Цели:
познакомить учащихся с содержанием заключения брачного договора;
раскрыть содержание имущественных отношений супругов;
развивать память, логическое мышление, диалоговую речь;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
углубить понимание собственных ожиданий от брака.
Оборудование: рабочий лист, бланки брачного договора, плакаты “Волшебный квадрат”, “Свадебный чайнворд”, слайды для мультипроектора, семейный кодекс, цветные карточки.
Эпиграф: “Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характера друг друга”.
О. Бальзак
Ход занятия:
I. Организационный момент
- сообщение темы и цели занятия, чтение эпиграфа (слайд № 1);
- психологический настрой (притча “Умирающий отец”, игра “Поменяйся местами”) (Приложение 4).
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Вводное слово педагога.
В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Сейчас вы составите перечень личностных качеств, которые необходимы человеку для создания хорошего психологического климата в семье.
Упражнение “Ладошки”
Каждый участник получает “ладошку” из цветной бумаги. Педагог просит взять ручку и на самой ладошке написать те качества, которые необходимы для создания хорошего психологического климата в семье. А на пальцах - те качества, которые затрудняют семейные отношения. Ладони приклеивается на лист ватмана, на котором нарисовано солнышко.
(Выполняется задание №1 из рабочего листа, Приложение 7)
Обсуждение результата работы.
Учащиеся дают определение “Психологический климат семьи”
Далее внимание учащихся обращается на диаграмму результатов раннее проведенного тестирования по определению типа темперамента (слайд № 2).
Ученики называют характерные черты каждого из типов темперамента: (холерик – активный, лидирующий, оптимистический, импульсивный, агрессивный, поддающийся настроениям, раздражительный; сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный; флегматик – пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, направленный, надежный, размеренный, спокойный; меланхолик – сдержанный, необщительный, пессимистический, впечатлительный, неподатливый, тревожный, обидчивый).
- Вы знаете, что не существует “хороших” и “плохих” темпераментов, но при общении между людьми необходимо учитывать индивидуальные особенности другой личности. Чего не хватает для конструктивного общения каждому из типов? (холерику - выдержанности, терпимости; сангвинику - серьезности; флегматику - активности; меланхолику – решительности).
Предлагается учащимся послушать историческую справку о том, что привлекало женщин в мужчинах в разные исторические эпохи (слайд № 3).
- Древний мир – сила, мужчина должен был убить мамонта, принести мясо в пещеру.
- Средние века – отваге, женщина отдавала свое сердце победителю рыцарского турнира.
- Новое время – галантность, этикет и внешний вид больше всего привлекали внимание женщины.
- Что требуют современные девушки в доказательство любви от мужчины? (деньги).
Учащиеся характеризуют современные особенности мужчин и женщин.
Рефлексия:
- Возьмите в руки карточки и ответьте на вопрос: Может ли человек жить без любви? (да – красная, нет – синяя).
Ответы обобщаются.
III. План изучения основных положений занятия.
1. Понятие семьи и брака.
2. Условия заключения брака.
3. Имущественные права супругов.
4. Правовые основы брачного договора.
IV. Изложение материала.
1. Основной причиной вступления в брак является любовь. Однако каждодневная будничная жизнь в семье проверяет любовь на прочность. Любовь – чувство хрупкое, чтобы оно сохранялось и развивалось, о нем надо заботиться. Трепетные, нежные чувства периода ухаживания расцветают в браке лишь в том случае, если супружеская пара понимает необходимость повседневной заботы о любви. Семьей является основанная на браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Брак – это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям (слайд № 4). Слово “брак” произошло от древнерусского “брачити” (отбирать, выбирать, хорошее, отклонять плохое).
Рефлексия:
- Возьмите карточки и ответьте на вопрос: Можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак? (да – красная, нет – синяя).
Ответы учащихся обобщаются.
В случае, когда люди “сошлись” и родился ребенок, семья состоялась. Она реально существует и основана на кровном родстве. Но брак заключен не был. То есть не состоялось юридическое оформление семейного союза. Значит, не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.
Двое учащихся вызываются к доске для выполнения заданий на плакатах “Волшебный квадрат” (Приложение 6), “Свадебный чайнворд” (Приложение 5). Остальные обсуждают ситуации из реальной семейной жизни, подготовленные ими дома (юридические последствия) (Приложение 2).
Проверяется работа учащихся у доски.
(Выполняется задание №2 рабочего листа “Приведи в соответствие”) (слайд № 5).
2. В нашей стране брак заключается в органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСа (ст. 10 Семейного кодекса РФ) (слайд № 6).
Работа со слайдами: - Порядок заключения брака (ст.11) (слайд № 7)
- Условия заключения брака (ст.12)
- Брачный возраст (ст.13) (слайд № 8)
- Обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14) (слайд № 9).
Проверка усвоения документов проводится в виде игры “Кубик вопросов”.
- Каков порядок заключения брака?
