Структура программы
Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая
старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши
слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей
страной.
А.С. Макаренко
Тема программы: Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения «Дорога добра»
Цели программы:
- Адаптация подростков асоциального поведения в социуме.
- Формирование личностных нравственных качеств детей и подростков.
- Организация досуга «трудных» детей и подростков. Сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Задачи программы:
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Актуальность программы:
Изменения политической и
социально-экономической ситуации в России,
социальная дифференциация, которая
происходит в молодежной среде, оказали и
продолжают оказывать негативное влияние на
подрастающее поколение.
В России вновь встречается нищета,
беспризорность, правовая незащищенность
несовершеннолетних. Молодежь вынужденно
адаптируется к подобным условиям, и в результате
вживания в окружающую среду налицо: ранняя
алкоголизация, потребление наркотических,
токсических, психотропных веществ, нежелание
учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилилось демонстративное и
вызывающее поведение по отношению к взрослым,
чаще проявляется жестокость и агрессивность.
Растет число преступлений и правонарушений в
подростковой среде. Поэтому необходимо
принципиально ответственно отнестись к
организации профилактической работы с социально
дезадаптированными подростками
Работа по профилактике правонарушений
предполагает целый комплекс
социально-профилактических мер, которые
направлены как на оздоровление условий
семейного, школьного воспитания, так и на
индивидуальную психолого-педагогическую
коррекцию личности «трудного» подростка, также
мер по восстановлению его социального статуса в
коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно.
Необходимо объединить усилия учителей,
социального педагога, психолога, родителей
работников правоохранительных органов.
Немаловажную роль в воспитании, организации
занятости, профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних занимает дополнительное
образование.
В нашей школе обучается 190 учащихся, из них 13
семей считаются неблагополучными, в которых
воспитываются 32 ученика. Главной причиной
неблагополучия семей является бытовое пьянство
родителей, которое тянет за собой длинную
цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности
по работе с «трудными» подростками должно
являться создание единого воспитательного
пространства. Взаимосотрудничество с родителями
и с другими профилактическими организациями
позволяют совместно выбирать для каждого
подростка индивидуальный подход, изучать его
интересы, поддерживать, помогать преодолевать те
проблемы, которые ему мешают.
Анализ ситуации:
- Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
- Высокий уровень подавления и насилия в воспитании;
- Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей;
- Гиперопека различных степеней;
- Гипоопека, которая может перейти в безнадзорность;
- Постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
- Ситуация, которая способствует созданию «золушек» в семье.
Аудитория: программа рассчитана для работы с детьми и подростками, с отклоняющимся поведением, 10-16 лет.
Срок реализации программы: программа по работе с подростками асоциального поведения рассчитана на 1 год, в течение 2007-2008 учебного года. В случае положительного успеха предусматривается его расширение.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
- Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Алгоритм реализации программы:
- Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ состояния в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов.
- Второй этап – диагностический (сентябрь-октябрь) – изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.
- Третий этап – деятельностный (ноябрь-май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
- Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Степень реализации программы:
Программа находится на стадии реализации. Для реализации программы в жизнь выбрали по желанию детей и родителей 7 класса, где обучается 24 ученика. Из них 4 ученика из неблагополучных семей. Так, в начале сентября был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября и октября проводилась диагностическая работа. Путем тестирований и анкетирования выявлены отклонения в поведении детей, также установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно-просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и в школе, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы (8 бесед с участием 10 родителей), диспут (с участием 14 учащихся), деловая игра (с участием 10 учащихся), спортивные игры с участием учащихся и их родителей, а также тренинги. Проект только реализуется, поэтому много всего неясного, нерешенного, но мы стараемся воплотить в жизнь поставленные перед нами задачи, набираемся опыта в ходе ежедневной кропотливой работы. Мы ведем активную работу по пропаганде здорового образа жизни. В сентябре проводился День здоровья, где участвовала вся школа, а также была вовлечена активная сельская молодежь. Учащиеся младших классов провели спортивную эстафету с участием родителей. В рамках месячника «Молодежь за ЗОЖ» проводились конкурсы стенгазет между 5-11 классами, конкурсы рисунков среди 1-4 классов, конкурс сочинений на тему «Здорово быть здоровым!», профилактическая работа, как с учащимися, так и с родителями, социально-педагогическое консультирование.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей:
Для реализации программы в жизнь выбрали следующие направления:
- Работа с подростками
- Работа с семьей (родителями)
- Работа с педагогами
- Организация досуга детей и подростков
Работа с семьей (родителями):
Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья
была, есть и будет ведущим социальным институтом
в формировании личности.
