Методическое пособие "Тренируем руки – развиваем речь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой и другими научными сотрудниками АПК, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие ручной умелости. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

И при нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш достаточно точно воспроизводит направленные движения, его размах, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

К сожалению, в последние годы у 66 % вновь прибывших детей в наше дошкольное образовательное учреждение отмечается, недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у своего малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.

Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы. Что и побудило меня взять приоритетное направление «Использование традиционных и нетрадиционных игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Основная цель работы по данной проблеме, как учителя – логопеда, является создание условий для развития речи детей, посредством тренировки движений пальцев рук».

В основе данной работы опиралась на ведущие идеи:

  1. замечательных сотрудников Института физиологии АПН Е.И. Исениной и А. В. Антоновой, в центре которых лежат исследования движений пальцев рук, которые подготавливают почву для формирования речи детей;
  2. Ф. Энгельса, который рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под их влиянием развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами;
  3. дефектологов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, С.Е. Гавриной, уделявших огромное значение играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.

На 1 этапе « Организационный» (2002­–2003 гг.), с цель которого — создание условий для определения уровня деятельности.

Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности родителей. Провела отбор традиционные и нетрадиционные методы и приемы по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.

В 2003. году выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошел весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. В дальнейшем систему работы включила в методическое пособие «Тренируем руки - развиваем речь». Пособие рассчитано на детей от 3 до 7лет, Предназначено специалистам, педагогам, логопедам и родителям .

На 2 этапе «Внедрение» (2003–2004 гг.) систематизировано решалась выявленная проблема.

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с педагогами, специалистами и родителями.

Успешно внедрялось методическое пособие «Тренируем руки - развиваем речь» в деятельность дошкольного образовательного учреждения.

На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).

На последующих этапах использовали нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые и еловые шишки, массажные щетки, грецкие орехи). С детьми старшего дошкольного возраста для массажа использовали ложки, обеспечивающие укрепление лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Играя каучуковыми мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.

Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина, глины и деревянных палочек (ежика, колобка), которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук. детей. Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогало вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.

Веревочки, шнурочки, ленточки разной длины, ширины и толщины, являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые детям в веселой, непринужденной форме игры с массажными щетками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.

Особое место занимала «Пальцевая живопись» - рисование ладонью, рисование пальчиком по мокрому листу с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребенком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта.

Применение хромотерапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребенка. Хромотерапия частично включалась в изодеятельность и самостоятельную деятельность детей.

Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, складывать конверты, и изготовлять подарочные коробочки), выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, чистоговорок, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждали вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствовали развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму, помогли сформировать первые графические навыки у дошколят.

Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей Занимательные встречи в «Педагогической гостиной» помогли педагогам и специалистам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Посещение педагогами и специалистами логопедических индивидуальных и подгрупповых занятий позволило скорректировать свою работу по данному направлению, включать нетрадиционные игры и упражнения в свою деятельность. Использованные в коррекционной работе нетрадиционные методы и приемы развития мелкой моторики педагоги и специалисты включают в разные виды своей деятельности с детьми (в занятия, режимные моменты, музыкальные и физкультурные развлечения и праздники).

Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.

Для того, чтобы найти индивидуальный подход родителя к ребенку, помимо занятий в «Лесной школе», «Консультативном пункте для будущих первокласcников», консультировала родителей по «Прямому телефону». Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.

Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками- развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создание в ДОУ библиотеки дает возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу и игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук .

На 3 этапе «Результативный» (2004–май 2006 гг.) мониторинг показал, что проводимые традиционные и нетрадиционные игры и упражнения с подручным материалом, сотрудничество с педагогами, специалистами и родителями оказали благотворное воздействие на эмоциональное состояние, помогли сформировать у детей мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму, стимулировать речевое развитие, и в конечном счете предупредить появление серьезных проблем в школе

Опираясь на данные результатов успеваемости учащихся 1- классов (бывших детей-логопатов), следует отметить, что у детей наблюдается стабильная успеваемость по основным предметам и можно говорить о правильности выбора методов и приемов коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями в дошкольный период.

Пособие.
Презентация.