Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Учащиеся должны познакомиться с одним из видов древнегреческой культуры – театром, историей его возникновения, его особенностями, усвоить роль театра в жизни древних греков.
  2. Формирование навыков работы с рисунками, текстом учебника, развитие внимания, памяти, устной речи, умения решать проблемные задания, сравнивать, делать выводы, самостоятельно осуществлять поиск информации.
  3. Воспитание уважения к древнегреческой культуре, умения прислушиваться к своим чувствам.

Тип: урок изучения нового материала, использование элементов ролевой игры.

Оборудование: магнитофон, карта, мультмедиа проектор, компьютер.

Предварительное задание: подготовить сценки.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: (смотрим 1 слайд презентации)

Узнали ли вы здание?

Назовите элементы древнегреческой архитектуры, которые использовались при строительстве этого здания.

Назовите его древнегреческие прототипы.

Когда зародился театр?

Учитель знакомит учащихся с темой урока, целями, дает задания:

Почему театр в Древней Греции называли “школой для взрослых”? Сравните современный театр и театр в Древней Греции.

Итак, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на 2,5 тысячи лет назад и познакомимся с древнегреческим театром. Обратите внимание на тему урока. Почему греки посвятили театр именно богу Дионису? Что вы знаете об этом боге? (2 слайд презентации)

Давайте познакомимся с ним поближе. Слово корифею (выходит ученик, исполняющий эту роль).

Корифей (руководитель хора в древнегреческом театре): Театральное зрелище подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец, увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, - Дионис. Его называли также Вакхом и Бахусом. Он был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы. Воспитанный нимфами юный бог нашел и подарил людям виноградную лозу, дарящую солнечную радость. Всюду, где ни появлялся он, вырастали цветы и плоды. “Бог веселый винограда” чувствовал себя тем счастливее, чем больше людей было с ним рядом, участвуя в плясках, пении, священном и радостном безумии любви, в вечном бурном танце жизненных сил.

Учитель: Празднества в честь Диониса проходили три раза в год: Малые Дионисии, Ленеи и Великие Дионисии. В эти дни греки прославляют Диониса, поют ему дифирамбы, переодевшись в шкуры козлов и с козлиными масками на лицах. Давайте представим это зрелище.

Звучит музыка, учащиеся выходят и читают отрывки из стихотворения А.С. Пушкина “Торжество Вакха” (2 слайд презентации)

Откуда чудный шум, неистовые клики?
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики
И песни поселян?
В их круге светлая свобода
Прияла праздничный венок
Но двинулись толпы народа…
Он приближается…Вот он, вот сильный бог!
Вот он! Вот Вакх! О, час отрадный!
Державный тирс в его руках,
Венец желтеет виноградный
В чернокудрявых волосах…
За ним теснится козлоногий
И фавнов и сатиров рой,
Плющом опутаны их роги,
Бегут смятенною толпой
Вослед за быстрой колесницей,
Кто с тростниковою цевницей,
Кто с верной кружкою своей.
Там дале вижу дивный ход!
Звучат веселые тимпаны,
Младые нимфы и сильваны,
Составя шумный хоровод,
Несут недвижного Силена…
Власы раскинув по плечам,
Венчанны гроздьем, обнаженны,
Бегут вакханки по горам.
Тимпаны звонкие, кружась меж их перстами,
Гремят – и вторят их ужасным голосам.
Примчалися, летят свиваются руками,
Волшебной пляской топчут луг,
И младость пылкая толпами
Стекается вокруг.

Учитель: Из таких народных гуляний и родился театр, а из песен – трагедия (песнь козла). Вскоре в Афинах было построено специальное здание для театральных постановок. (4 слайд презентации) Из каких частей состояло здание театра? Какие особенности вы заметили? Чем здание современного театра отличается от древнегреческого? Но ведь здание театра это еще не театр. Кто нужен, чтобы состоялось представление?

Учащиеся отвечают, что необходимы актеры, режиссер, драматург. Выходят учащиеся, которые играют эти роли.

