Использование интерактивной доски в школе

Разделы: Иностранные языки


Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

При использовании ИКТ в планировании урока учитываются такие факторы как индивидуальные особенности учащихся, уровень развития и информированности учащихся.

Цели использования ИКТ на уроках иностранного языка:

  • повышение познавательного интереса к изучаемому предмету;
  • расширение границ информационного поля путем применения новых средств обучения;
  • использование новых форм наглядности, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.

Виды информационных технологий, используемых на уроках.

  • Презентации в MS Power Point. Опыт использования на уроках Презентации в MS Power Point накоплен. Она используется и как иллюстрация к материалам урока, и как способ выполнения домашнего задания, и как итоговый продукт проектной деятельности.
  • Использование интерактивной доски. Она предоставляет учителю новые возможности работы на уроке.  Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.

Преимущества и возможные трудности.

Применение интерактивной доски выявило ряд преимуществ:

  1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
    Пример: Составление устного высказывания по теме “Мои летние каникулы» (5 класс). Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.

  1. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
    Пример: Работая по теме «Мой город», ученики имеют возможность отмечать достопримечательности города прямо на карте, после чего они составляют наиболее оптимальные маршрут для экскурсии, отмечая его опять-таки прямо на карте. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.

  1. Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время. Пример: Работая с ассоциограммами по теме «Животные», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу.

Еще варианты применения этого преимущества – задание на подбор подписей к иллюстрациям, на составление связного рассказа из отдельных предложений.

  1. Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой. Пример: работа с лексикой по теме «Комната» на большой иллюстрации комнаты намного интереснее, да и учителю не надо носить с собой ворох бумажных картинок. Метод работы тот же, учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания учителя). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована и ассоциативная память.

  1. Возможность  вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
    В данном ниже примере ответы спрятаны за табличку-напоминание со спряжением вспомогательных глаголов. Сдвигать ее можно как в процессе работы, проверяя каждый конкретный глагол, так и в конце, для завершающей проверки.

При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:

  • Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы. Так материал, подготовленный  к доске МИМИО, не работает на доске Starboard.
  • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
  • Конструктивные недостатки  стилусов. Они толстые, изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими очень трудно и неудобно.
  • Отсутствие или малодоступность программного обеспечения, из чего вытекает следующий недостаток.
  • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Не смотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для  творчества. Я сама разрабатываю дидактические материалы для работы на уроке на интерактивной доске Мимио. В Калининградской области учителя, использующие интерактивные технологии на уроках и создающие свои методические и дидактические пособия, поддерживаются областным Министерством образования. В области проводится конкурс «Роялти – педагогу-новатору», отмеченные работы помещаются на сайт www.royalty.baltinform.ru. На этом сайте можно не только познакомиться с лучшими материалами, победившими в конкурсе, но и скачать их для собственного пользования.

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках иностранного языка:

  • Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.
  • Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
  • Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Примечание: В своей статье я использовала только личные разработки, все иллюстрации – это слайды из сделанных мной дидактических пособий для интерактивной доски Мимио, с которыми в полном объеме можно познакомиться на сайте: www.royalty.baltinform.ru. Среди них «Каникулы», «Лето в Perfekt», «Берлинский зоопарк» и другие, уже готовые к применению на уроке материалы.