Этапы урока |
Виды деятельности |
Компетенции |
Проверка домашнего задания |
Тестовое задание по пройденной теме «Этнический состав народов России»
1. В России проживают представители более… национальностей:
а/ 85
б/ 160
в/ 143
г/ 116
2. Назовите народы с наибольшей численностью населения.
3. К народам Северного Кавказа относятся:
а/ башкиры и даргинцы
б/ карачаевцы и нанайцы
в/ кумыки и карелы
г/ черкесы и балкарцы
4. Самая многочисленная языковая семья России…
Алтайская, индоевропейская, северокавказская, уральская.
5. Установите соотношение народов:
а/ адыгейцы, черкесы, кабардинцы, чеченцы
б/ алеуты, кеты, эскимосы, нивхи.
в/ башкиры, татары, якуты, хакасы
г/ карелы, мордва, удмурты ненцы
Языковая семья
1. Алтайская
2. Северокавказская
3. Уральская
4. Экимосско-алеутская |
Учебно-познавательная компетенция
Активизировать умственную деятельность учеников.
Развивать внимание и память. |
Объяснение нового материала |
1. Диалог: Какие религии традиционно исповедуются народами России?
Учитель: Ребята мы уже выяснили, что вы в классе относитесь к разным национальностям, разным языковым семьям и группам, а чем вы ещё отличаетесь? |
Формировать учебно-познавательную компетентность |
Учитель: На протяжении всего урока мы будем придерживаться высказывания: «Религий много, бог един», а в конце урока сделаем вывод.
Учитель: А какие религии исповедуете вы?
А какие вы знаете религии?
А какие из них являются мировыми?
а/ христианство
б/ ислам
в/ буддизм
/православие, католицизм, протестантство/
/а/ мусульманство/
А какая религия самая древняя?
Ответ: |
Формирование самообразовательной и социальной компетентности.
Иметь представление о системах социальных норм. |
2. Зачитывается текст на стр. 278.
Учитель: А как распределилось население по количеству верующих?
/90%-православные/
А кроме мировых, какие ещё вы знаете религии?
Национальные:
Иудаизм /евреи/, армяно-григорианская /армяне/, лютеранская /немцы/, баптистская.
Традиционные верования: народы Севера
Религиозные нетрадиционные культы:
«Свидетели Иеговы», «Церковь Последнего Завета», «Белое Братство» и т.д.
Учитель: А теперь рассмотрим карту «Религии народов России» стр. 279 рис. 231 и выясним, к каким религиям относятся народы России. |
Формирование коммуникативной компетенции. Развивать индивидуальные способности |
3. Работа с картой: Рассматривают карту «Религии народов России» |
|
4. Заполнение таблицы: «Религии народов России»
Игра «Почта»
Учитель называет народ, ученики заполняют таблицу.
Евреи, калмыки, чеченцы, татары, русские, тувинцы, чукчи, эскимосы, белорусы, башкиры, осетины, чуваши, дагестанцы, буряты, ненцы.
Комментирование таблицы. |
Формирование учебно-познавательной, социокультурной,
коммуникативной компетенции.
Иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многоконфессиональном обществе. |
5. Этапы формирования религий в России.
а/. Заслушиваются сообщения учащихся:
б/.Заслушивается рассказ о Коране
/музыкальное сопровождение/ |
Формирование информационной компетентностью, умению работать с различными источниками информации, самостоятельно извлекать информацию. |
6. Культовые сооружения в России.
Учитель: А как называются культовые сооружения у разных религий?
Собор, церковь, лавра, монастырь-православие.
Мечеть-ислам.
Дацан, хурул, хуре /храмы-пагоды/ - буддизм.
Рассмотреть рисунки в учебнике:
Зачитать, прокомментировать.
Учитель: А какие вы знаете обряды, ритуалы, запреты, требования в разных религиях?
Ответы:
Комментирование учителя: |
Формирование коммуникативной и познавательной компетенцией. Развивать индивидуальные способности |
7. Как география религий влияет на внешнюю политику?
Комментирование учителя. |
|
Закрепление умений и навыков |
1. Учитель: Ребята мы с вами рассмотрели тему «Религии народов России», а как вы прокомментируете высказывание:
«Религий много, бог един»
Ответы учащихся:
2. Вопросы:
а/. Назовите главные религии страны.
б/. В каких регионах России проживают приверженцы буддизма и ислама?
в/. Выделите на карте России территории, где соприкасаются районы распространения разных религий.
3. Статистические данные: |
Формирование социокультурной, коммуникативной компетенцией.
Владеть разными видами речевой деятельности, корректно вести учебный диалог, основанный на знании традиций различных национальностей. |
Домашнее задание |
Стр. 278-283.
Сообщение: /по желанию/ «Нетрадиционные религиозные культы» |
Формирование информационной компетенции.
Уметь самостоятельно искать необходимую информацию. |