Комментарий для учителя: Данный компьютерный практикум предназначен для выполнения на занятиях элективного курса «Flash: графика, анимация и элементы программирования» для учащихся старшей ступени после изучения тем «Рисование. Работа со слоями-масками. Импортирование объекта на сцену. Вставка и импортирование звука. Программное управление звуком. Библиотека Buttons».
Задание практикума
Создать поздравительный ролик «С днём учителя» с живым, радужным поздравлением. Озвучить ролик и поместить на сцену из общей библиотеки готовые кнопки для остановки, запуска проигрывания звука, а также регулятор громкости звука.
В качестве исходного файла можно взять любой поздравительный рисунок, созданный в программе Macromedia Flash MX на предыдущих занятиях (пример – Приложение 1) или импортировать картинку на сцену.
1. Импорт объекта на сцену
Если вы выбрали импортирование картинки, то для этого:
- Создайте новый документ Flash и сохраните его под именем Поздравление.fla
- Назовите слой Фон.
- Выполните File – Import…
- В окне Import укажите файл выбранной картинки и нажмите на кнопку открыть.
- Выделите появившуюся на рабочем столе картинку и в панели Properties посмотрите её размеры.
- Выделите сцену в панели Properties и установите её размеры такие же, как размеры картинки.
2. Создание радужной заливки для букв.
Если вы выбрали 1 способ, то для этого:
- Откройте созданный вами файл (Приложение 1) и сохраните его под именем Поздравление.fla.
- Создайте слой Радуга над слоем Ваза (Фон).
- Нарисуйте круг такого размера, чтобы он целиком покрывал сцену.
- Удалите его контур (сделав двойной щелчок и нажав клавишу Delete), залейте радужным градиентом (этот градиент находится в панели Colors).
Рисунок 1
- Создайте ключевой кадр в 20 позиции слоя Радуга.
- В 1 кадре сделайте круг прозрачным:
- Выделите круг;
- В панели Color Mixer поочерёдно выделите каждый из семи цветных указателей и устанавливайте для них прозрачность 0.
Рисунок 2
Круг постепенно становится чёрным.
- Создайте в первом кадре анимацию Shape.
- Просмотрите ролик – на сцене проявляется радужный круг, постепенно теряя прозрачность.
3. Совмещение Shape и Motion в одном слое.
А теперь сделаем круг вращающимся.
- В слое Радуга создадим ключевой кадр в 21 позиции.
- Превратите круг в 21 кадре в группу (Modify-Group).
- Создайте ключевой кадр в 50 позиции.
- В 21 кадре создайте анимацию Motion, установите вращение на 2 оборота.
Рисунок 3
- Посмотрите ролик.
Рисунок 4
4. Слой-маска.
Фон для букв мы создали, а теперь перед этим вращающим радужным кругом мы поставим непрозрачный экран, в котором прорезан текст поздравления. Тогда мы будем видеть только то, что проглядывает сквозь прорези.
Роль такого экрана играет слой-маска, который мы сейчас создадим.
- Создайте слой Поздравление над слоем Радуга.
- Щёлкните по имени слоя правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Mask.
Рисунок 5
Что при этом произошло:
- Изменились пиктограммы слоя Поздравление и слоя Радуга.
- Пиктограмма слоя Радуга сдвинулась вправо, что означает, что этот слой является маскируемым.
- Оба слоя оказались заблокированы.
- Снимите замок со слоя Поздравление и инструментомText Tool напишите текст поздравления. Например, такой:
С днём учителя!
В прекрасную жизнь, в дорогу открытий
Готовит нас добрый и строгий учитель.
Бываем упрямы, дерзки, шаловливы,
Уроки не учим, бывает подчас.
Спасибо, спасибо , что так терпеливы,
Спасибо за то, что вы любите нас!
- Подберите подходящую гарнитуру, установите небольшой размер шрифта (около 19-24 пт).
- Расположите заголовок по центру, а текст поздравления по левому краю.
Рисунок 6
- Запустите ролик – теперь вы видите переливающийся текст.
