Сценарий конкурса "Умники и умницы", посвященный 300-летию присоединения Хакасии к России, 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: умники и умницы


Цели:

  • развивать познавательный интерес, речь учащихся;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю.

Звучит музыка хакасских степей в исполнении государственного ансамбля хакасских песен и танцев «Улгер».

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы по традиции собрались в этом зале, чтобы определить лучшего умника, знающего родной край. Сегодня наш разговор пойдёт о Хакасии – земле, на которой мы родились и живём, о людях, живущих на этой земле.

Приветствие проходит на хакасском и русском языках.

Хакасия, край мой,
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохраняются моей.

(М. Кильчичаков)

На празднике присутствуют гости в национальных хакасских костюмах.
Дети рассказывают о национальных нарядах.

1-й ведущий: Хакасия – это малая наша родина. Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное.

2-й ведущий:

Тихо. Уже светает.
Тропкой иду в поля.
Здравствуй, моя святая,
Прадедов земля.
Сколько здесь жизней прожито,
Сколько тут соли от слез!..
Сколько здесь крови пролито,
Сколько упало звёзд!
Птица над полем взлетает,
Солнце со мной деля.
И крылья вновь обретают
И мысли мои и дела …

(Святая земля. Н.Шумаков)

1-й ведущий представляет жюри (4 человека).

2-й ведущий: Итак, начинаем наш конкурс. Он будет состоять из трёх туров.

  • Первый тур – отборочный. Все присутствующие в зале являются участниками этого тура. Отвечает тот, кто поднял руку. За каждый правильный ответ игрок получает орден. По первому туру отбираем участников во второй тур.
  • Второй тур – конкурс лучших теоретиков. Трое конкурсантов по итогам набирают наибольшее количество орденов и остаются.
  • Третий тур – финал. Трём лучшим теоретикам предстоит пройти по красной, желтой, зеленой дорожкам.

1-й ведущий: Начинаем первый тур конкурса.

Ведущие задают вопросы и следят за тем, кто первый поднял руку для ответа.

Вопросы первого тура:

1. Где расположена Хакасия? (На юге Сибири в левобережной части бассейна Енисея. На севере и востоке граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью)

2. Перечислите районы и города РХ? (В состав республики входят 5 городов: Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск; 13 поселков городского типа и 8 сельских районов: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский, включающие 249 населенных пунктов.)

3. Кто является председателем Верховного Совета РХ? (Штыгашев Владимир Николаевич)

4. Назовите главу РХ. (Лебедь Алексей Иванович)

5. Основным законом, регулирующим устройство, структуру и принципы функционирования органов местной государственной власти, является Конституция РХ. Когда она принята? (25 мая 1995 года)

6. Назовите дату празднования Дня независимости Хакасии? (3 июля)

Вопросы на засыпку:

  • Кто назовет расстояние от Абакана до Москвы? (4218 км)
  • Время в пути, если ехать поездом Абакан – Москва? (Около 75 часов)
  • Кто назовет расстояние от Абакана до Красноярска? (643 км. Ехать поездом около 16 часов)

1-й ведущий: Пока подводятся итоги первого тура, нас ждет приятное событие – награждение победителей и призеров школьных олимпиад.

2-й ведущий: Представляем вам участников, которые перешли во второй тур
этого конкурса.

Проводится представление каждого участника. Участник должен представить себя. Каждый из участников, вышедший во второй тур одет в хакасский национальный костюм. Выступающему дают три минуты. За эти минуты он должен рассказать о себе, о национальном хакасском костюме, дублировать не позволяется.

1-й ведущий: Наша Родина-матушка – Россия. Наше Отечество, моя малая родина – это Хакасия! Сколько тепла и любви в этих фразах! А любовь к Родине проявляется прежде всего в уважении к её символам. И наш второй тур посвящен символам, как Российской Федерации, так и нашей РХ.

Вопросы второго тура:

1. Что является символами государства? (Флаг, герб, гимн)

2. Кто является автором современного гимна? (С.Михалков)

3. Кто автор музыки гимна РФ? (А.Александров)

4. Государственный герб – один из трёх главных символов любой суверенной страны. Что изображено на гербе РФ? (Золотой коронованный двуглавый орел в красном поле)

5. Что такое государственный флаг? (Это отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом, является символом суверенного государства)

6 . Какая символика есть у РХ? (Герб, флаг)

7. Кто опишет герб РХ? (Овальный, с выемкой в верхней части красный геральдический щит, на котором изображен крылатый снежный барс белого цвета с темными пятнами на спине и приподнятой правой лапой. Щит обрамлен березовыми ветками с зелеными листьями. В основании обрамления в зеленом шестиугольнике надпись «Хакасия» и солярный знак золотистого цвета).

