ПОСЛОВИЦЫ (шорские):
Лучше пусть будет мало, да хорошо,
чем много, да плохо.Лошади узнают друг друга по ржанию.
Люди знакомятся - разговаривая.
ЗАГАДКА (шорская):
Задачи урока:Пять человек старика Орандая
Садят в седло, из ворот провожая.
Пять человек старика Орандая,
Снимут с седла, из поезди встречая.
(Надевание шапки)
Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва); способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.
Обучающие: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Ознакомить с народными традициями шорского народа.
Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.
Оборудование: образцы кукол-оберегов (тряпичных), рисунки на формате А4.
Швейные принадлежности: нитки, иголка, английские булавки.
Набор для работы: Лоскуты ткани любого цвета (ткани все х/б), ватин или поролон, светлая ткань 30x20, разноцветные кусочки ткани разного качества, тесьма, кружева, бисер, перья, кусочки меха.
Ход урока
Шорские дети чаще всего играли деревянными лошадками, лодочками с вёслами и шестами и маленькими куклами. Более многочисленны были куклы кыдак, сшитые из материи. Среди них встречались фигурки женщин, девушек, детей. Для кукол шили одеяльца и подушки.
Основу шорской куклы составляли стержень из плотно свёрнутой ткани или бумаги. Ниже лица (черты его обычно не изображали) кукла обёртывалась цветной тканью, и на неё надевалось одно или несколько платьев из материи, иногда подпоясанных ленточкой. У некоторых кукол волосы были из пучка пакли. Размеры кукол 25 – 30 (см рис. 1).
Рисунок 1. Кукла. Бумага и ткань
Подавляющее большинство фигурок из различных материалов, как мягких, так и твёрдых, делались с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.
Орекеннеры шились из мягких материалов и представляли собой крайне упрощенные изображения человека, чаще всего безрукие и безногие, лишенные шеи, ушей, иногда носа и рта.
Наиболее древние орекеннеры сделаны из кусочков шерсти или войлока, обмотанного лоскутком пестрой ткани. К верхней части пришиты глаза из легкого бисера (рис. 2).
Рисунок 2. Орекеннер. Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см
Орекеннеры не редко соединялись попарно, иногда по три и более фигурок вместе. Высота фигурок обычно не превышала 15-20 см. Более распространенная простейшая форма орекеннеров – на рис.3.
Рисунок 3.
Фигурки сшиты из мешковины, каждая пара их изображает жену и мужа. У женских фигур отмечены груди слегка приплюснутые шарики из той же ткани. Глаза – чёрный бисер.
Шорцы видели в них не бесполезных духов, а живые существа, нуждавшиеся в пище и уходе. Поэтому в случае болезни или другого несчастья их достают, затем немного камлают над этими куклами и «кормят» их приготовленной кашицей.
Тор-кижилер также олицетворяли собой родоначальниц. Внешне они отличались от орекеннеров более разработанной фигурой человека, наличием одежды и головных уборов. Среди них встречались не только сшитые из ткани и других мягких материалов, но и палкообразные деревянные фигуры ксоанического типа. Кормили их маслом и салом, иногда подносили араку. При небрежном обращении с этими предками они, по мнению шорцев, могли наслать на людей болезни.
Шорцы думали, что некоторые тор-кижелеры склонны наносить вред домашнему скоту, отравлять питьевую воду и т.д.; но если их периодически кормить, то они, наоборот, будут охранять скот своих хозяев.
На рис. 4 одна из таких фигурок. Основа её – лоскуток свёрнутой ткани тёмно-серого цвета (или двойной светлой ткани). На голове белый колпачок (или красный). К лицевой части пришиты 3 бисеринки (глаза, нос), ниже лица фигурка обшита белой тряпочкой (или затянута темно-красной тканью и красным поясом).
Рисунок 4.
В другую серию тор-кижилёров входили изображении, основу которых составляли отрезки деревянных палочек зашитые в кусочки ткани.
