Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
При использовании ИКТ в планировании урока учитываются такие факторы как индивидуальные особенности учащихся, уровень развития и информированности учащихся.
Цели использования ИКТ на уроках иностранного языка:
- повышение познавательного интереса к изучаемому предмету;
- расширение границ информационного поля путем применения новых средств обучения;
- использование новых форм наглядности, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.
Виды информационных технологий, используемых на уроках.
- Презентации в MS Power Point. Опыт использования на уроках Презентации в MS Power Point накоплен. Она используется и как иллюстрация к материалам урока, и как способ выполнения домашнего задания, и как итоговый продукт проектной деятельности.
- Использование интерактивной доски. Она предоставляет учителю новые возможности работы на уроке. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.
Преимущества и возможные трудности.
Применение интерактивной доски выявило ряд преимуществ:
- Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Пример: Составление устного высказывания по теме “Мои летние каникулы» (5 класс). Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.
- Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
Пример: Работая по теме «Мой город», ученики имеют возможность отмечать достопримечательности города прямо на карте, после чего они составляют наиболее оптимальные маршрут для экскурсии, отмечая его опять-таки прямо на карте. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.
- Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время. Пример: Работая с ассоциограммами по теме «Животные», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу.
Еще варианты применения этого преимущества – задание на подбор подписей к иллюстрациям, на составление связного рассказа из отдельных предложений.
- Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой. Пример: работа с лексикой по теме «Комната» на большой иллюстрации комнаты намного интереснее, да и учителю не надо носить с собой ворох бумажных картинок. Метод работы тот же, учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания учителя). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована и ассоциативная память.
- Возможность вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
В данном ниже примере ответы спрятаны за табличку-напоминание со спряжением вспомогательных глаголов. Сдвигать ее можно как в процессе работы, проверяя каждый конкретный глагол, так и в конце, для завершающей проверки.
При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:
- Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы. Так материал, подготовленный к доске МИМИО, не работает на доске Starboard.
- Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
- Конструктивные недостатки стилусов. Они толстые, изображение отстает от движений даже после калибровки, писать ими очень трудно и неудобно.
- Отсутствие или малодоступность программного обеспечения, из чего вытекает следующий недостаток.
- Временные затраты на подготовку урока очень велики.
- Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Не смотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. Я сама разрабатываю дидактические материалы для работы на уроке на интерактивной доске Мимио. В Калининградской области учителя, использующие интерактивные технологии на уроках и создающие свои методические и дидактические пособия, поддерживаются областным Министерством образования. В области проводится конкурс «Роялти – педагогу-новатору», отмеченные работы помещаются на сайт www.royalty.baltinform.ru. На этом сайте можно не только познакомиться с лучшими материалами, победившими в конкурсе, но и скачать их для собственного пользования.
Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках иностранного языка:
- Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.
- Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
- Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.
Примечание: В своей статье я использовала только личные разработки, все иллюстрации – это слайды из сделанных мной дидактических пособий для интерактивной доски Мимио, с которыми в полном объеме можно познакомиться на сайте: www.royalty.baltinform.ru. Среди них «Каникулы», «Лето в Perfekt», «Берлинский зоопарк» и другие, уже готовые к применению на уроке материалы.