Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации посредством самостоятельной работы.
Цели:
1) Образовательная:
- Создание условий для освоения каждым учеником стандарта образования.
- Формирование знаний и умений при доказательстве теоремы и решении простейших задач по теме.
2) Развивающая:
- Способствовать развитию элементов творческой, самостоятельной деятельности учащихся.
- Развивать речь, умение мыслить, анализировать, обобщать, высказывать свои мысли чётко, лаконично.
3) Воспитательная:
- Воспитание уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристического.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point (приложение 1), опорная схема (приложение 2), тест-достижений (приложение 3), контрольный лист (приложение 4).
План урока
Блоки |
Этапы урока |
Время |
1 |
- организационный момент |
8 мин. |
2 |
Основная часть: - мотивация |
22 мин. |
3 |
Подведение итогов урока: - выполнение Теста-усвоения |
8 мин. |
4 |
Домашнее задание и рекомендации по его выполнению |
2 мин. |
Ход урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к работе на уроке, их рабочее место. Приветствуя учеников, создаёт ситуацию успеха. Формулирует тему урока. |
Подготавливают рабочее место для урока. Записывают число и тему урока в тетрадях. |
2. Целеполагание, актуализация знаний | Просит учащихся самостоятельно сформулировать цели урока и задачи, после ответов корректирует и дополняет. | Самостоятельно определяют цели урока и задачи, записывают их себе в тетрадь. Например: цель 1: Узнать, чему равна сумма углов треугольника. |
Предлагает рассмотреть каждое слово, входящее в тему урока. - С какой фигурой сегодня будем работать на уроке? Показывает слайд №2: «Виды треугольников». - Какую фигуру называют углом? |
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя. | |
3. Мотивация |
Проверяет домашнюю работу, заданную по группам: 1 группа – построить треугольник, измерить его углы и найти их сумму. Учитель показывает два наглядных пособия: Первое – иллюстрация домашнего задания 2 группы. Второе – иллюстрация чертежа к доказательству теоремы. |
По группам рассказывают и показывают, что у них получилось. Анализируют, выдвигают гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180o и предлагают этот факт доказать, у предыдущей цели ставят «+» и пишут в тетрадь цель 2, например: Доказать, что сумма углов треугольника равна 180o. |
4. Первичное усвоение нового материала | Углы треугольника образуют в сумме развёрнутый угол. Записывает на доске формулировку теоремы, дано, что доказать, выполняет чертёж. При этом задаёт вопросы учащимся: - Что дано в теореме? |
Вместе с учителем записывают всё в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, выполняют чертёж.
|
Предлагает в парной или индивидуальной работе доказать теорему и выполнить запись доказательства в тетради самостоятельно или используя опорную схему (прилагается). | Используя опорную схему, доказывают теорему, записывают доказательство в тетрадь. | |
Просит договориться в паре одного из учеников прочитать запись доказательства по тетради, второго проверить доказательство по своей тетради и уточнить с помощью вопросов то, что неубедительно. | Ученики слушают, проверяют, исправляют. У предыдущей цели ставят «+» и пишут Отвечают на вопросы, поясняя, обосновывают свои ответы. |
|
5. Осознание, осмысление | 1. Предлагает учащимся устное задание (показывает слайд №3, приложение 1). Существуют ли треугольники с такими углами? Почему? а) 30o, 60o, 90o 2. Предлагает учащимся поработать в парах, а именно: - поменяться тетрадями с соседом; |
Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы. |
3. Задаёт учащимся вопросы, на которые они должны ответить «да», «нет» и «почему»? Могут ли в треугольнике быть такие углы? Почему? а) два угла по 90o? Показывает слайд №4: «Наглядное обоснование» (презентация, приложение 1). г) какие углы могут быть в треугольнике? |
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, доказывают свою точку зрения. |
|
6. Первичное закрепление и применение |
4. Предлагает учащимся самостоятельно в тетради, а трём ученикам по желанию у доски, построить 3 треугольника: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный. | Строят треугольники самостоятельно в тетради, сверяются с доской. |
1) Предлагает вернуться к устному заданию и у существующих треугольников назвать их виды, показывает слайд №6 (презентация, приложение 1). 2) Предлагает типовое задание по применению нового материала, показывает слайд №7 (презентация, приложение 1). Найдите третий угол треугольника и определите его вид: а) 27o и 60o? |
Отвечают на вопросы учителя. | |
7. Итог, рефлексия | Учащимся предлагается проверить, как они усвоили материал на уроке с помощью «Теста-достижения» и оценить сегодняшний урок и свою работу на этом уроке. Подводят все вместе итог урока, отвечая на вопросы: - Всех ли целей урока достигли? |
Выполняют тест-достижения. Проводят само или взаимопроверку. Оценивают урок и свою работу на нём. У последней цели ставят «+» и формулируют цели на следующий урок. |
8. Домашнее задание | Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание (слайд № 7): 1) обязательно: - Пункты: 30, 31 (читать). 2) желательно: - Найти доказательство теоремы другими способами и сравнить какой проще. |
Записывают в тетрадь домашнее задание. |
Благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки (слайд № 8), прощается с классом. |
Прощаются с учителем. |