- Является ли религиозный брачный обряд юридической формой?
- Что является условиями заключения брака?
- В каких случаях закон не допускает заключения брака?
- С какого возраста закон разрешает вступать в брак?
- Почему законом запрещены браки между близкими родственниками?
3. Знакомство с вопросом начинается с выполнения проблемного задания. Внимание учащихся обращается на задание №3 из рабочего листа.
Установка на выполнение: представьте, что основным добытчиком в семье были не Вы, а ваш муж или жена. У Вас высшее образование, детей в семье нет. Через десять лет совместной жизни Вам приходится разводиться. Представьте, что право раздела имущества предоставлено Вам.
Выполнение учащимися задания.
Подведение итогов: подсчитайте баллы в каждой колонке.
Если вы оставили себе все, то Ваша вторая половина правильно делает, что разводится с вами.
Если вы поделили все поровну, то считайте, что вы лишились большего, чем приобрели.
Если вы оставили себе меньшую часть, то ваш развод недоразумение.
- Как только брак зарегистрирован, возникают права и обязанности супругов. В 3-м разделе Семейного кодекса говорится об имущественных правах супругов. Если семейная жизнь проходит спокойно и счастливо, то вопросы, связанные с имуществом, решаются без разногласий. Тогда нет нужды в разграничении имущества на “твое-мое”, нет необходимости определять принадлежность вещей. Но все бывает иначе, когда семья распадается или уже распалась. Тогда требуется четкое правовое регулирование имущественных отношений. Семейный кодекс делит имущество супругов на две категории:
а) собственность каждого из супругов;
б) совместная собственность обоих супругов.
Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим.
Работа со слайдами:
- Совместная собственность супругов (ст.34) (слайд № 10).
- Собственность каждого из супругов (ст.36) (слайд № 11).
Учащиеся показывают сценку “Брак по любви?”
Автор: Он – крупный бизнесмен, владеет огромными средствами. Она красивая, но бедная девушка. Их отношения оказались серьезными и привели на порог ЗАГСа.
Он: Здравствуйте, мы решили соединить свои любовные узы.
Регистратор: мы рады видеть Вас!
Нотариус: (перебивая регистраторшу) А не желаете заключить брачный договор?
Она: Да, это сегодня модно. Да, милый?
Нотариус: Замечательно! Заполните документы. Кому после развода достанется дом?
Она: Конечно, пополам.
Он: Как пополам, это же мой дом?
Нотариус: Кому достанется машина?
Она: Мне.
Он: Как тебе? Машина моя.
Она: Мы так любим друг друга.
Нотариус: Вы будете оба работать?
Она: Нет, любимый будет работать.
Он: А что же будешь делать ты?
Она: Я! Ходить в косметический салон, на массаж, в спортзал…
Он: Знаешь, я пожалуй подумаю, заключать ли с тобою брак. (Уходит)
Она: Почему?
Регистраторша: (потирая ладони и довольно улыбаясь) Вот вам и любовь!
4. Специальная глава Семейного кодекса предусматривает возможность заключения брачного договора.
Работа со слайдами:
- брачный договор (ст.40) (слайд № 12)
- заключение брачного договора (ст.41) (сл.№13)
- содержание брачного договора (ст.42) (сл.№14)
Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения (ст.40).
Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Он, действительно, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст.41).
Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступит в силу только со дня регистрации заключения брака.
Люди создают семью, руководствуясь очень многими причинами. Главное – любовь. Именно она подталкивает к ЗАГСу. Ведь самое прекрасное состояние души хочется продлить до конца своих дней.
Тренинг “Брачный договор”
Установка: разбейтесь на группы. Придумайте интересный для Вашей группы вариант супружеской пары. Составьте соответствующий Вашему варианту идеальный брачный договор между будущими супругами. Пусть он будет коротким и затрагивает только вопросы имущества.
Заполнение брачного договора в рабочем листе.
Проводится групповая дискуссия.
Рефлексия:
- Возьмите в руки карточки и ответьте на вопрос: Кто хотел бы в будущем заключить брачный договор? (да – красная, нет – синяя).
Ответы обобщаются.
V. Закрепление изученного.
Решения задания № 4 рабочего листа.
Заключение брака - это юридический акт, который согласно Семейному кодексу заключается при удовлетворении определенных условий: 1) добровольность, 2) возраст, а также условия препятствующие заключению брака: 1) между родственниками, 2) двубрачие, 3) душевнобольные. Для защиты имущественных прав и интересов супругов можно заключить брачный договор, который в дальнейшем поможет семье избежать конфликта.
Работа со слайдами: Правильный текст (слайд № 15).
Психологическое завершение с целью дать положительную установку на развитие межличностных отношений.
Учащимся дарятся звоночки с пожеланием:
“Иногда мы с вами испытываем чувство одиночества, нам не хватает общения, и пусть эти колокольчики помогут вам дозвониться до сердца близкого человека” (слайд № 16).