Программное содержание:
Предварительная работа:
Материалы:
Фотографии мам в разном возрасте, репродукции с изображением женщин разного возраста; национальный костюм (русский, молдавский, украинский);
Художественные материалы (пастель, акварель, акварельные карандаши);
Аудиозаписи народных национальных мелодий (молдавской, русской, украинской); “Вечерняя серенада” Шуберта; “Звезды в твоих очах” П. Мориа; “Приднестровская земля” В. Гурского.
Ход занятия
Дети входят под музыку в студию, где развешаны репродукции женских портретов разного возраста в разных одеждах. Пока дети рассматривают репродукции, педагог читает четверостишье:
И в десять, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует.
Педагог: Дети, что за репродукции к картинам вы рассматриваете? (Портреты.) Чьи это портреты? (Девочек, женщин, бабушек).
Педагог переключает внимание детей на фотографии, которые дети принесли из дома.
- Ребята, а фотографию, на которой изображен человек, можно назвать портретом? (Конечно.)
- Расскажите, пожалуйста, кто изображен на ваших фотографиях (это моя мама маленькая, это в садике, это в школе, в институте, это сейчас).
Педагог: Какие красивые лица у ваших мам. Добрые, лучистые глаза, мягкая улыбка. Они одеты в красивые одежды.
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья.
Звучат звуки молдавской хоры. Выходит воспитатель в молдавском национальном костюме и читает четверостишье:
Люблю тебя, молдавский край,
Твой щедрый хлеб, твой виноград!
Я песню добрую твою
Своим друзьям всегда пою.
Проходит по студии и останавливается, а педагог обращает внимание детей на вышитую блузку, жилет, юбку.
Под звуки русского хоровода выходит воспитатель в русском костюме и читает стихи:
Своих друзей могу понять я –
Всех, кто отсюда вдалеке,
Ведь разговор народы-братья
Ведут на русском языке.
Педагог: В старину русские женщины носили расшитые сарафаны, а на голове кокошник.
Украинская народная мелодия, и появляется украинка:
Украина песнями славится
Городами светлыми новыми.
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле красавица!
Педагог: Особенности украинского костюма, это красные сапожки, венок из цветов с множеством разноцветных лент.
Взявшись за руки, воспитатели в национальных костюмах выходят из студии под звуки песни “Приднестровская земля”.
Педагог: Дети, хочу предложить вам к женскому празднику сделать мамам подарок – нарисовать их портреты в национальных костюмах.
- Выберите материал по желанию и приступайте к рисунку.
В процессе работы:
Педагог: Рисуя мамины портреты, постарайтесь подробнее вспомнить ее лицо. Какого цвета мамины глаза, какие волосы – кудрявые или прямые, темные или светлые, длинные распущенные или собранные в пучок, а может быть у нее короткая прическа? А челка, падающая на лоб, или лоб открытый? Видны ли уши из-за волос? Есть ли в них сережки?
Для изображения лица выберите светлый тон (розовый, желтоватый), не белый, а то лицо получится слишком бледным, болезненным.
Напоминаю, у человека есть шея, плечи. Плечи шире самого туловища, а руки и ноги не обязательно симметрично направлены вниз или в стороны.
Дети рисуют мам во весь рост или погрудный портрет, используя элементы национального костюма по желанию ребенка.
В конце занятия педагог устраивает выставку детских работ и проводит анализ в форме игры “Сравни”. Ребенок сравнивает рисунок с фотопортретом.
Педагог: Сравни рисунок с фотографией, удалось ли тебе передать черты маминого лица? (я нарисовал голубые глаза, как у мамы и добрую улыбку). Какие особенности ты выделила в портрете? (Нарисовала короткие волосы и любимые мамины сережки).
Работы вывешиваются на доску. Один из детей держит в руках рисунок и читает стихотворение:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она? – Отвечу я,
Это мамочка моя.
Педагог: Вы нарисовали замечательные рисунки, ваши мамы очень красивые и я думаю им понравится подарок.
Дети с рисунками выходят из студии.