Хорег. Я – хорег. И без меня вы бы не увидели театрального зрелища. Я составляю хор, нанимаю учителя и флейтиста для аккомпанемента. Я предоставляю актерам свой дом для репетиций, кормлю их и шью им костюмы. Все это требует очень больших затрат и хлопот. Но зато велик и почет. Если меня судьи выберут лучшим, имя мое навсегда будет вписано в дидаскалии и мне поставят памятник. Кроме того, особа хорега священна. Оскорбление его приравнивается к оскорблению государства и даже самого Диониса.

Драматург. Я – драматург. Без меня не было бы театра. Я пишу трагедии. За год мне нужно написать целую тетралогию, то есть три трагедии и одну драму. К каждым Дионисиям я должен представить новые произведения, так как дважды одна и та же пьеса не может быть представлена.

1 актер. Я – актер. Сначала я был один, наедине с хором. Но я мог изменять свой облик с помощью масок и костюма.

2 актер. Потом появился я, чтобы помочь первому сделать разнообразнее и живее действие: уже мог возникнуть диалог не только с хором, но и между двумя актерами.

3 актер. Я пришел на орхестру последним, теперь наше трио должно было играть все трагедии и комедии, справляться с любым заданием драматургов.

1 актер. Вы хотели бы быть актером? Почему? А ведь это большой труд. Актер играет все четыре пьесы, находясь на сцене по 8-10 часов. Кроме того, зрители не видят твоего лица, а с помощью только одного голоса тяжело передать характер героя. Нужно учиться языку жестов.

2 актер. А знаете ли вы как тяжело ходить на котурнах? А тут еще маска мешает дышать и заслоняет поле зрения. Так можно оступиться и упасть. Вот будет потеха зрителям. И не видать тогда призового места.

3 актер. Ну, это что. Бывает и хуже: если актер не понравился, то вы, зрители, свистите, щелкаете языком, стучите сандалиями, а то и вовсе оскорбляете, бросаете в нас фигами, маслинами, даже камнями.

1 актер. Да. Я знаю случай, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, так все зрители набросились на актера. И если бы не автор, который успокоил публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля, то его поколотили бы.

2 актер. И все же труд актера велик и благороден. Он властвует над душами и сердцами зрителей. Он заставляет людей забыть свои проблемы и сопереживать герою.

3 актер. Так не будем терять времени и предоставляем на суд зрителя драмы.

Учащиеся представляют инсценировки отрывков из произведений Эсхила “Прикованный Прометей” и Аристофана “Облака”.

Эсхил “Прикованный Прометей”

Власть.

Вот мы пришли в далекий край земли,
В безлюдную пустыню диких скифов.
Твоя теперь обязанность, Гефест,
Приказ отца исполнить – к горным кручам
Вот этого злодея приковать.

Гефест.

О Власть и Сила! Воля Зевса вами
Исполнена, вам дела больше нет.
Но как решусь я бога, мне родного,
К скале, открытой бурям, приковать?

Власть.

Вяжи скорей, а то отец увидит,
Как от труда увиливаешь ты.

Гефест.

Ты видишь: вот для рук его оковы.

Власть.

Вложи в них руки, молотом могучим
Ударь сильней и пригвозди к скале.

Гефест.

Ну вот, одна рука прибита прочно.
Ты видишь нестерпимое для глаз.

Власть.

Я вижу: он наказан по заслугам!
На ребрах пояс крепче затяни.

Гефест.

Без приказаний! Знаю сам, что нужно.

Власть.

Нет, я велю. Приказываю громко:
Спустись и ноги в кольца заключи.

Гефест.

Ну что ж, готово: дело небольшое.
Пойдем: опутан он железной сетью.

Власть.

Теперь дерзай и у богов кради
Священный их огонь. Посмотрим, как
Тебя избавят люди от мучений.

Учитель: Узнали ли вы сюжет? Какой миф лег в основу этой трагедии? Что такое трагедия? Почему это произведение мы отнесем к жанру трагедии? Автор этого произведения - Эсхил.

