Цели урока:
- повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи;
- формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний;
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
II. Актуализация знаний
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
Постановка целей урока.
III. Проверка домашнего задания
Рассказ учащегося о местоимении (слайд № 2).
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
– местоимения-существительные;
– местоимения-прилагательные;
– местоимения-числительные;
Слово учителя:
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений.
IV. Анализ предложений
(Заполнение таблицы примерами из предложений.)
(слайды № 3, 4, 5, 6, 7.)
С.А. Есенин:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
(Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.)
М.Ю. Лермонтов:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
А.С. Пушкин:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
М. Горький:
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. (Синтаксический разбор предложения в тетради.)
М. Исаковский:
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чем не мог.
(Комментарий орфограмм.)
А. Коваль:
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Работа с таблицей (слайд № 8)
№ п/п | Разряды местоимений |
Местоимения | Роль в предложении |
1 | Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они. | Подлежащее, дополнение |
2 | Возвратное | Себя | Дополнение |
3 | Вопросительные | Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
4 | Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
5 | Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
6 | Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
7 | Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. | Определение |
8 | Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько. | Определение, сказуемое |
9 | Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. | Определение |
V. Повторим орфографию
Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм) (слайд № 9)
Вопросительные местоимения |
|
Неопределенные местоимения Некто |
Отрицательные местоимения Никто |
Все ли правила отражены в алгоритме? (работа с дополненным алгоритмом). (слайд №10)
Вопросительные местоимения |
|
Неопределенные местоимения Некто |
Отрицательные местоимения Никто |
Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис.
VI. Выборочный диктант
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями.
VII. Цифровой диктант
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
- А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
- Опять на то же место вышла.
- Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.
- В такую ночь невозможно уснуть.
- Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
- Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
- Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
- Худого человека ничем не уважишь.
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) (слайд № 11)
VIII. Викторина
- Назовите личное местоимение 1-го лица, множественного числа, родительного падежа. (нас)
- Назовите личное местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа. (мне)
- Назовите указательное местоимение мужского рода, единственного числа, родительного падежа. (этого)
- Какое местоимение не имеет форму именительного падежа?
- Назовите начальную форму местоимения тобой. (ты)
IX. Домашнее задание
- Работа с таблицей.
- Подготовка к тестовой работе.
- Упражнение № 455.