Разработка урока окружающего мира в 1-м классе на тему "Деревья твоего двора"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие: расширить представление о многообразии деревьев, дать преставление о понятиях хвойное и лиственное растение, обратить внимание на разницу осенних изменений в жизни этих групп растений, познакомить с представителями этих групп растений, показать роль человека в жизни дерева.
Развивающие: развивать навыки классификации, умения пользоваться условными обозначениями, развивать мышление, речь, мелкие мышцы пальц, память, эмоциональное и эстетическое восприятие природы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к растениям своего двора, своей улицы, пришкольного участка, воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование: учебник-тетрадь, цветные карандаши, таблицы с хвойными и лиственными деревьями, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, муз. кассета с композицией чайковского “времена года”, костюмы для персонажей (деревьев), гербарий из листьев, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начался урок.
Дети встали возле парт,
Выравнили спинки,
Выравнили ножки,
Слушают учителя
И тихонько сели.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель читает загадки:

1) Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево с листьями.)

2) Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб.)

3) Под Новый год зимой
Срубили на опушке
И привезли домой. (Ель.)

Приложение

На доске появляются слова: деревья,дуб, ель.

– Как связаны между собой эти слова ?

Итак, ребята, тема нашего урока: "Деревья моего двора". Сегодня мы с вами поговорим о многообразии дереьев,об их значении в природе,узнаем как классифицируются деревья, работать будем дружно, помогать друг другу и активно отвечать.

III. Знакомство с новой темой

– А кто из вас знает, что такое дерево?

(Ответы детей.)

Обратимся к толковому словарю.

Дерево – это растение, у которого один прочный ствол, он ветвится кверху и образует крону.

– Где растут деревья?

(Ответы детей.)

Вывод: деревья растут в лесу, в саду, на улицах и так далее.

– Чем деревья отличаются между собой?

(Ответы детей.)

Вывод: они отличаются размером стволов, формой, окраской листьев, цветом и толщиной коры и тем, что на них созревает.

– Для чего сажают деревья?

(Ответы детей.)

Учитель рассказывает о значении деревьев в жизни человека.

– На какие группы можно разделить деревья? Обращаем внимание на существенные признаки. (На доске расположены картинки с изображением деревьев). Учитель показывает на них и называют названия деревьев, а также к какой группе их можно отнести. На доске появляются слова “лиственные”, “хвойные”.

Учитель делает вывод:у лиственных деревьев листочки большие, как ладошка у человека, а у хвойных деревьев вместо листочков иголки. Лиственные деревья с наступлением осени сбрасывают листву, а вот хвойные деревья всегда стоят зеленые. Про них говорят вечно зеленые, потому что вместо одних иголок вырастают сразу новые, поэтому нам кажется, что они всегда зеленые.

IV. Физминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише,
Деревце все выше, выше.

V. Hабота по учебнику

Все вместе выполняем задание № 1. Подписываем названия деревьев. Отметить кружками зеленого цвета хвойные деревья, а желтыми – лиственные. Обратить внимание на лиственницу:

У родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки.

Далее работаем по заданию № 2.

По рисункам и загадкам определить нарисованные деревья.

– Как вы узнали деревья?

Правильно, по отличительным признакам. Назовите отличительные признаки березы, сосны, клена, лиственницы.

По рисункам определить настроение деревьев. Раскрасить их.

VI. Ппрактическая часть урока

Перед началом работы можно предложить посмотреть гербарий с листьями.

У лиственных деревьев листья отличаются по форме, цвету, запаху, размеру.

Сейчас вы, ребята, из 3 предложенных вам листьев вырежите нужный и приклеите на ватман. Таким образом, мы создадим осенний ковер из листьев.

  • 1 ряд вырезает кленовые листья;
  • 2 – дубовые;
  • 3 – березовые.

Повторим перед работой правила работы с ножницами и клеем.

VII. Продолжение знакомства с новой темой

А сейчас, ребята нам расскажут подробнее о некоторых деревьях.

Выходят дети в соответствующих костюмах и рассказывают приготовленные заранее сообщения.

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага. У березы есть полезный сок.

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его глубоко уходят в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину из дуба делали корабли, а сейчас – мебель, паркет, вагоны грузовые. Кору применяют в кожевенном деле, а если положить несколько листьев в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении, а также изготовляют музыкальные инструменты. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.листья осенью у клена краснеют.

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под новый год приходит сказка в наши дома. В еловом лесу можно спрятаться в жаркий солнечный день, потому что в нем всегда сумрачно и прохладно. Живут ели очень долго до двухсот лет. Из эластичной древесины изготовляют скрипки, мебель, бумагу. Возможно, лежащая у тебя на столе книга сделана из ели.

Молодцы, ребята, я только хочу добавить, что все деревья и хвойные и лиственные нужно беречь. Без них наша планета была бы мертва. Не уютно бы стало нам всем, не было бы такой красоты и конечно чистого воздуха.

А теперь небольшая викторина. Кто внимательно слушал своих одноклассников и кто наблюдательный, тот быстро ответит на мои вопросы:

– Какое дерево применяют для изготовления лыж?

– У какого дерева осенью листья краснеют?

– Из какого дерева делают музыкальные инструменты?

– У какого дерева есть сладкий сок?

– Какие дрова самые жаркие?

VIII. Подведение итогов

С какими двумя группами деревьев мы познакомились на уроке? Какие главные отличительные признаки у деревьев вы запомнили?

На уроке вы все очень активно работали, спасибо за сотрудничество. Урок окончен.

Приложение