Религии народов России, 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


ЦЕЛЬ УРОКА: 

  • Сформировать представление о религиях народов России.
  • Сравнить религиозно-культурные традиции народов.
  • Показать  влияние религий на формирование.
  • Российского государства.
  • Продолжить формирование умений работы с картой.
  • Прививать у учащихся уважительное отношение к людям, исповедующим  разные религии.

ОБОРДОВАНИЕ: 

  • Политико-административная карта России.
  • Таблицы «Ритуалы мировых религий».
  • Плакат «РЕЛИГИЙ  МНОГО – БОГ  ЕДИН».
  • Сообщения  о мировых религиях.
  • Магнитофон /музыкальное сопровождение/.
  • Тесты.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Виды деятельности

Компетенции

Проверка домашнего задания

Тестовое задание по пройденной теме «Этнический состав народов России»
1. В России проживают представители более… национальностей:
а/ 85
б/ 160
в/ 143
г/ 116
2. Назовите  народы с наибольшей численностью населения.
3. К народам Северного Кавказа относятся:
а/  башкиры и даргинцы
б/  карачаевцы и нанайцы
в/  кумыки и карелы
г/  черкесы и балкарцы
4. Самая многочисленная языковая семья России…
Алтайская, индоевропейская, северокавказская, уральская.
5. Установите соотношение народов:
а/ адыгейцы, черкесы, кабардинцы, чеченцы
б/ алеуты,  кеты, эскимосы, нивхи.
в/ башкиры, татары, якуты, хакасы
г/ карелы, мордва, удмурты ненцы
Языковая семья
1. Алтайская
2. Северокавказская
3. Уральская
4. Экимосско-алеутская

Учебно-познавательная компетенция
Активизировать умственную деятельность учеников.
Развивать внимание и память.

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

1. Диалог: Какие религии традиционно исповедуются  народами России?
Учитель: Ребята мы уже выяснили, что вы в классе относитесь к разным национальностям, разным языковым семьям и группам, а чем вы ещё отличаетесь?

Формировать учебно-познавательную компетентность

Учитель:  На протяжении всего урока мы будем придерживаться высказывания: «Религий много, бог един», а в конце урока сделаем вывод.
Учитель: А какие религии исповедуете вы?
А какие вы знаете религии?
А какие из них являются мировыми?
а/ христианство
б/ ислам
в/ буддизм
/православие, католицизм, протестантство/
/а/ мусульманство/
А какая религия самая   древняя?
Ответ:

Формирование самообразовательной и социальной компетентности.
Иметь представление о системах социальных норм.

2. Зачитывается текст на стр. 278.
Учитель:  А как распределилось население по количеству верующих?
/90%-православные/
А кроме мировых, какие  ещё вы знаете религии? 
Национальные:
Иудаизм /евреи/,  армяно-григорианская /армяне/, лютеранская /немцы/, баптистская.
Традиционные верования: народы Севера
Религиозные нетрадиционные культы:
«Свидетели Иеговы», «Церковь Последнего Завета», «Белое Братство» и т.д.
Учитель: А теперь рассмотрим карту «Религии народов России»  стр. 279 рис. 231  и выясним, к каким религиям относятся народы России.

Формирование коммуникативной компетенции. Развивать индивидуальные способности

3. Работа с картой: Рассматривают карту «Религии народов России»

 

4. Заполнение таблицы: «Религии народов России» 
Игра  «Почта»
Учитель называет  народ, ученики заполняют таблицу.
Евреи,  калмыки,  чеченцы,  татары, русские, тувинцы,  чукчи, эскимосы, белорусы, башкиры, осетины, чуваши, дагестанцы, буряты, ненцы.

Комментирование таблицы.

Формирование учебно-познавательной, социокультурной,
коммуникативной компетенции.
Иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многоконфессиональном обществе.

5. Этапы формирования религий в России.
а/.  Заслушиваются сообщения учащихся:
б/.Заслушивается  рассказ о Коране
/музыкальное сопровождение/

Формирование информационной компетентностью, умению работать с различными источниками информации, самостоятельно извлекать информацию.

6. Культовые сооружения в России.
Учитель: А как называются культовые сооружения у разных религий?
Собор, церковь, лавра, монастырь-православие.
Мечеть-ислам.
Дацан, хурул, хуре /храмы-пагоды/ - буддизм.
Рассмотреть рисунки в учебнике:
Зачитать, прокомментировать.
Учитель: А какие вы знаете обряды, ритуалы, запреты, требования в разных религиях?
Ответы:
Комментирование учителя:

Формирование коммуникативной и познавательной компетенцией. Развивать индивидуальные способности

7. Как география религий влияет на внешнюю политику?
Комментирование учителя.

 

Закрепление умений и навыков

1. Учитель: Ребята мы с вами рассмотрели тему «Религии народов России», а как вы прокомментируете высказывание:
«Религий много, бог един»
Ответы учащихся:
2. Вопросы:
а/. Назовите главные религии страны.
б/. В каких регионах России проживают приверженцы буддизма и ислама?
в/. Выделите  на карте России территории, где соприкасаются районы распространения разных религий.
3. Статистические данные:

Формирование социокультурной, коммуникативной компетенцией.
Владеть разными видами речевой деятельности, корректно вести учебный диалог, основанный на знании традиций различных национальностей.

Домашнее задание

Стр. 278-283.
Сообщение: /по желанию/ «Нетрадиционные религиозные культы»

Формирование информационной компетенции.
Уметь самостоятельно искать необходимую информацию.