Организуя праздник в школе, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия учащихся и их возрастные особенности.
Ход подготовки к празднику должен обсуждаться в коллективе. Характер обсуждения зависит от темы праздника, возраста детей.
Я хочу рассказать о том, как ведется подготовительная работа к праздникам, основанным на народных традициях, в школе, где я работаю.
Подготовительный этап к проведению праздника начинается с… экскурсий. Народный праздник станет более ярким, если у детей будет накапливаться опыт освоения народных традиций, например, через такую форму внешкольной работы как экскурсии. Дети нашей школы часто посещают музей-заповедник Коломенское. Там они знакомятся с русским деревянным домом, с историей русского костюма и т. д. Но больше всего всем нравится разнообразие фольклорной программы, где бывают задействованы сами дети: это и обряд “Новоселье” с чаепитием, с различными забавами и шутками, это и фольклорный праздник “Рождество. Новый год”, после которого всех угощают пышными блинами с горячим чаем и вареньем. А про блины на Масленицу дети вспоминают до сих пор. Таким образом, экскурсии являются подготовительным этапом к проведению народных праздников с непосредственным участием детей.
Следующим элементом подготовительного этапа являются игры. Многие народные традиции связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших. Поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
Игра всегда существует одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших, актуальных проблем и потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, творческих функций, а также для физической закалки организма. Игра является неизменным атрибутом гуманного воспитания, в ней заключается возможность воспитывать и обучать ребенка в радости.
Играя, дети с большим вниманием относятся к подготовке праздника: с помощью игры ярче запоминаются роли участников, лучше воспринимается индивидуальность персонажей, их речевые особенности.
С детьми можно разучить такие народные игры как “Бояре”, “Просо”, “Ручеёк” и т.д., пришедшие к нам из народных обрядов, что немаловажно для их психологической подготовки к празднику, умения “держать себя” на сцене - быть участником.
Важная и трудоемкая часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии в строгой последовательности излагается то, что будет происходить на празднике. Очень часто бывает, что сценарии к народным праздникам помогают составлять сами дети, которые когда-то видели или даже принимали участие в различных праздниках летом в деревне, поселке, где остались еще обычаи проводить праздники по старым традициям.
При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжет, а значит и весь праздник, становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. В борьбе добра и зла особенно ярко вырисовывается идея праздника. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех включаться в действие. Именно благодаря этому они из зрителей превращаются в действующих лиц праздника (на принципе соучастия сейчас строятся почти все детские спектакли).
Когда сюжетная линия намечена, можно приступать к подбору литературно-художественного материала. В сценарии должны быть четкое начало, основная часть и финал. Завязка праздника – важное условие его успеха. Прекрасным организующим началом является музыка.
Праздник предполагает несколько, а по возможности, много ролей. Сценарий тогда успешен, когда он многоролевой. На каждом празднике необходимы роли для встречающих гостей для сюрпризов, для организации игр, для концерта и т.д. и т.п.
Ролевой праздник – это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники. Роль тогда роль, когда угодила ребенку.
В контекст практически любого праздника включаются игры. Правомерно включать в праздник все виды и “жанры” игр: спортивные и подвижные, забавы и аттракционы, дидактические познавательные, музыкальные и хороводные и т.д. Включение игры в сценарий особенно характерно для народных праздников.
Хочу на примере рассказать о подготовке и проведении праздника “Масленица” в 5-7-х классах.
1 стадия – предварительная работа учителя. На этой стадии я продумала форму проведения праздника с использованием элементов народных традиций. Составила приблизительный план сценария.
2 стадия – коллективное планирование праздника. На этой стадии я уже непосредственно разговаривала с детьми. Дети высказывали свои предложения. Учитывая ход обсуждения, я ненавязчиво, наравне со всеми, высказывала свои предложения.
3 стадия – коллективная подготовка дела. Мы всегда распределяем обязанности между учениками: любишь рисовать – готовь декорации, придумывай костюмы; актеры репетируют роль; танцоры, певцы – у каждого свои обязанности. Дети всегда охотно берутся за работу: придумывают название представления, подбирают стихи и песни. Некоторые народные песни имеют сложный текст, который приходиться нам вместе с детьми немного изменять, но, не нарушая смысла. “Художники” рисуют декорации. С помощью родителей делаем и шьем костюмы. Для праздника “Масленица” дети вместе с родителями сделали чучело – символ зимы. В каждом классе пекли блины.
Для праздника мы подобрали музыкальное оформление: звукозаписи русских народных песен, музыкальные пьесы на тему Масленицы, слайды с изображением народных промыслов и т.д.
Теперь нужно было продумать, как украсить зал, сцену, чтобы создавалось полное ощущение праздника. На сцене вывесили символ Масленицы – Солнце. Зал украсили плакатами с пословицами и поговорками о Масленице, о блинах. У входа в зал расположили торговые “точки”: блинная, пирожковая, чайная, сувенирная и другие.
4 стадия – проведение праздника. Праздник проходил в два действия. Первое действие, – театрализованное представление в зале, в котором принимали участие “артисты” и зрители (музыкально-песенный репертуар готовился со всеми классами, участвовавшими в празднике). Это действие заканчивалось чаепитием с блинами. Второе действие проходило на улице. В школьном дворе на шесте укрепили чучело Масленицы, которое дети окружили хороводом. Ребята пели хороводные песни о прощании с зимой. А затем, следуя старинному обычаю, чучело сожгли.
Так весело, с выдумкой, с обильным угощением мы провожали зиму, встречали весну.
5 стадия – коллективное подведение итогов. С участниками праздника мы обсуждали, что понравилось, что не понравилось, что удачно получилось, что не очень.
6 стадия – последействие. Дети долго обменивались своими впечатлениями, предложениями на будущее.
Как показало наблюдение, в результате проведения подобных мероприятий многие учащиеся предстают совсем с другой стороны: некоторые дети, которые обычно в своем классе тихие, застенчивые, во время праздника оказались очень раскрепощенными, активными, артистичными. Все ребята стали сплоченнее. Чувствовалось, что это уже не прежние ученики, которые дружили отдельными группами, а некоторые из них были вообще одиноки в своем классе. Еще в процессе подготовки к празднику было видно, как рождалась праздничная совместимость детей, их дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.