Использовать блок-комплект можно почти на всех типах уроков. При изучении нового материала и закреплении удобно составлять основу блок-комплекта, повторение и систематизация учебного материала очень естественно проходят при совершенствовании блок-комплекта. Накопившиеся за год блок-комплекты очень удобны в ходе итогового повторения.
Что такое блок-комплект?
Чем блок-комплект отличается от опорного сигнала?
В чём разница между работой с блок-комплектом и работой на ПК?
Блок-комплект - это, грубо говоря, лист, на котором ученики размещают небольшие карточки с формулами, графиками и т. п. Добившись желаемого эффекта, приклеивают их на место – капелька клея и готово! Блок-комплект – это не таблица и не блок-схема, он может быть объёмным, раскладным…
Содержание блок-комплекта – материал нескольких уроков (например ,,Простые механизмы”) или учебной темы (,,Законы Ньютона”, …), или целого раздела (,,Механика”, ,,Электростатика”, …). Отбор материала, идея размещения, оформление предоставляют все возможности для индивидуального творчества или могут быть подсказаны учителем, который приносит на урок свой вариант блок-комплекта. Запоминающееся название подскажет принцип работы. Например, к ,,Дереву знаний” можно подклеивать всё новые листочки разного цвета, заменяя постепенно частные формулы на общие, у дерева могут отрастать новые ветви и т.п. Здесь возможны игровые моменты. Форма наклеек, кармашков с вложенными листочками и прочего может быть любой – на любой вкус, любую индивидуальность, любой возраст. Блок-комплекты с удовольствием изготавливают и затем хранят, возвращаются к ним, дополняют или обобщают.
Блок-комплект составляется самим учеником в соответствии с его потребностями и индивидуальными особенностями. Учащиеся могут составлять блок-комплекты как индивидуально, так и в группе ( в этом случае результат групповой работы остаётся в кабинете физики, а дома дети при желании делают личный экземпляр, внося изменения по своему выбору ). Работа с блок-комплектом предоставляет детям удобную возможность для самореализации самых разных способностей, при склонности к изучению как точных, так и гуманитарных наук. Появляется и развивается интерес к предмету, возникает окрашенное положительными эмоциями ощущение личной причастности к красоте и гармонии мира. Содержание блок-комплекта проверяется учителем, оценивается ( что способствует накоплению хороших отметок, плохих не бывает ), возвращается при необходимости на доработку, снова проверяется. Учебный материал при этом неоднократно повторяется и систематизируется. Проходит конкурс работ – выдумка, остроумие, свежие идеи дают хороший заряд творчества не только ученикам, но и учителю. И как приятно, когда дети после всех своих трудов охотно принимают в подарок экземпляр варианта, сделанного учителем, признавая качество его работы.
Активная проработка учебного материала, многократное возвращение к теме, осмысливание связей, систематизация – это всегда даёт хорошие результаты. Особенности работы с блок-комплектом (возможность объёмного расположения информации, использование элементов каллиграфии, задействование различных типов запоминания при обсуждении и ручном изготовлении) заметно улучшают усвоение учебного материала и способствует интеллектуальному развитию детей. Ощущая эти отличия, хорошо владеющие компьютерной грамотой учащиеся также с удовольствием работают с блок-комплектами, отмечая их удобство при повторении и достоинства как справочного материала, где результат работы всегда перед глазами и индивидуально адаптирован.
Заключение.
Часто повторяемые слова – с удовольствием, индивидуально, творчески, результативно – не случайны. Вариантов работы с блок-комплектами множество и все приносят хорошие результаты с удовольствием!