Но отношения родителей к школе и учителей к семье
не всегда положительные и желают лучшего. Эти
противоречия становятся причиной хронической
депрессии обеих сторон и повышенной тревожности
учащихся. Поэтому необходимо создание условий
для успешной адаптации ребенка в семье, школе и в
обществе через усиление центрального защитного
фактора – сплочение семьи.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Привлечение родителей для совместной
организации досуговой деятельности детей и
подростков.
2. Выявление особенностей взаимоотношения между
родителями и детьми.
3. Разработка основных правил семейного
воспитания.
4. Создание положительной мотивации у родителей в
содействии образовательному учреждению, своему
ребенку.
5. Всестороннее психолого-педагогическое
просвещение родителей.
6. Способствовать созданию комфортных условий в
семье для развития личности ребенка.
Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:
- Просветительская работа (выпуск информационных листов, беседы, дискуссии, ролевые игры, лектории для родителей).
- Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.).
- Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора КДН и т.д.) на встречи с родителями.
Принцип реализации работы с семьей:
- Анкетирование подростков и родителей (на начальном этапе, для оценки положения в семье, для подведения итогов);
- Опрос родителей и детей;
- Праздники;
- Творческие семейные выставки;
- Фольклорные игровые программы.
Основные направления для работы с семьей:
- Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей деревни, который предусматривает организацию и работу краеведческого клуба, сбор материалов об обрядах и обычаях своей деревни, традиционные фольклорные игровые мероприятия для родителей и детей («Рождественские посиделки», «Масленица» и др.), семейные праздники («Наши семейные традиции», «Встречаем весну»).
- Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение праздничных семейных творческих заданий.
- Семейный досуг, творчество детей и взрослых предполагает провести совместные праздники для детей и родителей, посещение концертов, совместные просмотры и обсуждение кинофильмов и т.д.
- Просветительская деятельность говорит о необходимости работы родительского лектория, об индивидуальных и групповых консультациях психологов для родителей, о выпуске информационных листов, рекомендаций.
Темы просветительских работ с семьей (с родителями):
- Психологические особенности подросткового возраста.
- Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
- Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
- Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
- Что надо знать родителям о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления.
Работа с педагогами:
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Темы лекций при работе с педагогами:
- Проблема зависимости от наркотиков.
- Особенности подросткового возраста.
- Семья, как единый организм.
- Роль неправильного семейного воспитания в возникновении отклоняющегося поведения у подростков.
- Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий).
Работа с подростками:
Цель: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и детей.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек (ПАВ,
табакокурение, употребление алкоголя,
наркотиков).
2. Профилактика правонарушений и преступлений.
3. Психокоррекция.
4. Профориентация.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
В работе с детьми и подростками асоциального поведения необходимо применить различные методы. Наиболее приемлемыми мы предусмотрели:
- Метод переубеждения (детям предоставляются убедительные аргументы, дети вовлекаются в критический анализ своих поступков)
- Метод переключения (детей и подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью и т.д.)
При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:
- Групповая работа;
- Тренинг поведения;
- Личностный тренинг;
- Дискуссии;
- Мозговые штурмы;
- Беседы, встречи;
- Лекции;
- Ролевые игры;
- Просмотр и обсуждение фильмов;
- Индивидуальные консультации;
- Тесты;
- Конкурсы;
- Праздники
Организация досуга детей и подростков:
Цель: адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Задачи:
1. Создание ситуации успеха для детей и
подростков асоциального поведения.
2. Сформировать личную и социальную
компетентность детей и подростков, то есть
развить у них позитивное отношение к самим себе и
к окружающему обществу.
3. Укрепить и развить чувство самоуважения,
способность критически мыслить, чувство
ответственности.
Предупреждение правонарушений среди
несовершеннолетних является важнейшим аспектом
предупреждения преступности в обществе. Важную
роль в этом вопросе играет школа, так как она была
и остается центром воспитательной работы.
Но ребенок в школе занят лишь часть дня. Все
остальное время он проводит на улице. А в
современных условиях подростки стали менее
подконтрольными, что и приводит к негативным
последствиям. Любимым времяпрепровождением
подростков являются бесцельные прогулки,
посещение дискотек, во время которых можно «себя
показать». Поэтому сегодня как никогда актуальна
организация досуга подростков, в которой большую
ответственность несут, кроме педагогов, и другие
лица.
