Организация системы управления по обеспечению адаптации младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд! Их время должно быть временем радости и мира, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…»

Ребёнок поступил в школу… С какими проблемами сталкивается учитель и администратор?

1. Проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.
2. Проблема выбора программы УМК.
3. Проблема в создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучии, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
4. Проблема школьной тревожности.
5. Проблема тесного сотрудничества семьи и школы.
6. Проблема негативного влияния на психо-эмоциональное состояние детей.

Я предлагаю пути их решения по адаптации младших школьников при поступлении в школу.

Проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования

Работа администратора: знакомит каждого учителя с программой ДОУ, чтобы учителя строили свою работу не с нуля, а подхватывали достижения  дошкольника и организовывали педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что помогает  осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.

Работа учителя: чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учитель должен внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, с программой обучения и воспитания ДОУ. В школе осуществляется преемственность: учителя посещают занятия, которые проводит воспитатель, чтобы познакомиться с приёмами и методами работы воспитателя, её методической темой, чтобы в этом контексте продолжить работу в первом классе, выводя детей на новый уровень.

Проблема выбора программы и умк

Выбор программы и УМК должен опираться на:

а) специальную и профессиональную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
б) методическую компетентность в области способов формирования ЗУН у учащихся;
в) социально – психологическую компетентность в области процессов общения;
г) дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности;
д) ауто-психологическую компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Работа администратора: обязан помочь создать комплекс учебно-методической документации; оказать помощь в формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования. Должен ориентироваться на окружающую среду (в нашем районе находятся хлебозавод, масло-сыркомбинат, мясокомбинат, т.е. платежеспособные родители или нет в приобретении учебников?).
Особо стоит обратить внимание на « неорганизованных детей», не посещавших детский сад. Для таких детей с 1-го июня организуется бесплатная подготовка к школе по обучению грамоте, математике, учителем высшей категории.
Даём рекламу по местному телевидению, говорим об этом на родительских собраниях в четырёх детских садах, выступаем на празднике для будущих первоклассников, который проводим в начале мая каждого года (это стало доброй традицией школы).

Работа учителя: обязан заочно познакомиться по записи в первый класс с документами и посетить семью (ближе познакомиться с семьёй, их бытом, материальным положением). Проводить ликбез по поводу выбора программы…

Проблема в создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучии, развитию индивидуальности каждого ребёнка

Комфортность обучения – условие его успешности.

Работа администратора: должен и обязан из безмятежной среды выводить учителя в творческую среду, чтобы сам учитель умел выбирать, разрабатывать ( планировать ) и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения.
Должен создавать мотивацию. Поддерживать инициативу, помогать консультациями, инструктировать, привлекать узких специалистов.
По оборудованию кабинетов контролировать, чтобы всё соответствовало нормам и требованиям СанПину.

Работа учителя: должен глубоко осознавать, что школа на сегодня нуждается в учителе нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, в организации общения в учебной деятельности, а также, владеющего специальными ЗУН для внедрения инновационных технологий. Наша школа работает по теме: «Инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса».

Советы учителю: помните при освоении новой деятельности первоклассники проходят стадии:

  • не понимают, чего от них хотят;
  • понимают, но не получается;
  • кое-что получается;
  • получается всё лучше и лучше.

Учитель должен сам осознать, что на сегодня он должен быть конкурентно-способным:  уметь себя рекламировать, а для этого он должен принимать участие в городских, республиканских, всероссийских конкурсах, чтобы достичь результатов, при этом повышать свой рейтинг, популярность…
Активно вовлекать детей в разные мероприятия всех уровней. Создавать внутренний комфорт у ребёнка через ситуацию успеха, привлекая родителей.
Заботиться о комфортности кабинета, о его материальном оснащении (наглядностью, ТСО…)

Проблема школьной тревожности

Работа администратора: знакомится с социальным паспортом (составил классный руководитель каждого класса), знакомится с детьми-сиротами, опекаемыми, детьми- инвалидами, организует надомное обучение, знакомится с одаренными детьми, знакомится с контингентом родителей, организует всеобуч)
Привлекает к активной работе логопеда, психолога, школьного медика, социального педагога.

