Урок по информатике "Работа с текстом"

Разделы: Информатика


Цели:

  • отработка основных навыков работы с текстом: создание и форматирование текста;
  • освоение навыков работы с фрагментами текста;
  • воспитание сосредоточенности и внимания;
  • развивитие логического мышления.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран,компьютерная презентация (Приложение)

I. Актуализация знаний.

  • Какие программные средства используются для работы с текстом?
  • Перечислите основные области текстового редактора?
  • Какие действия выполняют кнопки панели «Стандартная»?
  • Какие действия выполняют кнопки панели «Форматирования»?
  • Какие данные отражаются в строке состояния?

II. Основные приёмы работы с текстом.

1. Для удобства ввода и форматирования текста можно воспользоваться инструментом Непечатаемые символы (на панели инструментов кнопка вида ¶):

¶ - символ конца абзаца (после нажатия клавиши Enter);

→ - символ табуляции (Tab);

.  - символ пробела;

   - символ неразрывного пробела.

2. Не использовать для разрыва предложения ручное прерывание (нажатие клавиши Enter), воспользоваться возможностями текстового редактора автоматического переноса текста на следующую строку.

3. В сложных словах ставится дефис, а в предложениях в качестве замены глагола связки используется длинное тире.

4. Знаки препинания пишутся слитно со словом, за которым следуют.

5. Пробел вставляется после знаков препинания.

6. Заголовки оформлять заглавными буквами, позиционировать по центру, не разрывать с помощью клавиши Enter, только с использованием клавиши

Shift + Enter

7. После создания текстового документа осуществляют проверку на правописание: Сервис/Правописание.

8. Для выделения объекта пользоваться следующими приёмами:

Элемент текста

Способ выделения

слово

Установить мышь на слово и щелкнуть левой кнопкой 2 раза

строка

Указать мышью на полосу выделения напротив строки и щелкнуть, при перемещении мыши по тексту с фиксированной левой кнопкой можно выделить смежные стороны.

предложение

Установить мышь на любую позицию, нажать клавишу Ctrl  и щелкнуть.

абзац

Указать мышью на полосу выделения и щелкнуть 2 раза.

рисунок

Щелкнуть мышью по рисунку.

таблица

Выполнить команду Таблица/Выделить/Таблица

III.  Лабораторная работа «Создание текстового документа».

Задание: создать текстовой документ по образцу с заданными параметрами.

Директору ХСШ
Аникеенко З.А.
ученика 11 класса
Петрова Ильи

Заявление.

Я, Петров Илья, не посещал уроки продолжительное время из-за плохого самочувствия. Прошу предоставить мне возможность для сдачи зачетов по всем темам учебных программ.

И. Петров.


1 шаг. Запуск текстового процессора MS WORD

Выполнить последовательность команд: Пуск/Программы/Microsoft Word.

2 шаг. Задать параметры страницы.

  • Открыть диалоговое окно – Файл/Параметры страницы.
  • На вкладке Размер бумаги выбрать в раскрывающемся списке формат А4.
  • Задать ориентацию бумаги – Книжная.
  • На вкладке Поля задать размеры полей: левое – 2,5 см; правое – 2см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.
  • Закрыть окно.

3 шаг. Задать режим отображения документа.

  • Выбрать команду Вид/Разметка.
  • Выбрать масштаб отображения документа (75%).

4 шаг. Набрать текст без форматирования

5 шаг. Форматирование документа.

1. Выделить первые три строчки

7. Формат/Абзац/Межстрочный/Полуторный.

2. Перевести указатель отступа первой строки на значение 9.

8. Произвести позиционирование «По ширине»

3. Установить курсор на слово «заявление»

9. На горизонтальной линейке указатель отступа первой строки перевести на значение 1.

4. Произвести позиционирование «по центру»

10. Установить курсор между двумя значениями последней строки.

5. Задать начертание «Ж»

11. Задать команду Формат/Абзац/Табуляция.

6. Выделить следующие три строчки.

12. В появившемся окне задать выравнивание по центру и установить счетчик на значении 11.


6 шаг. Сохранение документа.

  • Задать команду Файл/Сохранить как…
  • Ввести имя файла.
  • Нажать Ок.

IV. Выполнение лабораторной работы (Вариант №2);

Контроль знаний (Вариант №1).

Тест №1.

Вариант №1.

Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная;  б) римская;  в) двоичная;  г) восьмеричная.

В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная;  б) римская;  в) шестнадцатеричная.

Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню;  б) строка заголовка;  в) адресная строка;  г) строка состояния

Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «или» называется…

а) конъюнкцией;  б) дизъюнкцией;  в) импликацией.

В какой системе счисления «12» записывается как «С»?

а) двоичной;   б) восьмеричной;  в) шестнадцатеричной.

Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100;  б) 101;  в) 10;  г) 02.

В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной;   б) десятичной; в) двоичной;  г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?


Вариант №1. (ответы)

1. Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная;  б) римская;  в) двоичная;  г) восьмеричная.

2. В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная;  б) римская;  в) шестнадцатеричная.

3. Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню;  б) строка заголовка;  в) адресная строка;  г)строка состояния

4. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «или» называется…

а) конъюнкцией;  б) дизъюнкцией;  в) импликацией.

5. В какой системе счисления «12» записывается как «С»?

а) двоичной;   б) восьмеричной;  в) шестнадцатеричной.

6. Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100;  б) 101;  в) 10;  г) 02.

7. В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной;   б) десятичной; в) двоичной;  г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?

логика


Выполнение лабораторной работы (Вариант №1);

Контроль знаний (Вариант №2).

Установите соответствие:

1. Отмена действий

а) Файл /закрыть/нет

2. Открытие документа

б) вид/масштаб

3. Закрытие не сохраненного документа

в) файл/открыть

4. Изменение масштаба

г) правка /отменить

5. Изменение параметров шрифтов в текстовом фрагменте

д) таблица/ число столбцов и строк

6. Создание таблицы

е) Выделить нужный фрагмент и выбрать нужные параметры

7. Форматирование страницы

ж) файл/параметры страницы/размер бумаги

8. Изменение стиля текущего абзаца

з) схема расположения документа на листе

9. Печать документа

и) файл/печать

10. Имя файла

к) формат/стиль

11. Блок

л) задание левой и правой границ

12. Формат

м) часть текста, рассматриваемая как неделимая страница

13. Выравнивание

н) объединение данных из двух файлов в один документ

14. Слияние

о) заголовок  документа


Ответы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

г

в

а

б

е

д

ж

к

и

о

м

з

л

н


VI. Рефлексия

  • В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность;
  • Рассуждать и убеждать – этому можно и нужно научиться;
  • Творчество – специфическая форма решения проблем, и каждый человек от рождения обладает талантом в этой области. Творчество и знание – залог успеха в жизни.

VII. Задание на дом.  повторить правила работы с текстом.

Данный урок позволяет проверить и закрепить знания учащихся по темам « Системы счисления», «Текстовой редактор Word  и правила работы с ним».