40:8)=31
Физминутка.
в) Решение задач:
Открыть учебник на стр.50, №11.
- Прочтите обе задачи: сами, затем вслух.
- Что вы можете сказать о данных задачах? Сравните их между собой. На какое правило они?
Задачи на сравнение:
- на разностное сравнение, т.к. главный вопрос звучит: на сколько м больше,
- на кратное сравнение, т.к., в вопросе во сколько раз меньше.
Сейчас мы вместе решим под (б).
Анализ задачи.
- О чем рассказала задача? (Виноград положили в сумку и корзину. В сумке было 3кг., а в корзине на 15 кг. больше.)
- Что надо найти в задаче? (во сколько раз в сумке меньше, чем в корзине?)
- Как записать условие в виде схемы? Сколько понадобиться отрезков? (понадобится 2 отрезка, т.к. задача на сравнение)
- Можно сразу ответить на вопрос?
(нет, т.к., не знаем, сколько кг винограда в корзине. Его находим сложением, т.к. это большее число: сложим разницу и меньшее.
Затем большее число разделим на меньшее и найдем во сколько раз меньше в сумке, чем в корзине.)
Решение:
3+15=18 (кг.) в корзине
18:3=6 (раз.) разница
М.В. (3+15):3
Ответ: в 6 раз меньше в сумке, чем в корзине.
А вторую решите сами дома. Будьте внимательны, отвечая на вопрос.
Физминутка:
г) Логическая задача:
" По дороге ехало 8 велосипедных колес. Сколько это велосипедов?"
(4в.- если это двухколесные;
2в. + 1в. - если это трехколесные и двухколесный).
Скоро лето, вы достанете свои велосипеды. Вспомните, где можно ездить на них ребятам? (во дворе, в парке - не мешая пешеходам, по велосипедным дорожкам).
А во сколько лет разрешается езда по дорогам? (в 14 лет)
Буратино напоминает вам эти знаки:
IV. Творческое задание: "Составь и реши уравнения".
V. Задание на дом: стр. 50 № 11, составить схемы уравнений.
VI. Рефлексия.
- Что отрабатывали на уроке? (таблицу умножения и деления, задачи на сложение, решали выражения)
- Что было интереснее выполнять и оно у вас удалось? (выражение, интересно выполнение логической задачи)
- Над чем надо еще нам поработать?