Факультатив по математике на тему: "Как хорошо уметь считать", 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Тема: «Как хорошо уметь считать».

Цели занятия:

  • Образовательные:
    • закреплять знания таблицы умножения и деления;
    • совершенствовать вычислительные навыки;
    • отрабатывать умения в решении головоломок с числами.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к математике через творческие, занимательные задания и использование интерактивной доски и ноутбуков;
    • развивать логическое мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельность;
    • воспитывать аккуратное, бережное отношение к современной технике.

Оборудование: учебник «Математика» для 3 класса (авторы Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.), карточки и диск с головоломками, карта путешествия на остров Веселый счет, картина корабля, ребусы, роботы – жители острова, изготовленные учащимися, диск «Несерьезные уроки», интерактивная доска, компьютер, магнитофон, ноутбуки.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Форма проведения: нетрадиционная – путешествие на корабле на остров Веселый счет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к занятию.

II. Целевая установка

– Тема нашего занятия «Как хорошо уметь считать». Вы очень любите путешествовать. Сегодня мы с вами отправимся на остров Веселый счет, поплывем на корабле по морю Математики. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, кораблик наш плыви».

(Дети хором произносят слова.)

III. Индивидуальная работа с учащимися. Упражнение на релаксацию «Чудесные звуки морских волн».

– Итак, пока наш корабль весело плывет по волнам, Максим на интерактивной доске решит головоломку «Звездочка». Ему нужно подставить в пустые звездочки числа так, чтобы все примеры решались по часовой стрелке. Для подсказки одно число уже стоит на своем месте. Алеша выполнит задание на доске, угадает числа вместо рыбок.

«Угадай числа». (Задание выполняется учеником на доске, вместо знака «?» – рыбки на магнитах.)

? – 32 = 68
? : 9 = 6
80 – ? = 54

? : 4 * 3 : 9 * 8 : 4 * 9 : 6 * 5 = 30

– А мы с вами выполним упражнение на релаксацию «Чудесные звуки морских волн»:

Сядьте удобнее. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. Возьмите раковины, приложите их к уху и прислушайтесь. Если вы хорошо вслушаетесь, то можете услышать звуки накатывающейся на берег воды, они становятся все громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает. Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас сейчас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно, пользуетесь спокойствием и тишиной моря.

(Упражнение на релаксацию взято из методического пособия «Адаптационные занятия с первоклассниками», стр. 12 – 13, автор Тукачева С.И., издательство «Учитель», Волгоград, 2007).

– А теперь потянитесь, выпрямитесь. Отложите раковины на парту. Наш корабль приплыл на остров «Веселый счет».

IV. Устный счет. «Угадай-ка».

– Нас встречают жители острова – забавные роботы. Они приглашают к себе в гости, предлагают выполнить задания. Счет «по цепочке». Начинаем с конца выражения, используя прием «обратная операция».

По ходу урока учитель проверяет решение головоломки «Звездочка» у Максима и решение выражений «Угадай числа» у Алеши.

V. Решение головоломок с комментированием. Индивидуальная работа на ноутбуках.

– Дорогие ребята! Роботы предлагают совершить прогулку по своему острову и решить головоломки «С 16-конечной звездой» и «С геометрическими фигурами».

Ход решения головоломки №1 дети объясняют так:

Ученик: «Неизвестное число делим на 9, получаем 9. Неизвестное число на первом месте, значит, будет «обратная операция». Было деление на 9, станет умножение на 9, 9 * 9 = 81.» И так далее.

– Роботы довольны вашим решением. Они приготовили вам головоломку с геометрическими фигурами. Эту головоломку решит Саша. (Решение головоломки записывается на интерактивной доске одним учеником, а остальные записывают решение в тетради.)

Сначала находим число, зашифрованное треугольником. Неизвестное число на первом месте, значит, будет «обратная операция», 240 : 4 = 60. Вместо треугольника подставляем число 60. Далее находим следующие значения. Головоломки проецируются на интерактивную доску, они цветные. На обычной магнитной доске нарисована карта острова, с помощью магнитов прикреплена картина корабля. На пальмах записаны мини-головоломки, ребусы, магические квадраты, т.е. задания, которые выполняются на занятии. На острове живут роботы, их изготовили учащиеся на уроках технологии.