Организация досуга должна проходить в следующих направлениях:
- Изучение интересов и потребностей детей с отклоняющимся поведением;
- Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- Методическое сопровождение мероприятий досуга;
- Организация социально-значимой деятельности детей и подростков;
- Разработка нравственно-правовых мероприятий.
Тематические мероприятия для организации досуга детей и подростков:
- Деловые игры («Как устроиться на работу» и др.)
- Конкурс агитбригад («Мы выбираем жизнь»)
- Акции («Скажи вредным привычкам нет!»)
- Диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни?»
- Работа круглых столов по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости
- Круглые столы с приглашением специалистов на темы «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»
- Интеллектуально-правовой конкурс «Взрослые и дети»
- Игра для несовершеннолетних детей «Школа безопасности»
- КВНы
- Дни здоровья
- Комплексные спортивные мероприятия
Механизм оценки результатов
Оценка результатов проводится комиссионно в течение года два раза членами Совета профилактики правонарушений, куда входят:
- Председатель Совета профилактики – Уткин В.И., директор школы
- Зам. Председателя Совета профилактики – Петрова Т.Г., зам. директора по ВР
- Социальный педагог – Иванова И.Ф., секретарь
- Зам. директора по УР – Яковлева М.И.
- Старший вожатый – Захарова О.Т.
- Педагог – Волкова Ю.П.
- Ведущий специалист Буртасинского сельского поселения – Кузнецова В.А.
В конце мая комиссия подводит итоги реализации
программы и принимает новый план работы.
Эффективность деятельности выносится на основе
собранных отзывов, после проведения каждого
мероприятия, а также результатами анкет до и
после проведенных мероприятий.
Критерии оценки:
- Снижение количества детей и подростков асоциального поведения
- Снижение количества неблагополучных семей
- Формирование у детей и подростков представлений об общечеловеческих ценностях.
- Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Рабочий план
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1. |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. | Сентябрь |
Соц. педагог, Кл. руководитель |
2. |
Диагностика познавательной потребности:
|
В течение года |
Соц. педагог, Кл. руководитель |
3. |
Классные часы:
|
В течение года |
Кл. руководители, соц. педагог |
4. |
Тренинги:
|
В течение года |
Соц. педагог |
5. |
Игры:
|
В течение года |
Соц. педагог, кл. руководитель, старший вожатый |
6. |
Круглый стол:
|
В течение года |
Соц. педагог |
7. |
Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» | Ноябрь |
Кл. руководитель |
8. |
Дискуссии:
|
В течение года |
Соц. педагог |
9. |
Беседа: «Вверх по лестнице жизни» | Декабрь |
Соц. педагог |
10. |
Акция: «Нет вредным привычкам!» | Апрель |
Соц. педагог |
11. |
Интеллектуально-правовой конкурс: «Взрослые и дети» | Январь |
Соц. педагог |
12. |
День здоровья | Апрель |
Учитель физкультуры, кл. рук. |
13. |
Выпуск ежемесячных информационных листовок по
темам:
|
В течение года |
Соц. педагог |
14. |
Родительские лектории:
|
В течение года |
Соц. педагог, кл. руководитель, зам. директора ВР |
15. |
Фольклорные игровые мероприятия:
|
Январь |
Старший вожатый |
16. |
Семейные праздники:
|
В течение года |
Кл. рук., ст. вожатый, соц. педагог |
17. |
Конкурсы:
|
Февраль |
Зам. директора ВР, старший вожатый, соц. педагог |
18. |
Творческие семейные выставки в честь Международного женского дня | Март |
Зам. директора ВР, учитель технологии |
Перспективы дальнейшего развития:
Программа рассчитана на один учебный год. По итогам работы за год в случае положительного результата предусматривается расширение программы, то есть будет вовлечена вся школа, а в перспективе и сельская молодежь.
Бюджет проекта:
№ п/п |
Источники финансирования |
Сумма |
1. |
За счет средств, выделяемых внеклассными мероприятиями | 1000 рублей |
2. |
За счет внебюджетных средств (управляющий совет, родительский комитет) | 1000 рублей |
3. |
Спонсорские средства (жители, предприятия, организации) | 1000 рублей |
Итого: | 3000 рублей |