Работа учителя:

  • составляет социальный паспорт класса, анализирует здоровье учащихся;
  • ведёт процесс наблюдения за поведением  и учебной деятельностью;
  • фиксирует все случаи, которые выделяют ребёнка из общей массы: умение действовать по инструкции учителя, взаимодействие со сверстниками, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения;
  • особое внимание уделяет детям с ослабленным зрением, слухом.

Речевое нарушение – заикание, консультировать родителей. Выяснить причины школьной тревожности:

а) непонимание объяснений учителя;
б) плохое письмо (недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки: леворукие,  несформированность графического навыка);
в) большое количество ошибок (отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, сравнивать результаты с образцом, отсутствие навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости – нет стартовой готовности к школе).

При этом учитель оказывает помощь первокласснику:

1. Проводит уроки обучающего характера в игровой форме, использует сюжетно-ролевые игры; игры, способствующие усвоению звукового анализа слов; игры, способствующие развитию речи.
2. Применяет групповые методы, работу в парах; коллективную работу.
3. В настоящее время широко используется мультимедиа, ТСО.
4. Осуществляет индивидуальный подход.
5. Использует приёмы и методы обучения, адекватные возможностям ребёнка.
6. Перед началом урока проводит зарядку.
7. Проводят третий урок физической культуры.
8. Проводится большая перемена в 30 минут.
9. Первоклассники занимаются 5 дней в неделю.
10. Занятия проводятся только в первую смену.
11. Все первые классы имеют  ГПД.
12. Всю первую четверть учатся по 35 минут.
13. Имеют дополнительные каникулы в феврале месяце.
14. В течение года первого безотметочное обучение.
15. Нет домашних заданий.
16. Имеют двухразовое горячее питание.
17. Проходят углубленный медицинский осмотр всеми специалистами.
18. Учитель организует  систему внеклассной, кружковой, имеющей целью: повышение уровня развития учащихся, пробуждение интереса к знаниям.

Проблема тесного сотрудничества семьи и школы

Работа администратора: осуществляет комплексный подход к организации работы с родителями, совместными усилиями работников МОУ повышает педагогическую культуру родителей через различные формы обучения: семинары, лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных острых вопросов воспитания и развития детей. Организует родительские конференции, День открытых дверей (У нас в школе стало доброй традицией проводить этот праздник в мае каждого года.)  В заботу администратора вошло то, что школа должна стать открытой. Родители должны быть информированы об успехах, достижениях, новшествах, любых изменениях в школе, знать её проблемы, принимать активное участие в разрешении проблем, улучшении…

Работа учителя: необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приёмы материала, сделав его понятным, доступным для родителей. Заботится о наглядной педагогической пропаганде. Периодически обновлять стенды: «Для вас родители», «Родителям о детях», «Советы и рекомендации».
Проводить выставки: «Золотые руки мамы», «Я – сам», «Радость творчества», «Родители школе» и другие. Учитель организует деловые игры, вечер вопросов и ответов, «За круглым столом»…

Проблема негативного влияния на психоэмоциональное состояние детей

Работа администратора: способствует качественному контролю за здоровьем учащихся с привлечением школьного медика, участкового педиатра, всего обслуживающего персонала
МОУ. Организует семинары и тематические методические объединения: «Здоровье  – главное достоинство человека», «Работа учителя начальных классов в режиме охраны высшей нервной деятельности», « Здоровье  учителя и влияние его на здоровье учащихся».
Организует работу с учителями, которые входят в Ассоциацию Ш.Амонашвили (6 учителей)

Работа учителя: должен вести мониторинг здоровья учащихся (наблюдения, оценки, сведенные в таблицы – позволяют следить за изменением здоровья учащихся с начало учебного года до его конца). Внедряет педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, таких как:

  • педагогика сотрудничества (целевая установка: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку);
  • гуманно-личностная педагогика Ш. Амонашвили (целевые ориентации: облагораживание души и сердца, идея воспитания – самовоспитания, обеспечение условий для расширенного и углубленного объёма знаний и умений, способность к становлению, развитию и воспитанию благородного человека, раскрытию его личностных качеств).

Все проводимые мероприятия позволяют сократить период адаптации к школе, что позволяет реализовать главную   задачу: создание условий для самоорганизации личности каждого ребёнка.

Список  литературы:

1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности./ Ю.К. Бабанский.М., 1981.
2. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). Педагогическое общество России. М., 2002.