Одновременно 3 учащихся выполняют задания на ноутбуках.

Ноутбук № 1 – работа в паре – «Магические квадраты 15 и 18». (Из методического пособия «Учим математику с увлечением», авторы – Кочергина А.В., Гайдина Л.И., Москва 2007, стр. 56.)

Магическиеквадраты

4        
    5    
        6

Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям равна 15.

    10    
    6    
7 2    

Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям равна 18.

На 2-м, 3-м ноутбуках – «Мозаика». (Диск «Несерьезные уроки», раздел «Учимся думать», лицензия МПТР РФ серия ВДФ № 77 –15 от 10.10.2002.)

Учитель: Корабли роботов повреждены. У них разорваны паруса. Нужно помочь роботам починить паруса, используя цветные флажки. Ребята собирают мозаику (третий уровень), затем учитель благодарит учеников, выполнявших это задание.

VI. Ребусы

– Молодцы, ребята! Головоломки решили, корабли починили, правильно подобрали числа в магических квадратах. На острове роботов есть дерево с ребусами, разгадаем их.

100рона, про100р, во100рг, ме100, яна/2, день/2.

(Ответы: сторона, простор, восторг, место, поляна, полдень.)

Кроме того, на интерактивной доске учитель открывает страницу с изображением нотной строки, и дети, занимающиеся в музыкальной школе, составляют ребусы с нотами. (Например: мир, миг, фасоль, море, фамилия, дом, домино, домик.)

VII. Музыкальная минутка

– Нам пора на корабль. Вы приготовили маленький сюрприз жителям острова, давайте сядем на корабль и поплывем на ту часть острова, которая пока еще необитаема, посадим бананы, ананасы и фруктовые деревья в подарок жителям острова Веселый счет.

На интерактивной доске дети предварительно нарисовали пальмы, деревья, а теперь с помощью матрицы на интерактивной доске печатают бананы, ананасы, яблоки, апельсины, «сажают» цветы.

– Чтобы веселей было работать, давайте споем песню о путешествиях, математике на мотив песни «Голубой вагон» (муз. В.Шаинского).

Звучит мелодия, дети исполняют песню. (Каждый наш урок, как происшествие…). Песню можно найти в книге №1 «Сценарии школьных праздников», библиотека «Первого сентября», Москва 2001, стр. 151.

– Жители острова благодарны вам за посаженные деревья, за песню, давайте попрощаемся с роботами, нам пора возвращаться в школу. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – кораблик приплыви».

VIII. Работа по учебнику «Математика»

– Мы прибыли в нашу родную школу. Откроем учебники и выполним задания. Ученики со второго ряда решают № 498 (2-й, 3-й ст., деление с остатком) и № 500: даны 5 чисел: 2, 3, 5, 7, 13. Три из них перемножили. Получилось 105. Какие числа перемножили?

Можно поработать в паре с товарищем, помочь друг другу. С остальными учащимися решаем № 490 (выборочно – 272 : 8. 693 : 7, 762 : 3, 812 : 4).

– Выполним деление на однозначное число.

На доске ребята комментируют решение. Учитель предлагает учащимся написать письмо роботам. Ира составила такое письмо роботам:

Дорогие роботы! Мы, ученики 3 а класса Дашковской средней школы, хотим выразить вам свою благодарность за прекрасное путешествие и интересные задания. Желаем дальнейших творческих успехов!!! До скорой встречи.

IX. Рефлексия занятия

– Что вам понравилось на занятии больше всего?
– Что не понравилось?
– Для чего мы выполняли сегодня эти задания?
– В чем вы испытывали затруднения?

X. Подведение итога занятия

– Как называлась тема занятия?
– Как вы считаете, наш урок достиг цели?
– Какое у вас сейчас настроение?

С помощью матрицы дети выходят к интерактивной доске и печатают солнце, сердечки, цветы, звездочки, флажки, выражая тем самым свое настроение. Затем учитель открывает страницу с изображением календаря, показывает сегодняшнее число и выражает общее настроение на календаре, печатая повторяющиеся картинки (солнце, цветы, звезду, сердечко).
Учитель благодарит ребят за хорошую работу.