Урок русского языка в 6-м классе. Обобщение изученного по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи;
  • формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний;
  • воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

II. Актуализация знаний

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

Постановка целей урока.

III. Проверка домашнего задания

Рассказ учащегося о местоимении (слайд № 2).

Приложение

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.

Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.

Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.

Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.

По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:

– местоимения-существительные;

– местоимения-прилагательные;

– местоимения-числительные;

Слово учителя:

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений.

IV. Анализ предложений

(Заполнение таблицы примерами из предложений.)

(слайды № 3, 4, 5, 6, 7.)

С.А. Есенин:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!

(Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.)

М.Ю. Лермонтов:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

А.С. Пушкин:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

М. Горький:
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. (Синтаксический разбор предложения в тетради.)

М. Исаковский:
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чем не мог.

(Комментарий орфограмм.)

А. Коваль:
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.

Работа с таблицей (слайд № 8)

№ п/п Разряды
местоимений
Местоимения Роль в предложении
1 Личные Я, ты, он, она, мы, вы, они. Подлежащее, дополнение
2 Возвратное Себя Дополнение
3 Вопросительные Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
4 Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
5 Неопределенные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
6 Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство
7 Притяжательные Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Определение
8 Указательные Тот, этот, такой, таков, столько. Определение, сказуемое
9 Определительные Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. Определение

V. Повторим орфографию

Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм) (слайд № 9)

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения

Некто
Нечто
Что-то
Какой-либо
Сколько-нибудь
Кое-кто

Отрицательные местоимения

Никто
Ничто
Некого
Нечего

Все ли правила отражены в алгоритме? (работа с дополненным алгоритмом). (слайд №10)

Вопросительные местоимения

Неопределенные местоимения

Некто
Нечто
Что-то
Какой-либо
Сколько-нибудь
Кое-кто
Кое у кого

Отрицательные местоимения

Никто
Ничто
Некого
Нечего
Ни у кого
Не с кем

Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис.

VI. Выборочный диктант

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.

VII. Цифровой диктант

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
  2. Опять на то же место вышла.
  3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.
  4. В такую ночь невозможно уснуть.
  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
  8. Худого человека ничем не уважишь.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) (слайд № 11)

VIII. Викторина

  1. Назовите личное местоимение 1-го лица, множественного числа, родительного падежа. (нас)
  2. Назовите личное местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа. (мне)
  3. Назовите указательное местоимение мужского рода, единственного числа, родительного падежа. (этого)
  4. Какое местоимение не имеет форму именительного падежа?
  5. Назовите начальную форму местоимения тобой. (ты)

IX. Домашнее задание

  1. Работа с таблицей.
  2. Подготовка к тестовой работе.
  3. Упражнение № 455.

Приложение