5. Анимация маски.
Сделаем так, чтобы текст постепенно увеличивался.
- Создайте ключевой кадр в 30 позиции слоя Поздравление.
- Инструментом Free Transform Tool увеличьте размеры текста.
Рисунок 7
- В первом кадре создайте анимацию Motion.
- Выделите 50 позицию во всех слоях расположенных под слоем Радуга и вставьте обычный кадр клавишей F5.
- Посмотрите анимацию.
6. Зацикливание ролика.
Осталось сделать, чтобы ролик не повторялся с начала, как только текст вырос, он так и должен переливаться.
- Вставьте в 50 кадр слоя Радуга команду gotoAndPlay(36);(в панели Actions-Frame), которая переводит проигрывание анимации с 50 кадра на 36 – теперь текст переливается не прерываясь.
Посмотрите ролик (Приложение 2)
7. Вставка, импортирование и синхронизация звука.
Добавим в наш ролик песню (например «Школьная пора»).
- Создайте новый слой Песня.
- Импортируйте в библиотеку звуковой файл shkolnaya_pora.mp3.
- Выполните File - Import to Library..
- Выберите файл shkolnaya_pora.mp3
- Откройте библиотеку (Windows - Library).
- Выделите 1 кадр слоя Песня.
- Перетащите импортированный звук из библиотеки в первый кадр слоя Песня.
- Выделите первый кадр слоя Песня.
- В панели Properties в списке Sync выберите Start и loop: 1.
Рисунок 8
- Посмотрите ролик.
8. Библиотека Buttons.
Дадим возможность зрителю нашего ролика изменять громкость звука, останавливать и запускать его проигрывание. Для этого поместим на сцену соответствующие готовые кнопки из общей библиотеки.
- Выполните Windows - Common - Libraries - Buttons.
- Раскройте в библиотеке Buttons группу Playback и перетащите на сцену в слой Ваза (Фон) кнопки gel Right, gel Stop.
Рисунок 9
9. Задание идентификатора звуку.
Мы собираемся управлять проигрыванием песни, поэтому дадим ей имя (идентификатор).
- Выделите в библиотеке объект shkolnaya_pora.mp3
- В его контекстном меню выберите Linkage..
- В окне Linkage Properties:
- установите переключатель Export for ActionScript;
- впишите в поле Identifier имя pora.
Рисунок 10
- Закройте окно кнопкой ОК.
10. Программное управление звуком.
Прежде чем писать сценарии для кнопок, зададим начальные значения.
- В первый кадр слоя Песня запишите сценарий (в панели Actions - Frame).
a=new Sound();
a.attachSound(“pora”);
vol=100;
Здесь мы создаём экземпляр a объекта Sound (звук), привязываем к нему pora и присваиваем vol, которая будет хранить величину громкости, значение 100.
- В 50 кадр слоя Песня вставьте ключевой кадр(Insert - Keyframe) и запишите в него сценарий:
gotoAndPlay(2);
Теперь напишем сценарии кнопок:
- Для первой кнопки Play(предварительно выделите её):
on(release)
a.start();
- Для второй кнопки Stop(предварительно выделите её):
on(release)
a.stop(“pora”);
- Запустите ролик и проверьте работу кнопок.
11. Использование готового регулятора громкости.
- В общей библиотеке кнопок (Windows - Common - Libraries - Buttons) в группе Knobs&Faders найдите клип fader-gain.
- Вытащите его на сцену в первый кадр слоя Ваза (Фон).
Рисунок 11
- Дайте регулятору имя voll (выделите его в панели Properties в поле Instance Name впишите имя voll).
- В сценарий первого кадра вставьте команду:
voll.sound=new Sound();
Ролик готов (Приложение 3).
Задание для самостоятельного выполнения по темам: «Работа со слоями-масками». «Озвучивание ролика». «Сценарий flash-символа».
Создать новогодний ролик с радужной надписью, кнопкой в виде хлопушки из которой будет лететь разноцветное конфетти и музыкальным сопровождением.
Рисунок 12
Готовый ролик (Приложение 4).