8. Опишите флаг РХ. (Прямоугольное полотнище с тремя равновеликими горизонтальными
полосами: белого, лазоревого, алого цвета. Вдоль древка расположена вертикальная зеленого цвета полоса, ширина которой равна ширине одной горизонтальной полосы. В середине зеленой полосы изображен солярный круг золотистого цвета).

9. Назовите дату вхождения Хакасии в Россию. (1707 г.)

10. Когда столица Хакасии стала так называться? Что означает это слово? (В 1925 г. село Усть-Абаканское – Хакасск, в 1931 г. – в Абакан, получило название от реки Абакан. В 1930 г. Хакасия стала автономной областью, а 3 июля 1991г. Стала называться РХ)

Ведущий. Пока подводятся итоги второго тура, продолжаем приятное событие – награждение победителей и призеров школьных олимпиад.

Жюри подводят итоги тура, происходит награждение.

Ведущий: Представляем вам участников, которые перешли в третий тур этого конкурса.

Проводится представление участников третьего тура:

– Перед вами три дорожки:

  • 1-я дорожка – красная, неправильные ответы не допускаются;
  • 2-я дорожка – жёлтая, допускается один неправильный ответ;
  • 3-я дорожка – зеленая, допускается 2неправильных ответа.

Прошу финалистов конкурса выбрать дорожки.

Финалисты выбирают дорожки. Первым выбирает тот, кто набрал наибольшее количество орденов.

Красная дорожка – два вопроса:

1. Что вы знаете о названии хакасы? (В первые годы советской власти была официально принята форма хагасы, хягасы, взята из китайских источников 618–907 г. С XVIII в. до начала XX в. русские хакасов называли татарами. Слово укрепилось по сей день «тадар», что в переводе с хакасского означает «хакас», основные этнические группы, объединенные общим названием – «хакас», являются следующие: качинцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы, кайбалы. Хакасский язык относится к уйгуро-огузской подгруппе тюрских языков).

2. Назовите самое высокое дерево в лесах Хакасии. (Сосна)

Жёлтая дорожка – четыре вопроса:

1. Почему железную дорогу Абакан – Тайшет называют трассой мужества? (Шел 1942 г. Страна собирала все силы для отпора врагу. В этот суровый год геологи получили задание правительства – в короткий срок провести изыскательные работы будущей трассы ж/д. На поиски кратчайшего пути от Тайшета до Абакана отправились изыскатели: Кошурников, Стофато, Журавлев. Все они погибли, но по трассе пошли скорые поезда на Дальний Восток, на реку Лену, в Кузбасс, Среднюю Азию, Казахстан)

2. Ведущий показывает фотографию стелы «Лора», которая находится на въезде в Абакан со стороны Красноярска, смотрит на аэропорт, возле моста через речку Ташебу, приток Енисея, которая выглядит здесь как залив Красноярского водохранилища. Что она означает? («Лора» – символ Хакасии: женщина в приветственном порыве, с чашей в правой руке. За спиной у нее надпись «Абакан». Эскиз «Лоры» готовили абаканские художники, а саму скульптуру ваял красноярский скульптор А.Д.Давыдов. Свое название получила по имени Ларисы Ивановны Орешковой, в ту пору сооружения стелы, бывшей секретарем горкома партии. Лариса Ивановна – очень красивая женщина.)

3. Назовите самую высокую вершину гор РХ. (Западные Саяны – 2930 м)

4. Какое животное в хакасской сказке является первым другом богатыря, пастуха, скотовода? (Конь)

Жюри подводят итоги. В это время звучит грамзапись (игра на хакаском музыкальном инструменте – чатхане), дети смотрят мульти-медиа «Родные просторы Хакасии»). Ученик читает стихотворение М.Кильчичакова:

Словно светлый лесной родник,
По весне устремленный к морю,
Чист и звучен родной язык.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовет, и зовет за собой…

Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому,
Каждой птице.
Травам, тропам, ветрам – всему
Подыскал он обозначенье.
Поспевай за его теченьем!

1-й ведущий:

Вы старались как могли
Свои таланты показать,
А результаты этой встречи
Другим не стоит унывать!

2-й ведущий:

Мы провели чудесный вечер,
Нелёгкий конкурс позади…
Пусть кто-то будет впереди –
Сейчас объявит нам жюри!

Награждение.