Заслушиваем сообщение учащегося об Эсхиле. (8 слайд презентации)

Учитель: Помимо трагедии в древнегреческом театре существовал еще один жанр – комедии. Что такое комедия? Давайте познакомимся с отрывком из комедии Аристофана “Облака”, но сначала узнаем об этом авторе. (9 слайд презентации)

Заслушиваем сообщение учащегося об Аристофане, а затем учащиеся представляют сценку из комедии.

Сократ.

Клянусь Хаосом, Испареньем, Воздухом,
Глупца такого я еще не видывал,
Такого простофилю безголового:
Зубря несчастных рассуждений несколько,
Все позабыл он, не успевши вызубрить.
Сейчас сюда его из дома вызову.
Эй, Стрепсиад, иди и выноси постель!

Стрепсиад. Ой, не могу! Клопы не отпускают. Ой!

Сократ. Неси скорей и будь прилежен.

Стрепсиад. Вот принес.

Сократ.

С чего же мы приступим к изученью
Тех тайн, которых раньше ты совсем не знал?
С размеров, с диалогов иль с ладов,- скажи?

Стрепсиад.

По мне начнем с размеров. Вот недавно лишь
Надул меня торговец на две меры ржи.

Сократ.

Не в этом дело, отвечай, какой размер,
Трехмерный иль четырехмерный, любишь ты.

Стрепсиад. Я – четверик. Четыре меры полные.

Сократ. Болтаешь вздор.

Стрепсиад.

Побиться об заклад готов.
В четверике четыре меры. Кончено!

Сократ.

Вот наказанье! Груб ты и невежествен!
Ладами мы займемся, их усвой сперва!

Стрепсиад. А как же я ладами заработаю?

Сократ.

Научишься изяществу в общении.
Лады сумеешь различать: военный лад,
И плясовой, и конный, и на пальчиках.

Стрепсиад. Вот – пальчики. Этот лад давно я выучил.

Сократ. Мужик, невежда!

Стрепсиад.

Бросим это, миленький!
Таким вещам учиться не хочу!
Скорее кривде, кривде научи меня!

Сократ.

Сперва другому научиться должен ты.
Кто из животных мужеского пола? А?

Стрепсиад.

Кто мужеского? Знаю, не сошел с ума.
Козел, кобель, жеребчик, хряк, баран, ну, дрозд.

Сократ.

Вот видишь, вздор несешь ты. Ведь и самочку,
Как и самца, дроздом ты называть привык.

Стрепсиад. А как же нужно?

Сократ.

Как? Да уж по-разному.
Дроздыня – самка, а самец – дрозделезень.

Стрепсиад.

Дроздыня? Превосходно. Испареньями
Клянусь, за это лишь одно ученье
Тебе мукой наполню я корзину.

Сократ.

Стой! Ты говоришь “корзина” рода женского.
Не крепче ль по-мужски сказать: “корзан”?

Стрепсиад. Корзан? Но почему ж корзан?

Сократ. Ну, как дроздан. А то как Клеоним.

Стрепсиад Как Клеоним? При чем это?

Сократ. Дроздан, корзан и Клеоним – все родственно.

Стрепсиад.

Ну нет, корзины мало для Клеонима.
В корыте, в бочке месит он жратву себе.
Но как же говорить теперь мне?

Сократ. Сказано. Корзан – дроздан. Корзина и дроздыня. Вот!

Стрепсиад. Горе мне! Несчастный я!

Учитель: Что высмеивал Аристофан? Почему театр в Древней Греции называли “школой для взрослых”? Сравните современный театр и театр в Древней Греции: в чем они похожи, в чем отличаются?

Три дня подряд афинские зрители проводили в своем театре. Каждый день они видели по пять пьес. А вечером последнего дня судьи оглашали свое решение: объявляли лучшего драматурга, лучшего хорега, лучшего актера. Поделитесь своими впечатлениями о древнегреческом театре. Что вам понравилось, а что нет? Какие чувства у вас вызвал этот урок?

Домашнее задание: параграф 39, ответить на вопросы 1-6 после параграфа.

Список использованной литературы:

  1. Античная литература. Греция. Ч.1,2. – М., 1989.
  2. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
  3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб, 1995.
  4. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. – Л.. 1959.
  5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

Приложение