Одна из таких форм представлена на рис. 5. Деревянный стержень обмотан серой тканью. Глаза – узелки их чёрной нитки, рот (или нос) вышит в виде треугольника той же ниткой. На голове чёрная повязка.
Рисунок 5.
Иногда к таким фигурам пришивали короткие руки, сшитые из светлой материи, нос – из двух перекрещивающихся стежков нитки, стежками отмечен крупный рот, серьги – в виде узелков из чёрной нитки. Фигурка опоясана.
Изображения тор-кижелеров делались тщательнее, чем фигурки орекеннеров. В отличие от оррекеннеров тор-кежилёры вкладывались в берестяные коробочки, дно которых устилалось кусочками меха, им покрывались и сами фигурки. Их одевали и украшали.
Изготовление кукол.
Учащиеся выполняют любую понравившуюся куклу-оберег, по предложенному алгоритму:
- выполнить туловище из поролона или ватина;
- обтянуть туловище светлой тканью;
- оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями;
- нарядить куклу.
Задания для закрепления урока.
Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».
1 задание.
Ответьте на вопросы.
1. Как назывались куклы-обереги у шорских детей (нужное подчеркнуть): кыдак, рыбак, тор-морон, оркоры, орекеннеры, тор-кижилер, кортар.
2. Какой материал использовался для создания кукол-оберегов у шорцев:
3. Что хотели передать шорцы в куклах-оберегах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2 задание.
Практическая работа. Выполнение куклы-оберега.
I. Требование к качеству работы:
- Пригодны все ткани, но больше всего подходят хлопчатобумажные ткани.
- Все детали выкраивать по нити основе.
- Швы должны быть крепкими.
II. Последовательность выполнения работы:
- Вырезать из поролона или ватина прямоугольник по размеру выбранной куклы для туловища;
- Свернуть поролон или ватин в виде трубки (для туловища) и зашить смёточной строчкой;
- Обтянуть туловище светлой хлопчатобумажной тканью и закрепить подогнутые края косыми стежками;
- Оформить голову куклы вышивкой, бисером, мехом;
- Нарядить куклу в ткань любой расцветки, можно использовать мех, тесьму, кружево.
3 задание.
Заполните таблицу, проставив соответствующие буквы (А, Б, …) правильных ответов:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Как называются нити, идущие вдоль волокон? |
|
2 |
Что образуется по краям ткани при её изготовлении? |
|
3 |
Какие ткани получают их волокон растительного происхождения? |
|
4 |
Основное переплетение нитей основы и утка? |
|
5 |
Стороны ткани? |
|
6 |
Какие нити более толстые и пушистые? |
|
7 |
Как называется процесс получения ткани из пряжи путём её переплетения? |
|
А – кромка, Б – лицевая и изнаночная, В – основные нити, Г – уток, Д – ткачество, Е – льняные и хлопчатобумажные, Ж – полотняное.
4 задание.
Отметить правильные ответы:
1. Волокна растительного происхождения получают из:
а) крапива;
б) льна;
в) шерсти;
г) хлопка;
д) шёлка.
2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой.
3. По каким признакам можно определить направление долевой нити:
а) по цвету;
б) по вкусу;
в) по кромке.
4. Гигроскопичность это:
а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани поглощать влагу из окружающей среды;
в) способность ткани противостоять разрыву.
5 задание.
Реши кроссворд.
По вертикали:
1. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
2. Набросок модели, отражающий замысел художника.
3. Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.
4. Процесс проработки вариантов моделей изделия и выбора лучшего.
5. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.
По горизонтали:
6. Процесс разработки чертежа изделия.
7. Декоративное оформление одежды.
8. Середина ткани, сложенной пополам.
6 задание.
Отгадай ребус. Запиши ответ.
Ответы
Задание 4. 1 – б, г. 2 – б. 3 – в. 4- б.
Задание 5.
По вертикали: 1. Выкройка. 2. Эскиз. 3. Мерки. 4. Моделирование. 5. Линейка.
По горизонтали: 6. Конструирование. 7. Отделка. 8. Сгиб.
Задание 6. Играть – играй, а дело знай.